Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации01.01.2014
Размер0.51 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
  1   2   3
Cеть творческих учителей www.it-n.ru

Сообщество учителей биологии и экологии "БИО-ЭКО»

Четвертый этап Интернет - фестиваля «Методические находки учителя. Начало года. Первый урок биологии».

Конспект урока биологии в 7 классе по программе Пасечника В.В. «Что живо, то и хитро» («Разнообразие животного мира»)

Жукова Надежда Николаевна,

учитель биологии, химии

МБОУ «Нижнекулойская средняя

общеобразовательная школа»

Верховажского района

Вологодской области
УМК:

1.Примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 классы: проект. (Стандарты второго поколения.) М.: Просвещение, 2010. – 80 с.

2.Биология: 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника. Автор-составитель Г.М.Пальдяева – 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010. – 92 с.

3.Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 304 с.: ил.

Предмет: биология

Класс: 7

Тема урока: Разнообразие животного мира

Имя урока: Что живо, то и хитро (Слайд 1)

Место и роль урока в изучаемой теме: Данный урок открывает изучение учащимися царства животных.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель урока: Создание условий для изучения и применения учащимися знаний о многообразии животных.

Образовательные задачи:

  • Способствовать повторению, обобщению и систематизации учащимися знаний о классификации живых организмов на царства и таксоны; о классификации сред обитания организмов.

  • Способствовать пониманию и осознанному применению учащимися понятия «жизненная форма», уяснению смысла конвергенции.

  • Способствовать пониманию учащимися многозначности терминов «форма», «образ», значения слова «разнообразие».

Развивающие задачи:

Способствовать развитию универсальных учебных действий:

  • познавательных УУД (ПУУД): умений классификации, схематизации учебного материала, сравнения объектов по заданным критериям; анализа и отбора информации, умения обобщать и делать выводы;

  • личностных УУД (ЛУУД): осознанию личностного значения изучения темы;

  • регулятивных УУД (РУУД): целеполагания, планирования, рефлексии;

  • коммуникативных УУД (КУУД): умения публичного мини-выступления, изложения своего мнения, аргументации его;

Воспитательные задачи:

  • Способствовать эстетическому восприятию учащимися объектов живой природы: животных.

  • Способствовать формированию экологической культуры учащихся: бережного отношения к живым объектам природы, понимания важности сохранения биологического разнообразия планеты.

Методы, приемы работы: методы рефлексии содержания учебного материала – предположение темы по картинам художника-анималиста, составление схемы; построение диаграммы; создание образа животного определенной жизненной формы; рефлексия по окончанию урока.

Материалы и оборудование: полоски цветной бумаги, распечатанные на каждого учащегося материалы приложений, медиапроектор, экран.

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.

Этапы урока:

  • Мотивация, целеполагание. Актуализация знаний

  • Изучение нового материала

  • Рефлексия

  • Домашнее задание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация, целеполагание. Актуализация знаний

Ребята! Говорит ли Вам что-либо название профессии «художник-анималист»?
(Слайд 2) Посмотрите внимательно на картины Лосева Григория Васильевича. Что их объединяет?
Действительно, объектами его картин являются animalia - животные - со времён Аристотеля выделяемая категория организмов, которая в настоящее время рассматривается в качестве биологического царства.

Животные являются основным объектом изучения науки зоологии.

Современная зоология - это целая система наук о животных. Одни из этих наук исследуют строение, поведение животных, их взаимосвязь с окружающей средой, распространение на Земле; другие посвящены изучению отдельных групп животных, например, только рыб (ихтиология), только насекомых (энтомология), только птиц (орнитология) и пр.

Как изображаются животные художником?


- Животные изображены сюр-реалистично, но чувствуется, что художник любит их, хорошо знает индивидуальные особенности.

(Слайд 3) Постарайтесь предположить тему и цель нашего урока

Совершенно верно, сегодня мы познакомимся с разнообразием животного мира. Мы должны найти ответ на вопрос: в чем причины многообразия животных?

Подумайте в течение занятия, почему имя урока «Что живо, то и хитро».
(Слайд 4) Обратимся к этимологии слов.

Значение слова «образ» по Ефремовой:

Каким значением слова применительно к животным мы воспользуемся?
Значение слова «разнообразие» по Ушакову:

  • Отсутствие однообразия, монотонности;

  • Наличие несходных, неповторяющихся элементов в чем-нибудь.

Разнообразие жизни. Разнообразие впечатлений. Внести разнообразие в жизнь. «Всё высокое и всё прекрасное основано на разнообразии, на контрастах». А. Островский.[2]
Отразите на схеме, в чем может выражаться разнообразие животных?

Животные различны по строению и образу жизни, величине. Про человека-ловкача говорят: «Этот и сквозь игольное ушко пролезет». А есть ли животные, которые так малы, что могут пройти сквозь игольное ушко?

(Слайд 5) Да. Есть микроскопические животные, например простейшие, ракообразные. Cамое большое на Земле животное, достигающее в длину 30 м и массы 150 т Вы, конечно же, знаете. Это - синий кит. Мини и макси животного мира…

Познакомиться с другими животными, отличающимися друг от друга размерами, Вы можете в Интернете. Сделайте вывод.


В федеральном законе «О животном мире» говорится:

«Биологическое разнообразие животного мира - разнообразие объектов животного мира в рамках одного вида, между видами и в экологических системах».

Используя предложенную схему «Биологическое разнообразие животного мира» составьте личный план изучения данной темы, раскрасьте его, выделив разными цветами то, что вы знаете, и, то, что предстоит изучить. В дальнейшем, заинтересовавшись, Вы можете продолжить знакомство с разнообразием животных по этому плану.


И хотя наша схема далеко не полная, сегодня на уроке мы не сможем разобрать все виды разнообразия, уделим лишь внимание систематическому разнообразию животных и разнообразию их жизненных форм.

Определение общего числа видов живых организмов, которые обитают на поверхности нашей планеты и в ее океанах, - один из основных, но, тем не менее, самых туманных вопросов в биологии. Парадокс: как ни странно, но мы больше знаем о количестве звезд в нашей галактике, чем о числе живых организмах на своей планете.

(Слайд 6) Международная группа исследователей предсказывает, что всего на Земле должно существовать 8.7±1.3 млн. видов. Из них около 7,7 млн. видов животных, 298 000 растений, 611 000 видов грибов и 36 400 видов простейших. Около 2.2 млн. видов являются обитателями морей и океанов. (Фото рыбы-капли)

Вид (лат. species) - основная структурная единица биологической систематики живых организмов; таксономическая, систематическая единица; группа особей с общими морфофизиологическими, биохимическими и поведенческими признаками, способная к взаимному скрещиванию, дающему в ряду поколений плодовитое потомство, закономерно распространённая в пределах определённого ареала и сходно изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды.[3]

Вид в зоологии - это группа животных, сходных между собой по всем существенным признакам строения и жизнедеятельности, обитающих на определенной территории и дающих плодовитое потомство.

(Слайд 7) В труде «Система природы» (1735 г.) шведского натуралиста Карла Линнея были заложены основы современной систематики животных и растений. Линней ввёл для обозначения вида двойную латинскую номенклатуру (так называемую бинарную номенклатуру), в которой каждый вид обозначается названием рода и следующим за ним видовым названием.

(Слайд 8) Обратите внимание на названия зайцев:

Заяц-беляк;

Заяц-русак;

Заяц-толай;

Манчжурский заяц;

Белохвостый заяц;

Тибетский курчавый заяц;

Африканский заяц;

Бушменов заяц;

Американский беляк;

Бирманский заяц;

Лазающий заяц;

Капский заяц и др. [4]

Подчеркните название рода и запишите его.

(Слайд 9) «Матрешка» таксонов. Сходные виды объединяются в роды: например, зайцы-беляки, зайцы-русаки, зайцы-толаи и др. относятся к роду Заяц. Роды объединяются в семейства. Так, кролики, внешне похожие на зайцев, но роющие норы, рождающие слепых, беспомощных детенышей, относящиеся к роду кроликов, вместе с зайцами принадлежат к семейству Зайцевые. Животные семейства зайцевых и близкие к ним по родству животные семейства пищуховых входят в отряд зайцеобразных. Более крупные систематические группы животных - классы, типы, которые входят в состав царства. Царство животных включает два подцарства: Одноклеточные животные, или Простейшие, и Многоклеточные животные, которые объединяют более 20 типов и несколько сотен классов. [5]

Заполните свой шаблон систематических единиц, начиная с самой маленькой или самой большой единицы.

Находки новых видов не прекращаются, каждый год систематики описывают десятки и сотни новых видов. Но… около 86% наземной и 91% морской живности пока умудряется не показываться человеку на глаза. [6]

Число описанных видов живых организмов на Земле составляет по состоянию на 2011 год примерно 1,7 миллиона, в том числе: позвоночные животные - 64 тысячи видов, беспозвоночные животные - 1,3 миллиона видов, растения, включая красные и зелёные водоросли - 308 тысяч видов, грибы, включая лишайники - 48 тысяч видов:

Группа организмов

Число описанных видов (2011 г.), тыс.

Тип Хордовые (Позвоночные) животные

Класс Млекопитающие

5,5

Класс Птицы

10,1

Класс Пресмыкающиеся

9,4

Класс Земноводные

6,8

Класс Рыбы

32,1

Тип Членистоногие животные

Класс Насекомые

около 1000

Класс Паукообразные

102,2

Класс Ракообразные

47

Тип Моллюски

85

Коралловые полипы

2,2

Прочие животные

68,8

Цветковые растения

268

Голосеменные

1,1

Сосудистые споровые

12

Мохообразные

16,2

Красные и Зелёные водоросли

10,4

Бурые водоросли

3,1

Лишайники

17

Грибы

31,5 [3]

Каких животных по числу описанных видов Вы бы поместили «на пьедестал», распределив 1, 2 и 3 места?

Приклейте в тетрадь прямоугольники разной величины (учащимся выданы три равные по величине полоски зеленой, красной и желтой бумаги), условно обозначающие количество видов данных таксонов (соотнесите величину прямоугольников с числом видов). Как применить математику для быстрого расчета при построении диаграммы?

(Слайд 10) У Вас должно получиться следующее распределение животных:

1. Тип членистоногие (ракообразные + паукообразные + насекомые) (1.149.200 видов)

2. Тип моллюски (85000 видов)

3. Тип хордовых (рыбы + земноводные + пресмыкающиеся + птицы + млекопитающие) (63900 видов)

Пропорция будет такой: членистоногие: моллюски: хордовые = 13,52 : 1 : 0, 75

Какой вывод мы сделаем?

(Слайд 11) Проанализируйте диаграмму, отражающую глобальные экологические проблемы и сделайте вывод самой масштабной проблеме на планете о значении биоразнообразия.

К сожалению, по самым скромным оценкам за последние пять столетий с лица Земли исчезло около 900 видов растений и животных. В ближайшем будущем к этому списку могут присоединиться ещё более 10 000 видов живых организмов.

Вот лишь некоторые факты:

  • 71 вид птиц исчез на Гавайях с тех пор, как человек впервые высадился на берегах этих островов;

  • В настоящее время на Земле обитает 17 видов пингвинов. Численность популяций 12 видов из них быстро сокращается;

  • Ежегодный доход от промышленного вылова голубого тунца в мире составляет $7,2 миллиардов долларов. С 1980 года по настоящее время численность голубого тунца сократилась на 70%. Эксперты считают, что в ближайшие 10 лет этот вид может исчезнуть совсем.

  • Только 3 200 особей тигров осталось на Земле. За последнее столетие численность этого вида животных на Земле сократилась на 97%.

Рейтинг стран по количеству исчезающих видов живых организмов: 1. Эквадор (2 211), 2. США (1 203), 3. Малайзия (1 166), 4. Индонезия (1 126), 5. Мексика (900), 6. Китай (841), 7. Австралия (874), 8. Бразилия (769), 9. Индия (687), 10. Филиппины (682), 11. Колумбия (658), 12. Танзания (607), 13. Мадагаскар (581), 14. Шри-Ланка (546), 15. Перу (545), 16. Камерун (534), 17. Таиланд (467), 18. Папуа - Новая Гвинея (448), 19. Вьетнам (417), 20. Южная Африка (407). [7]

Наиболее значимая потеря для планеты – исчезновение видов, снижение биоразнообразия. Неслучайно, 2010 год был объявлен Международным Годом Биоразнообразия. Каково значение биоразнообразия?

Вывод: Существует три основных типа биоразнообразия:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск