©Пестрый Глобус Педагогики. О.В.Евстифеева http://pedagogland.ru/about
Материалы МОУ СОШ «Эврика»
Эксперимент «Создание модели индивидуализированного образовательного процесса», 2000-2005 гг. Приложение 1 Планирование материала и организация учебной деятельности
по теме «Рыбы», зоология, 8 класс Блок «Рыбы». Цель: создание условий для саморазвития и творческого отношения к обучению с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Задачи:
Изучение особенностей внутреннего и внешнего строения рыб, их разнообразия, эволюционного развития и систематики.
Формирование умения анализировать и кратко излагать информацию.
Поддержание интереса и творческих способностей учащихся
Описание работы по блоку. Время, выделенное программой на изучение блока, 7 часов.
Нами было произведено следующее структурирование учебного времени:
Лекция - 1час
Самостоятельная работа учащихся –1 час
Сообщение и групповая работа –1 час
Творческая работа учащихся – 2 часа
Подготовка к зачету, консультация -1 час
Зачет-1 час Знакомство с блоком начинается с вводной лекции учителя «Эволюция рыб и систематика». Затем учитель обращает внимание детей на то, что перед ними стоит цель - добиться полного усвоения знаний о строении рыб и их многообразии.
Учащиеся в группах самостоятельно выбирают направления своего исследования: внешнее строение тела, скелет, нервная система и органы чувств, пищеварение, выделение, кровообращение, дыхание и размножение. Алгоритм действия учащихся содержит два основных учебных элемента УЭ-1 - самостоятельная работа по изучению особенностей строения и жизни обитателей водной среды - рыб, и УЭ-2 - подготовка выступления перед классной аудиторией по выбранному направлению.
Ознакомившись с содержанием выбранного вопроса, учащиеся составляют схему (строения тела, кровообращения, пищеварения, и др. в соответствии со своим выбором) и представляют ее своим одноклассникам. При прослушивании учащимися заполняется таблица «Основные характеристики рыб». Учитель помогает составлять схему и анализировать прочитанное, обобщая материал.
Для работы по разнообразию рыб проводится цикл творческих уроков. Творческая работа может осуществляться как в урочное время, так и дома или в библиотеке. Детям предлагаются следующие творческие задания:
1. Составление альбома «Все о рыбах», внутреннее и внешнее строение в рисунках.
2. Таблица «Основные характеристики рыб» и схема современной систематики рыб.
3. Дневник обитателя океана. (Представить себя любым обитателем океана и рассказать о своей жизни)
4. Макет подводной жизни.
Для итоговой проверки знаний по блоку учителем приготовлены вопросы разной сложности и тест. Мы решили избежать балльной оценки и для создания ситуации успеха ввели градацию вопросов по уровням: вопросы на степень магистра (высокий уровень), вопросы на степень бакалавра (средний уровень), вопросы для специалиста (минимальный уровень) Вопросы для проверки знаний. Вопросы для магистров. 1. Систематика и эволюция Рыб.
2. Бесчерепные их характеристика: среда обитания, пищеварение, органы дыхания, кровообращение, нервная система.
3. Приведите примеры связи между внешним видом и средой обитания рыб.
Функции скелета и его строение.
Особенности пищеварительной системы связанные с типом питания.
Особенности дыхания связанные со средой обитания и функции плавательного пузыря
Размножение рыб и зависимость между количеством потомства и степенью проявления заботы о потомстве.
Нервная система и поведение рыб, развитие органов чувств.
Кровообращение у рыб.
Охрана и использование рыбы человеком.
Вопросы для бакалавров.
Внешнее строение и покровы рыб.
Строение скелета рыб
Пищеварительная система рыб
Опишите дыхательную и нервную систему рыб
Каковы функции плавательного пузыря.
Как осуществляется процесс выделения у рыб
Какие рыбы относятся к хрящевым, приведите описание одного из отрядов.
Какие рыбы относятся к костным, расскажите о древнейших представителях костных рыб.
Расскажите о размножении рыб и их развитии.
Хозяйственное значение рыб.
Вопросы для специалиста.
По рисунку 84, на странице120 назовите части тела рыбы и внутренних органов рыб.
2. Расскажите о представителях костных и хрящевых рыб.
3. Значение рыб в природе и для человека. Вопросы для обсуждения и дискуссии в группе.
Хозяйка купила в магазине рыбу. Дома, осмотрев ее, засомневалась в свежести рыбы. Какие советы можно дать хозяйке, для того чтобы разобраться в этом вопросе.
В аквариум к слепой щуке посадили мелких рыб. Не видя их, щука бросилась на них и без промаха переловила всех. Каким образом она их обнаружила?
Почему чешуя рыбы - "паспорт" и "медицинская книжка" одновременно?
В горном ручье, берега которого были покрыты лесом, обитала форель, Лес был вырублен, через некоторое время форели в ручье не стало. Как можно объяснить этот факт.
Курящий рыболов в период ужения рыбы - горе рыболов. Почему?
Рыбы (гольян, вьюн и др.) - настоящие "живые барометры", как рыбам удается предсказать погоду?
Сеть для ловли рыбы - "молодое" изобретение. Почему?
Тема: Выделение, биология, 7 класс
1. Схема, отражающая содержание темы «Выделение» - гидатоды Р
Сократит. вакуоли Выделит.канальцы Ж
нефридии почки
Терминологический словарь (обязателен для усвоения):
Почки, нефридии, мочеточник, сократительные вакуоли, хлорофилл, нефрон
Определения: выделение, листопад
Что ты можешь делать, изучая данную тему:
Нарисовать разные виды выделительной системы животных, объяснить строение и функции Каково значение процессов выделения у живых организмов?
Как устроена выделительная система одноклеточных?
Как устроена выделительная система у дождевого червя, плоских червей, позвоночных?
Как выделяют вредные вещества растения?
выделительные системы одноклнеточных, плоских червей, дождевого червя и позвоночных животных.
Указать черты отличия и сходства выделительной системы у растений и животных.
Объяснить значение листопада у растений.
Вопросы для групповой работы:
Почему нельзя употреблять в пищу старые грибы?
Почему в районах повышенного радиоактивного загрязнения нельзя употреблять в пищу печень животных?
Почему при сборе лекарственных трав рекомендуют использовать растения, произрастающие вдали от населенных пунктов, транспортных магистралей?
Объяснить, почему одни животные могут употреблять соленую воду и жить в такой среде, а другим обязательно нужна пресная вода?
Приложение 2 . Планирование уроков биологии с учетом индивидуальных особенностей учащихся
Блок: Птицы. Зоология, 8 класс.
Особенности
класса птиц
| Что ты можешь делать, изучая тему.
| Вопросы для контроля
| Высокий уровень
| Общий уровень
| Высокоорганизованные теплокровные животные
Кожа почти лишена желез;
Тело покрыто перьями;
Н/система высокоразвита; зрение острое;
Передние конечности преобразованы в крылья;
Сердце четырехкамерное, круги кровообращения полностью разделены.
Дыхательная система состоит из легких и воздушных мешков.
Органы полового размно-жения парные, у самок развит левый яичник.
| прослушай лекцию учи-теля "Особенности строения птиц возникшие в связи с полетом и экологи-ческие типы птиц"
прочти параграфы 53-54-55-56.
Заполни аналитическую таблицу по алгоритму разработанному ранее или составь конспект по прочитанному сопрово-див его рисунками.
Прослушайте лекцию учителя " Значение и происхождение птиц". Старайтесь ее кратко законспектировать.
Выполни тест "Птицы"
| Какие особенности внешнего строения птиц сближают их с пресмыкающимися? Чем птицы отличаются от пресмыкающихся?
Какое значение имеют различные виды перьев, как связано их строение с функциями которые он выполняют? В чем различие линьки птиц и змей?
Скелет птиц, мускулатура, дыхание и их особенности связанные с полетом.
Сравните кровеносные системы птиц и пресмыкающихся при этом выделите их различия?
Какие особенности размножения и развития вы отметите в классе птиц?
Сравните систему пищеварения пресмыкающихся и птиц, отметьте особенности строения пищеварительной системы птиц.
| 1. Опишите особенности внешнего строения птиц .
2. Каково строение перьевого покрова птиц?
3. Каковы особенности мускулатуры и скелета птиц?
4. Какие отделы составляют пищеварительную систему птиц?
5. Как дышат птицы?
6.Какое строение нервной системы и органов чувств у птиц?
7.Опишите строение кровеносной системы птиц.
8.Назовите особенности строения половой системы и развития птиц.
|
Продолжение блока «Птицы»
Терминологический словарь: зрительные бугры, опахала, бородки, копчиковая железа, киль, воздушные мешки, токование.
Определения: выводковые птицы, гнездовые птицы.
| Прослушай лекцию учителя "Значение и происхождение птиц "
"Многообразие птиц" (Параграфы 59-63).
Составь таблицу или конспект.
На заключительный урок по "Многообразию птиц" ты можешь:
Побеседовать с учителем, ответив на вопросы.
Сделать сообщение по понравившимся группам птиц или интересном представителе класса.
Найти интересные факты из жизни амфибий
Составить книгу рекордов птиц.
| Задания для групповой работы и выдвижения гипотез
| В гнезде серой куропатки можно обнаружить до 24 яиц, у сокола2-4 яйца, у черного грифа - 1 яйца. Численность этих видов сохраняется примерно на одном уровне. Чем можно объяснить различие в количестве яиц, откладываемых птицами?
Юные орнитологи систематически проводили учет птиц в двух одинаковых по площади парках: новом и старом. Оказалось, что численность птиц в парках неодинакова. В каком парке численность птиц была больше? Почему?
Нефть, смазав оперение водоплавающей птицы. Вызывает ее гибель через 4 часа. Почему?
Какие птицы чаще пьют воду: насекомоядные или зерноядные? Почему?
Птиц иногда в шутку называют горячими ящерицами. Почему?
|
Тема: Земноводные. Зоология, 8 класс.
Краткий перечень отличий, отражающий главные прогрессивные черты амфибий по сравнению с предыдущими классами животных.
|
Что ты можешь делать, изучая тему.
| Вопросы для контроля
|
Высокий уровень
|
Общий уровень
| Дыхание осуществляется при помощи легких (49%) и кожи (51 %);
Кровеносная система представлена 2 кругами кровообращения;
Первыми встали на ноги;
В строении скелета позвоночника выделяется 1 шейный позвонок, что дает возможность поворачивать голову.
В строении глаз - появляются веки.
В строении пищеварительной системы - появляются слюнные железы.
Органы чувств - усложняется строение слухового аппарата, за счет появления «среднего уха», появляется голосовой аппарат.
| Прослушай лекцию учителя «Особенности класса земноводных и их систематика».
Прочти параграфы 45-46-47.
Заполни таблицу по алгоритму:
среда обитания, внешний вид, скелет, нервная система, кровообращение, дыхательная система, размножение и развитие или составь краткий конспект, сопроводив его рисунками.
|
В чем выражается приспособленность во внешнем строении лягушки к жизни на суше? Каковы особенности строения лягушки, связанные с жизнью на суше?
В чем различие скелета лягушки и окуня?
Объясните, какие усложнения кровеносной системы, дыхательной и нервной системы произошли у земноводных?
Каковы особенности нервной системы и органов чувств лягушки в связи с жизнью на суше?
В чем сходство размножения рыб и земноводных?
Приведите факты, доказывающие происхождение земноводных от пресноводных кистеперых рыб?
|
Какое внешнее строение имеют земноводные?
Используя рис. 87, 89, 90 расскажи о строении пищеварительной системы, кровообращения и нервной системы земноводных.
Расскажите по рисунку 91 о развитии лягушки.
От кого произошли земноводные?
Какое строение имеет скелет и мышцы земноводных?
| Терминологический словарь:
Амфибии,
головастик,
большой круг кровообращения,
малый круг кровообращения,
трех камерное сердце.
| «Многообразие Земноводных».
Изучи много-образие земноводных (параграф 48), исполь-зуй дополнительную литературу.
Заполни таблицу «Отряды земноводных».
| Задания для групповой работы и выдвижения гипотез.
| Немецкая пословица гласит: «Посади лягушку хоть на золотой стул, все равно она опять в лужу прыгнет». Каков биологический смысл пословицы.
Растут ли лягушки зимой?
Кровососущие насекомые никогда не кусают земноводных, хотя кожа у них голая. Почему?
Юные зоологи, совершая экскурсию на водоем, обнаружили в прибрежной части кладку икры лягушки. Они обнаружили, что икринки вкладке темной половинкой всегда перевернуты вверх, а светлой вниз. Какое это имеет значение в жизни икринок лягушки?
На заключительный урок по « Многообразию земноводных» ты можешь:
Сделать сообщение по наиболее интересным представителям земноводных.
Найти интересные факты из жизни амфибий.
Составить книгу Гиннесса для земноводных.
|
Маршрутный лист к блоку уроков по теме “The Vet” к учебнику “English Together”, 3 класс, /английский язык/
UNIT 7
|
|
|
|
| Что делать
| Как
| Что для этого нужно
| Чему научишься
| Какой сдать зачет
| 1. Выучить новые слова
| в парах
| карточка U7.1
| Хорошо читать и понимать текст
|
| 2. Послушать текст
| самостоятельно или в группе
| РВ стр.34 № 1
|
| 3. Прочитать и понять текст
| в парах
|
|
| .Чтение любого отрывка
| 4. Научись говорить какой высоты разные предметы
| рассмотри образец,
работай в паре
| РВ стр.35 № 2, АВ стр.26 № А,В
| Говорить о размерах предметов
| 2.Назвать размеры предметов
| 5. Повтори алфавит, послушай пленку
| в парах
| РВ стр.36 № 3,
АВ стр.27 № С,D
| 3.Алфавит
| 6. Послушай упражнение, научись говорить, что ты хочешь делать и чего не следует делать
| послушай образец выполни упражнение устно в паре
| РВ стр. 36 № 4,
АВ стр. 28 № E
| Говорить, что хочешь делать, запретить что-либо делать
| 4. Выражать свои желания, запрет.
| 7. Послушай стихотворение "We are going on a bear hunt";
Выучи предлоги;
Прочитай скороговорку и выучи ее.
| в группе
| РВ стр.37 № 5,6
| 5.Предлоги
| 8. Проверь свои силы
| самостоятельно, воспользуйся помощью,
| АВ стр.28 № F,
AB стр. 29 № G
|
Маршрутный лист к блоку уроков по теме «Мой день». Простое настоящее время.
к учебнику “Go!” 6 класс Units # 16 - 21
#
| Твоя цель
научиться:
| Главные грамматические структуры урока
| Основная лексика
| Обязательные задания
| Зачет
| Творческое задание
| 16.
| 1. употреблять местоимения в объектном падеже
| Me, you, him, her, us, them, it
| Accident, again, angry, balcony, fall, fault, last, surprise walk, wave
| SB # 1, 4, 6
AB # 1, 4
|
|
| 17.
| говорить о действиях в настоящем простом времени
рассказывать о чьем-либо распорядке дня
| I watch TV in the evening
She sails a boat
He plays tennis
| Cards, sail, windsurf, environment, nature studies, timetable, childish, except, free, silly, tour, popular
| SB # 1, 3, 4,5,
AB # 1, 2,
| Translation from Russian into English
| Write about a day of a famous person
| 18 - 19.
| брать интервью, отвечать на вопросы интервью
задавать вопросы в настоящем времени
| Does she…?Where does she…? What does she…?
Do you…?
| Drama, fun, romantic novel, spare time, woodwork, producer,
| SB # 1, 2, 3, 4, 5
p. 46 make 10 questions and ask your partner
AB # 2
| Interview your partner
| Interview pop film star. What questions would you ask?
|
Приложение 3
Разноуровневые контрольные работы по математике
в III классе к урокам 1-12 по программе Петерсон Л.Г. Представлены три уровня контрольной работы по мере возрастания сложности. Контрольные работы составлены для конкретных учащихся, исходя из их индивидуаль-ного уровня обученности. Тематическим планированием предусмотрено выполнение контрольной работы по данной теме 20 сентября. Фактически данная контрольная работа выполнялась детьми в различные сроки в зависимости от их индивидуального темпа продвижения. Контрольная работа для Кати С. 1. Выполни действия: 3 0 6 4 1 4 2 3 8
- + -
6 9 2 5 8 9 1 6
2. Заполни пропуски: 3 0 6 см = . . м. . см 3 кг 20 г = . . . г 3 мин 2 0 с = . . . с.
3. Максим ушёл за грибами утром в 6 ч 40 мин, а вернулся только в 2 ч 15 мин дня. Сколько времени его не было дома?
Реши уравнения: 3 6 – а = 7 0 – 6 2
а – 7 = 1 4
Запиши в виде равенств высказывания:
а) 5 больше 3 на 2;
б) 7 меньше 8 на 1; 6*. Сравни числа и запиши знаки < или >: 8 * * * * . . . 1 * * * * *
Контрольная работа для Васи В.
Запиши числа столбиком и выполни действия:
4 0 7 4 + 5 6 0 8 7 = 3 0 4 0 7 – 5 9 1 8 =
2. Заполни пропуски: 3 6 0 0 5 0 г = . . . кг . . .г
д м 3 см = . . . .мм
мин 3 6 с = . . . с
3. Первый урок в начальной школе начинается в 8 ч 15 мин и продолжается 35 мин. Перемена после этого урока длится 5 мин. Вычисли время начала урока. 4. Реши уравнения: 3 2 - 1 6 : к = 30 ( 2 + х : 7 ) * 8 = 72
Запиши в виде равенств высказывания:
а) 1 2 больше 2 в 6 раз
б) х меньше у на 3 6*. Смешали 50 г цейлонского чая стоимостью 4 р 50 коп и 50 г краснодарского чая стоимостью 6 р. Сколько стоит 50 г полученной смеси? Контрольная работа для Вани К.
Выполни действия: ( 9 4 5 2 + 13 8 0 8) – ( 6 5 4 0 0 – 4 9 2 3 6) =
Заполни пропуски: 1 0 8 мин = . . . ч . . .мин
1 сут 15 ч = . . . ч
2 0 3 2 0 0 см = . . . км . . .м
Из Москвы в Сергиев Посад в 8 ч 30 мин утра отправился экскурсионный автобус. Расстояние от Москвы до Сергиева Посада автобус проходит за 2ч 15 мин. По дороге он делает 2 остановки по 10 мин. В котором часу автобус вернётся в Москву, если экскурсия по Сергиеву Посаду длится 5ч?
Реши уравнение: 6 3 : ( 1 4 – х ) = 7
(t . 3 + 5 ) : 4 = 8
Запиши в виде равенств высказывания:
а) х больше у на 4 ;
в) а меньше в в 10 раз; 6*. Масса 5 одинаковых груш равна 1 кг. Одну из груш заменили яблоком массой 250 г. Какой стала масса всех фруктов? |