Скачать 470.62 Kb.
|
МУ «Отдел образования Администрации Шегарского района» Ресурсно-методический центр МОУ «Шегарская средняя общеобразовательная школа №1» Учебно – методический комплект Использование современных технологий на уроках биологии Автор: Мишевич Галина Михайловна учитель биологии МЕЛЬНИКОВО 2010 Содержание
Пояснительная записка Использование современных образовательных технологий на уроках биологии. Передо мной, как и перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую деятельность. С какими проблемами в своей работе сталкиваюсь я:
Разрешить поставленные проблемы, на мой взгляд, можно только путем проектирования такой технологии обучения, которая предусматривала бы осуществление принципа дифференцированного подхода на индивидуальном уровне. Какие же инновационные технологии и нетрадиционные формы и методы уроков, которые я использую в своей педагогической практике, позволяют решать поставленные задачи? Это: информационно-коммуникационные технологии; проектный метод, исследовательский метод, модульная технология, личностно-ориентированное обучение. Более подробно остановлюсь на двух: ИКТ и модульная технология. Одним из вариантов реализации данного подхода является модульное обучение. Использование модульной технологии способствует изменению моих функций: я становлюсь консультантом, собеседником ученика. На мой взгляд, такая форма обучения задает иную технологическую направленность: в центре внимания, с одной стороны, учебно-познавательная деятельность самих учащихся, а не поурочные планы, а с другой – объективный контроль результатов. Весь блок изучаемой темы намечает близкие, средние и дальние перспективы. Во всех элементах модульного урока основу составляет мой диалог с учеником, а весь процесс учебной деятельности обеспечивается многократно повторяющейся и варьирующей самостоятельной работой. Я использую данную технологию на уроках в среднем и старшем звене. Какие позитивные результаты дает использование модульной технологии:
Для старшеклассников характерно избирательное отношение к предметам, большая значимость мотивов, связанных с будущим. Использование модульной технологии позволяет планировать учебную деятельность учащихся. Предлагаю своим ученикам записать в тетрадь календарный план изучения темы и выстроить индивидуальную работу каждому ученику самостоятельно. Старшеклассникам предоставляю возможность:
Таким образом, планируя работу старшеклассников, ориентирую их на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности. Формирую у учащихся разнообразные познавательные интересы, что дает толчок к самообразованию, самовоспитанию. Информационно-коммуникационные технологии В числе приоритетных задач школьного образования на современном этапе особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности ученика, приобщение его к достижениям информационного общества, и способности быть активным потребителем информации. Поэтому современное образование немыслимо без использования компьютера. Гибкая организация учебного процесса с использованием ИКТ позволяет полнее учитывать индивидуальные способности школьников, их интересы и учебные стили. Учащиеся берут на себя ответственность за ход и результаты учебной работы, ее оценку. Путь повышения эффективности своей работы я вижу за счет использования ИКТ. Поэтому для меня стал актуальным вопрос о необходимости формирования базы компьютерных медиауроков. Эти уроки придают занятиям эмоциональную окрашенность, возбуждают живой интерес к предмету, расширяют кругозор, повышают уровень наглядности на уроке и производительность труда учителя и учащихся. Мною разработаны авторские обучающие и тестирующие медиауроки, например :
Разработанные мной образовательные электронные ресурсы размещены на: Российский образовательный портал (Урок-обобщение «Путешествие по клетке» (биология 9 класс)); Официальный сайт Департамента образования Администрации Томской области («Строение белка» (общая биология 10 класс)) Использование компьютера побуждает ученика к овладению возможностями компьютера в процессе обучения: находить нужную информацию, осваивать навык сворачивания и разворачивания информации (составление и «чтение» таблиц, графиков, схем и т.д.), выполнять различные творческие работы (например: предлагаю нарисовать комиксы по теме «Эволюция человека»), создавать творческие презентации по определенным темам урока. Ученики выбирают интересующие их темы и работают с ними. В результате созданы презентации к урокам по всем темам, например:
. . Накопленный и систематизированный дидактический материал перевожу в электронные издания учебного назначения. Из накопленных электронных учебных пособий я создаю медиатеку. Наиболее яркие разработки медиауроков были успешно реализованы на Межмуниципальной Ярмарке медиапродуктов 2007, 2008 которые проходили на базе нашей школы. Для своих разработок я создала презентацию после знакомства с которой учителя других школ области проявили живой интерес к моим работам, они получили признание и появились последователи моей системы работы . На уроках и внеурочных занятиях широко использую готовые мультимедийные учебные пособия. Систематически использую их на разных этапах урока. В нашей школе в старших классах введено предпрофильное обучение. Ребятам предлагается выбрать различные курсы. Для этого мной разработан ряд программ элективных курсов: «Практическая биология» (9 класс), «Глаза…Вооружены и очень полезны» (9класс), «Клумбовое цветоводство» (9 класс). Программы элективных курсов предназначены для учащихся, выбирающих дальнейший профиль обучения в средней школе. Цель курсов – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предполагается путем знакомства ребят с программой элективного курса через презентации, поэтому для каждого курса мной создана презентация. Этот эффективный способ знакомства с информацией дает положительный результат – до 50% учащихся выбирают и посещают эти курсы. Практическая значимость курса проявляется в том, что некоторые ребята заинтересовываются в более углубленном изучении тем, проводят исследовательскую работу, которую потом успешно защищают на разных уровнях. Во внеклассной работе мои ученики для поиска и обработки информации при выполнении исследовательских работ и при создании презентаций этих работ используют компьютер. Один из немаловажных ресурсов освоение ИКТ- это наличие персональных компьютеров у школьников в домашнем пользовании и возможность ими использовать Интернет-ресурсы. Наличие персональных компьютеров у школьников в домашнем пользовании позволило мне создать на школьном сайте свою страницу, на которой поместила материал для девятиклассников: экзаменационные вопросы; краткие тезисы по теоретическим вопросам; подробное описание выполнения экзаменационных практических заданий, вопросы для самоконтроля, а так же рекомендации обучающимся как подготовиться к экзамену и родителям как помочь ребенку в подготовке. Это приводит к увеличению доли самостоятельной деятельности ученика, помогает ребятам в самостоятельном продвижении изучения материала при подготовке к экзамену по биологии. Ребята могут познакомиться с этим материалом зайдя на сайт школы, открыв мою страницу дома, либо в ресурсном центре нашей школы. Такая система работы приводит к развитию самоорганизации ребят. Анализируя эффективность применения ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности выяснила, что использование данной технологии имеет существенные преимущества и позволяет решать поставленные мной задачи, так как:
Информационно-коммуникативные технологии являются неотъемлемой частью в жизни нашей школы и позволяют сделать образовательный процесс максимально приближенным к современным требованиям сегодняшнего дня. На уроках с использованием ИКТ дети чувствуют себя комфортно, осуществляется индивидуальный подход, меньше утомляются, а это способствует их хорошей работоспособности и своего индивидуального темпа и стиля работы. В сборнике предложены разработки разных типов уроков с использованием ИКТ и модульной технологии. Методическая разработка урока: игра-зачет «Путешествие по клетке» 9 класс Форма урока: дидактическая игра-путешествие Цель урока: контроль и обобщение знаний по теме; повышение уровня мотивации к обучению; поощрение групп учащихся, успешно усвоивших данную тему. Правила игры: класс делиться на группы по 4 человека, по ходу игры учащиеся выполняют задания на листках самоконтроля, зарабатывая за каждое правильно выполненное задание определенное количество хромосом. Ход игры:
За каждый правильный ответ вы получаете по одной хромосоме.
Благодарные ионы дарят вам 8 хромосом и показывают короткую дорогу к ядру – через гигантскую вакуоль. Вы попали в вакуоль
Ион вспомнил название пластида – это хлоропласт (слайд №6) За подсказку ион магния дарит вам 2 хромосомы.
За правильно выполненное задание вы получаете по две хромосомы.
|