Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 470.62 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации01.01.2014
Размер470.62 Kb.
ТипКонтрольная работа
100-bal.ru > Биология > Контрольная работа
  1   2   3   4   5


МУ «Отдел образования Администрации Шегарского района»

Ресурсно-методический центр

МОУ «Шегарская средняя общеобразовательная школа №1»



Учебно – методический комплект
Использование современных технологий на уроках биологии
Автор: Мишевич Галина Михайловна

учитель биологии





МЕЛЬНИКОВО 2010


Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. Методические разработки занятий с использованием информационно-коммуникативных технологий

    1. Методическая разработка урока – игра- зачет «Путешествие по клетке» с мультимедийной поддержкой 9 класс

    2. Методическая разработка урока «Строение белка» с мультимедийной поддержкой 9 класс

    3. Методическая разработка урока – Смотр знаний по теме «Тип хордовые» 7 класс

  3. Методические разработки занятий с использованием модульной технологии

    1. Методическая разработка урока с использованием модульной технологии «Тип хордовые животные. Класс ланцетники» 7 класс

    2. Методическая разработка урока с использованием модульной технологии «Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание». 10 класс.

    3. Контрольная работа по теме «Основы генетики» 10 класс

    4. Дополнительная информация для учителя –« Принципы решения типовых задач по генетике»

    5. Дополнительная информация для учителя –« Принципы решения типовых задач по молекулярной биологии».



Пояснительная записка
Использование современных образовательных технологий на уроках биологии.
Передо мной, как и перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую деятельность. С какими проблемами в своей работе сталкиваюсь я:

  • как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;

  • как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;

  • каким образом научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их деятельности.

Разрешить поставленные проблемы, на мой взгляд, можно только путем проектирования такой технологии обучения, которая предусматривала бы осуществление принципа дифференцированного подхода на индивидуальном уровне. Какие же инновационные технологии и нетрадиционные формы и методы уроков, которые я использую в своей педагогической практике, позволяют решать поставленные задачи? Это: информационно-коммуникационные технологии; проектный метод, исследовательский метод, модульная технология, личностно-ориентированное обучение. Более подробно остановлюсь на двух: ИКТ и модульная технология.

Одним из вариантов реализации данного подхода является модульное обучение. Использование модульной технологии способствует изменению моих функций: я становлюсь консультантом, собеседником ученика. На мой взгляд, такая форма обучения задает иную технологическую направленность: в центре внимания, с одной стороны, учебно-познавательная деятельность самих учащихся, а не поурочные планы, а с другой – объективный контроль результатов. Весь блок изучаемой темы намечает близкие, средние и дальние перспективы. Во всех элементах модульного урока основу составляет мой диалог с учеником, а весь процесс учебной деятельности обеспечивается многократно повторяющейся и варьирующей самостоятельной работой. Я использую данную технологию на уроках в среднем и старшем звене. Какие позитивные результаты дает использование модульной технологии:

  • Позволяет каждому ученику достичь поставленных задач внутри законченного блока

  • Ориентирует учащихся на умение самостоятельно и мотивированно направлять свою деятельность на исследование реальных связей и зависимостей, определение характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критерия для сравнения, сопоставления, оценку и классификацию объектов

  • Позволяет самостоятельно осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа..


Для старшеклассников характерно избирательное отношение к предметам, большая значимость мотивов, связанных с будущим. Использование модульной технологии позволяет планировать учебную деятельность учащихся. Предлагаю своим ученикам записать в тетрадь календарный план изучения темы и выстроить индивидуальную работу каждому ученику самостоятельно.

Старшеклассникам предоставляю возможность:

  1. Организовать самостоятельную работу на протяжении достаточно длительного времени;

  2. спланировать разнообразную учебную деятельность с учетом своих индивидуальных особенностей;

  3. сконцентрировать учебный материал вокруг ограниченного числа общих биологических закономерностей и исключить вопросы, излишне детализирующие учебный материал.

Таким образом, планируя работу старшеклассников, ориентирую их на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности. Формирую у учащихся разнообразные познавательные интересы, что дает толчок к самообразованию, самовоспитанию.
Информационно-коммуникационные технологии
В числе приоритетных задач школьного образования на современном этапе особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности ученика, приобщение его к достижениям информационного общества, и способности быть активным потребителем информации. Поэтому современное образование немыслимо без использования компьютера.

Гибкая организация учебного процесса с использованием ИКТ позволяет полнее учитывать индивидуальные способности школьников, их интересы и учебные стили. Учащиеся берут на себя ответственность за ход и результаты учебной работы, ее оценку. Путь повышения эффективности своей работы я вижу за счет использования ИКТ. Поэтому для меня стал актуальным вопрос о необходимости формирования базы компьютерных медиауроков. Эти уроки придают занятиям эмоциональную окрашенность, возбуждают живой интерес к предмету, расширяют кругозор, повышают уровень наглядности на уроке и производительность труда учителя и учащихся. Мною разработаны авторские обучающие и тестирующие медиауроки, например :

  • «Строение белка» (общая биология 10 класс)

  • Игра-зачет «Путешествие по клетке» (общая биология 9 класс)

  • Урок-состязание «Скелет» (биология 8 класс)

  • Урок-обобщение «Путешествие по стране растений» (биология 6 класс)

  • «Этапы эволюции человека» (общая биология 11 класс)

  • «Пути и направления эволюции» (общая биология 11 класс)

  • «Видоизменения корней» (биология 6 класс)


Разработанные мной образовательные электронные ресурсы размещены на: Российский образовательный портал (Урок-обобщение «Путешествие по клетке» (биология 9 класс)); Официальный сайт Департамента образования Администрации Томской области («Строение белка» (общая биология 10 класс))

Использование компьютера побуждает ученика к овладению возможностями компьютера в процессе обучения: находить нужную информацию, осваивать навык сворачивания и разворачивания информации (составление и «чтение» таблиц, графиков, схем и т.д.), выполнять различные творческие работы (например: предлагаю нарисовать комиксы по теме «Эволюция человека»), создавать творческие презентации по определенным темам урока. Ученики выбирают интересующие их темы и работают с ними. В результате созданы презентации к урокам по всем темам, например:

  • «Видоизменение листьев»

  • «Хищные растения»

  • «Доказательства животного происхождения человека»

  • «Строение цветка»

  • Приспособления к опылению у растений

  • Адаптации организмов

. . Накопленный и систематизированный дидактический материал перевожу в электронные издания учебного назначения. Из накопленных электронных учебных пособий я создаю медиатеку.

Наиболее яркие разработки медиауроков были успешно реализованы на Межмуниципальной Ярмарке медиапродуктов 2007, 2008 которые проходили на базе нашей школы. Для своих разработок я создала презентацию после знакомства с которой учителя других школ области проявили живой интерес к моим работам, они получили признание и появились последователи моей системы работы . На уроках и внеурочных занятиях широко использую готовые мультимедийные учебные пособия. Систематически использую их на разных этапах урока.

В нашей школе в старших классах введено предпрофильное обучение. Ребятам предлагается выбрать различные курсы. Для этого мной разработан ряд программ элективных курсов: «Практическая биология» (9 класс), «Глаза…Вооружены и очень полезны» (9класс), «Клумбовое цветоводство» (9 класс). Программы элективных курсов предназначены для учащихся, выбирающих дальнейший профиль обучения в средней школе. Цель курсов – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предполагается путем знакомства ребят с программой элективного курса через презентации, поэтому для каждого курса мной создана презентация. Этот эффективный способ знакомства с информацией дает положительный результат – до 50% учащихся выбирают и посещают эти курсы.

Практическая значимость курса проявляется в том, что некоторые ребята заинтересовываются в более углубленном изучении тем, проводят исследовательскую работу, которую потом успешно защищают на разных уровнях. Во внеклассной работе мои ученики для поиска и обработки информации при выполнении исследовательских работ и при создании презентаций этих работ используют компьютер.

Один из немаловажных ресурсов освоение ИКТ- это наличие персональных компьютеров у школьников в домашнем пользовании и возможность ими использовать Интернет-ресурсы.

Наличие персональных компьютеров у школьников в домашнем пользовании позволило мне создать на школьном сайте свою страницу, на которой поместила материал для девятиклассников: экзаменационные вопросы; краткие тезисы по теоретическим вопросам; подробное описание выполнения экзаменационных практических заданий, вопросы для самоконтроля, а так же рекомендации обучающимся как подготовиться к экзамену и родителям как помочь ребенку в подготовке. Это приводит к увеличению доли самостоятельной деятельности ученика, помогает ребятам в самостоятельном продвижении изучения материала при подготовке к экзамену по биологии. Ребята могут познакомиться с этим материалом зайдя на сайт школы, открыв мою страницу дома, либо в ресурсном центре нашей школы. Такая система работы приводит к развитию самоорганизации ребят.

Анализируя эффективность применения ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности выяснила, что использование данной технологии имеет существенные преимущества и позволяет решать поставленные мной задачи, так как:

  • Дает возможность индивидуальной работе школьников и развитию их познавательной самостоятельности и творчества;

  • Формирует навыки работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, выстраивание логических связей и т.д.), способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников.

Информационно-коммуникативные технологии являются неотъемлемой частью в жизни нашей школы и позволяют сделать образовательный процесс максимально приближенным к современным требованиям сегодняшнего дня.

На уроках с использованием ИКТ дети чувствуют себя комфортно, осуществляется индивидуальный подход, меньше утомляются, а это способствует их хорошей работоспособности и своего индивидуального темпа и стиля работы. В сборнике предложены разработки разных типов уроков с использованием ИКТ и модульной технологии.

Методическая разработка урока: игра-зачет «Путешествие по клетке»

9 класс

Форма урока: дидактическая игра-путешествие

Цель урока: контроль и обобщение знаний по теме; повышение уровня мотивации к обучению; поощрение групп учащихся, успешно усвоивших данную тему.

Правила игры: класс делиться на группы по 4 человека, по ходу игры учащиеся выполняют задания на листках самоконтроля, зарабатывая за каждое правильно выполненное задание определенное количество хромосом.

Ход игры:

  1. Вводное слово. Вам предлагается совершить путешествие по клетке. Ваша задача – пройти все испытания и попасть в ядро. Правильность выполнения задания осуществляется взаимоконтролем (группы меняются листками самоконтроля и проверяют правильность выполнения задания друг у друга). При этом вам необходимо набрать наибольшее количество хромосом.

  2. Начало игры. Проникновение в растительную клетку. Перед вами растительная клетка. Чтобы проникнуть внутрь клетки, необходимо преодолеть оболочку (слайд №1). Как будете проникать: с помощью фагоцитоза или с помощью мембранных белков? (слайд №2). Вопросы мембранных белков: (слайд №3) ответьте «да» или «нет»

  1. При активном транспорте веществ затрачивается энергия

  2. Фагоцитоз – это поглощение капелек жидкости

  3. Клеточная стенка растений состоит из целлюлозы

  4. Пиноцитоз – это вид фагоцитоза

  5. Плазмолемма (цитоплазматическая мембрана) состоит из двух слоев липидов

  6. У животных клеток нет клеточной стенки

За каждый правильный ответ вы получаете по одной хромосоме.

  1. Гиалоплазма. Вы попали в жидкую часть цитоплазмы растительной клетки. Любопытные и дружелюбные ионы хлора просят у вас помощи. Взамен они предлагают вам выполнить задания и укажут короткую дорогу к ядру. Помогите хлорид-ионам: необходимо составить два списка органоидов (слайд №4)






Благодарные ионы дарят вам 8 хромосом и показывают короткую дорогу к ядру – через гигантскую вакуоль. Вы попали в вакуоль

  1. Вакуоль. Вы находитесь в центральной вакуоли растительной клетки. Заблудившийся ион магния просит помощи. Он так же как вы, пробирается на другую сторону клетки. Ему необходимо попасть в один из пластидов. Но он забыл название пластида и вещества, в которые ему нужно попасть. Он вспомнит, если вы правильно выполните задание(слайд№5)



Ион вспомнил название пластида – это хлоропласт (слайд №6)

За подсказку ион магния дарит вам 2 хромосомы.


  1. Хлоропласт. Итак, вы в хлоропласте. Но ваше растение съедено травоядным животным и переваривается (слайд №7)

  2. Вы оказались в пищеварительном пузырьке животной клетки. К вашему пузырьку приближается одномембранный органоид, наполненный пищеварительными ферментами (слайд №8). Как он называется? Лизосома слилась с вашим пузырьком. Необходимо срочно покинуть ее! Для этого вы должны правильно выполнить задание (слайд №9)




За правильно выполненное задание вы получаете по две хромосомы.

  1. Попали в ЭПС (слайд №10). Гостеприимная ЭПС согласилась помочь вам приблизиться к цели. Пока вы плывете по ее каналам, она предлагает вам выполнить задание. Вам необходимо распределить органоиды по трем колонкам (слайд №11)

органоиды

одномембранные

двухмембранные

немембранные

Ядро










ЭПС










Жгутики










Митохондрии










Комплекс Гольджи










Рибосомы










Лизосомы









  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск