ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Надкласс рыбы: хрящевые, костные.
| ФИО (полностью)
| Киселёва Елизавета Анатольевна
|
| Место работы
| МБОУ «Тургеневская СОШ»
|
| Должность
| Учитель химии и биологии
|
| Предмет
| биология
|
| Класс
| 7
|
| Тема и номер урока в теме
| Надкласс рыбы: хрящевые, костные. №23.
|
| Базовый учебник
| В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. М., ДРОФА, 2011.
| 8. Тип урока: урок «открытия» нового знания.
9. Деятельностная цель: развивать навыки практической работы с живыми объектами .
Образовательная цель: дать общую характеристику рыб, рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения рыбы в связи с водной средой обитания.
.
10. Формирование УУД:
Личностные действия: воспитывать интерес к живой природе, умение находить красоту в окружающем мире.
Регулятивные действия: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; планирование, постановка целей на будущее.
Познавательные действия: выяснить, в чем выражается приспособленность внешнего строения рыб к жизни в воде; изучить характерные особенности внутреннего строения и жизнедеятельности рыб; обосновать черты усложнения организации рыб по сравнению с ланцетником. Развивать понятие о многообразии живых организмов.
Коммуникативные действия: умение работать в паре, давать отзыв на работу партнёра; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
12. Методы обучения:
-иллюстративно-словестный;
-практический;
-исследовательский;
-работа с компьютером (просмотр презентации)
13. Необходимое техническое оборудование: интерактивная приставка, презентация «Рыбы», живые объекты (аквариумные рыбки).
14. Структура и ход урока:
1) организационный момент – 2 минуты
2) актуализация знаний и умений – 8 минут
3) изложение нового материала – 22 минуты;
4) закрепление и систематизация материала – 8 минут;
5) подведение итогов урока. Рефлексия – 2 минуты;
6) постановка домашнего задания– 3 минуты.
Технологическая карта урока.
№ п/п
| Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| УУД
| 1.
| Организационный момент.
| Проконтролировать готовность учащихся к уроку, настрой учащихся на рабочий лад.
| Настраиваются на работу.
| Регулятивные: элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии.
| 2.
| Актуализация знаний и умений
| Самостоятельная работа.
Ученики получают карточки с заданиями:
1.Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.
Ланцетники относятся к типу … подтипа …. Вдоль спинной стороны тела ланцетника тянется …. Хорда выполняет роль ….. У одних позвоночных хорда сохраняется в течение всей жизни, а у других только …. Над хордой расположен трубчатый тяж – это …. Под хордой расположена … система в виде трубки. Кровеносная система у хордовых …. Для хордовых характерна … симметрия тела.
2. Выпишите цифры, обозначающие признаки, которые характерны для животных:
1.Хордовые:________; 2.Беспозвоночные:_________
Имеют внутренний скелет
Не имеют внутреннего скелета
Наиболее высокоорганизованные представители имеют наружный скелет
Нервная трубка располагается на спинной стороне тела
Наиболее высокоорганизованные представители имеют брюшную нервную цепочку.
Главный орган кровеносной системы – сердце – находится на брюшной стороне.
Кровеносная система замкнутая.
Двусторонне-симметричные животные.
| Выполняют задания на карточках, по окончании работы проводят взаимопроверку.
| Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Познавательные: умение работать с текстом, развитие памяти и логического мышления, умение структурировать знания, работать по предложенной схеме.
Регулятивные: умение контролировать свою деятельность, проводить взаимопроверку, находить ошибки. Коммуникативные: умение работать в паре, давать отзыв на работу партнёра.
| 3.
| Изложение нового материала.
| Что бы определить тему нашего сегодняшнего урока и поставить его цели, отгадайте загадку:
Без воздуха живёт, Холодная, как лёд, Не хочет пить, а пьёт. Бронёй блестит, но не звенит, И всё молчит, молчит.
Какие особенности рыб отражены в этой загадке?
Рассказ учителя (сопровождается показом презентации «Рыбы»):
Характеристика надкласса Рыбы. План рассказа.
1.Общая характеристика;
2.Классы рыб (хрящевые и костные рыбы), их многообразие;
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
3.Особенности внешнего строения рыб. Лабораторная работа.
4.Внутреннее строение рыб (скелет, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная системы; органы размножения);
5.Нервная система и органы чувств: прочитайте стр.101 учебника и ответьте, какие органы чувств развиты у рыб, какой из них характерен только для рыб?
6.Хозяйственное значение рыб. Предлагаю ребятам самостоятельно рассказать об этом. Дополняю их рассказ.
| Отгадывают загадку, определяют тему урока: «Рыбы».
Приходят к выводу, что в загадке рыбы представлены как обитатели воды и это определяет все особенности их строения. Формулируют цель урока: изучить внешние и внутренние особенности рыб как водных животных.
Слушают рассказ учителя, просматривают слайды презентации.
Выполняют лабораторную работу №4 «Внешнее строение и передвижение рыб». Ход работы описан на странице 102 учебника.
Слушают рассказ учителя, выполняют задание 8 в рабочей тетради.
Читают текст на стр.101, отвечают на поставленные вопросы.
Рассказывают о том, что им известно о промысловых, хищных и декоративных рыбах.
| Личностные: осознание ответственности человека за сохранение многообразия жизни на Земле.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; умение работать с текстом, выделять главное; умение работать по плану.
Регулятивные: элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение переключаться с одного вида деятельности на другой. Коммуникативные: умение слушать и воспринимать услышанное, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
| 4.
| Закрепление и систематизация материала.
| Что бы узнать, достигли ли мы поставленной на сегодняшний урок цели, давайте выполним следующее задание:
Заполните пропуски в тексте
Рыбы — это ... животные, обитающие в воде.
Органом дыхания служат ...
Имеются парные конечности, представленные ..., ... плавниками.
Тело покрыто ...
Сложное поведение рыб обусловлено прогрессивным развитием ... системы и органов...
Все рыбы имеют... скелет, который может быть... и ...
Окраска рыб связана с приспособленностью ...
Органы чувств представлены следующими образованиями:
органы зрения — ..., органы обоняния — ... с ... клетками.
В височной части черепа расположены органы ..., а органами осязания служат ... и ... клетки.
Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают ...
| Устно вставляют пропущенные слова (сам текст – последний слайд презентации), при затруднении ищут ответ в тексте параграфа.
| Личностные: развитие памяти и внимания.
Познавательные: умение работать с текстом учебника, находить и выбирать необходимую информацию; определение основной и второстепенной информации; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов.
Коммуникативные: учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
| 5.
| Подведение итогов урока.
| Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Интересна ли вам тема? Имеет ли она для вас практическое значение?
Выставление оценок.
| Дают оценку своей работы на уроке, рассказывают, что именно было им интересно сегодня, что удивило, что ещё хотелось бы узнать по этой теме.
| Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; планирование, постановка целей на будущее.
| 6.
| Постановка домашнего задания.
| Формулировка и комментирование домашнего задания.
| слушают и фиксируют в дневниках.
| Регулятивные: умение организовать учебную работу в школе и дома.
| |