Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/9
Дата публикации09.01.2014
Размер1.19 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КУРАГИНСКОГО РАЙОНА

Районное методическое объединение учителей-логопедов МБДОУ

Логопедическое сопровождение учащихся первых классов с речевыми нарушениями в период адаптации

сборник материалов

Курагино, 2013 год

Логопедическое сопровождение учащихся первых классов с речевыми нарушениями в период адаптации

сборник материалов [текст] / сост. Белякова Е.М., руководитель РМО учителей-логопедов МБОУ. – Курагино, 2013. – 86с.

Оглавление


  1. Предисловие……………………………………………………………… …3

  2. Введение…………………………………………………………………… 4-6

  3. Практический материал (конспекты занятий):

  • «Путешествие во времена года». Орлова О.И. учитель-логопед МБОУ

Краснокаменская СОШ № 4;………………………………………………………… …..7-10

«Автоматизация [с] в обратных слогах.

  • Лексическая тема «Дикие животные жарких стран». Тимофеева Н.Л.

учитель-логопед МБОУ Курагинская СОШ№1……………………………………………. ……………………………………11-13

«Насекомые. Односложные слова». Попкова Виктория Юрьевна,

учитель-логопед МБОУ Имисская СОШ №13……………………………………………………………………………………….14-17

  • «Грибы. Односложные слова». Попкова Виктория Юрьевна,

учитель-логопед МБОУ Имисская СОШ №13…………………………………………… …………………………………….......18-23

  • «Перелётные птицы». Бобина Н.Н., Севостьянова Н.А.,

учителя-логопеды МБОУ Курагинская СОШ №3…………………………………………………………………………………. ….24-27

  • «Зимующие птицы». Бобина Н.Н., Севостьянова Н.А.,

учителя-логопеды МБОУ Курагинская СОШ №3………………………………………… ………………………………………. … 28-31

  • «Домашние животные». Бобина Н.Н.,

учитель-логопед МБОУ Курагинская СОШ №3…………………………………………... ……………………………………... …31-36

  • «Время суток». Порядина З.М.

учитель-логопед МБОУ Кошурниковская СОШ №8………………………………………. …………………………………………. …36-41

  • «Дома». Порядина З.М.

учитель-логопед МБОУ Кошурниковская СОШ №8………………………………………. …………………………………………….41-46

  • «Ягоды». Артемьева М.В.

учитель-логопед МБОУ Брагинская СОШ №11…………………………………………….............................................................47-51

  • Звук [У]. Буква У. «Грибы». Ципушникова Т.В.

учитель-логопед МБОУ Брагинская СОШ №11………………………………………………………………………………… 52-56

  • Звук [У]. Буква У. «Осень». Соммер Е.Н.

учитель-логопед МБОУ Марининская СОШ №16………………………………………… ………………………………………. 56-57

  • Звук [А]. Буква А. «Осенние месяцы». Соммер Е.Н.

учитель-логопед МБОУ Марининская СОШ №16………………………………………… ……………………………………… ..58-59

  • «Одежда». Титкова И.И.

учитель-логопед МБОУ Ирбинская СОШ№6…………………………….. .59-61

  • «Мебель». Титкова И.И.

учитель-логопед МБОУ Ирбинская СОШ № 6…………………………… 61-63

  • «Рыбы». Низамутдинова С.Н.

учитель-логопед МБОУ Рощинская СОШ № 17………………………… 70-75

ІY. Приложение………………………………………………………76- 96
Предисловие
В данном сборнике освещены общие вопросы развития речи детей младшего школьного возраста, проблемы речевого недоразвития. Представлены конспекты занятий, подготовленные творческой группой учителей-логопедов, помогающие решить проблемы речевого недоразвития. Предлагаемые конспекты занятий не исчерпывают всего содержания логопедической работы, но они помогут учителям-логопедам творчески подойти к организации процесса занятий и будет интересно и полезно специалистам, занимающимся логопедической работой с детьми, имеющими речевые проблемы.

Общие сведения о речевых нарушениях у детей

Дети с речевыми проблемами испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

У детей наблюдаются:
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

1.Дефектное произношение 2—5 звуков, распространяющееся на одну-две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).
2.Недостаточная сформированность фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а)недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б)недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в)трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

1.Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).
2.Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а)недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б)трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в)трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

  1. Неустойчивое внимание.

  2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

  3. Недостаточное развитие способности к переключению.

  4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

  5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

  6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

  7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

а)недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б)трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).


Основные направления работы

1.Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.


2.Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

  • уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

  • уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3.Формирование связной речи:

  • развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

  • установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

4.Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

  • устойчивости внимания;

  • наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

  • способности к запоминанию;

  • способности к переключению;

  • навыков и приемов самоконтроля;

  • познавательной активности;

  • произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

  • планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

  • контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

  • работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

  • применение знаний в новых ситуациях;

  • анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6.Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

  • умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

  • умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

  • умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

  • умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

7.Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

  • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

  • ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

  • ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

  • применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

  • употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

  • обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

  • пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

  • развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

  • формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

  • проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

  • соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

  • составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).


Практический материал (конспекты логопедических занятий)

Орлова Ольга Ильинична,

учитель-логопед

МБОУ Краснокаменская СОШ №4,

высшая квалификационная категория

Тема: Путешествие во времена года
Цель: систематизировать лексические представления учащихся о временах года

Задачи:

1) Формирование фонематического восприятия, дифференциация твердых и мягких фонем.

2) Развитие слухового внимания.

3) Развитие навыков слогового анализа, словообразования.

5) Развитие связной речи.

7) Формирование навыков чтения и письма.

Оборудование: аудиозаписи (звуки природы).

Ход занятия:

1. Организация начала занятия

Цель этапа: подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой, ориентировка во времени.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Здравствуйте ребята. Какое сегодня число? Какое число было вчера? Какое число будет завтра? Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Какой будет завтра? Какая сегодня погода?

– Сегодня… Вчера было … Завтра будет … Сегодня …. погода.


2. Фонетическая зарядка

Цель этапа: добиться четкого распознавания детьми на слух твердых и мягких фонем


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Устный звуковой диктант:

  1. Прослушать и повторить только каждый второй звук:

б – б’, в – в’, г – г’, д – д’, з – з’, к - к’

  1. Прослушать и повторить только каждый третий звук:

о, у, ж, н, а, ш, ю, с, б, у, б

Вопросы: Каким был каждый второй звук? Каким был каждый третий звук? Какие звуки не имеют мягкой пары? Какие звуки не имеют твердой пары?



Выполнение соответствующих заданий

Каждый второй звук был мягким.

Каждый третий звук был твердым.

Звуки ц, ш, ж не имеют мягкой пары, они всегда твердые.

Звуки щ, ч, й не имеют твердой пары, они всегда мягкие.


3. Введение в тему занятия

Цель этапа: активизация лексического запаса по теме


Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Почему зайцы меняют шубку?

- Зима, весна – это….

- Какие еще времена года вы знаете?

- Сколько всего времен года?

- Назовите все времена года по порядку, начиная с зимы.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о временах года.

Потому что наступает зима, весна.

Зима, весна – это времена года.

Лето, осень.

Четыре.

Зима

Весна, лето, осень.



  1. Слоговой анализ слов

Цель этапа: развитие навыков слогового анализа


Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Даны 10 гласных букв на карточках: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я
На доске картинки: шар, гусь, сыр, тигр, пень, кот, мяч.

Задание: Произнеси каждое слово на картинке, назови гласный звук, положи карточку с соответствующей гласной буквой а, у, ы, и, е, о, я.

2. Отгадайте загадку:

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я - ...

  1. Осенью созревает урожай. Подели названия фруктов на слоги, и тогда они поспеют (раскрась их).



4. Даны слова на карточках.

Б..лк, з..бр, л..с.., сл..н, з…..ц

Задание:

а) Впиши потерянные гласные в слова. Это животные (подсказка)

  • Какие животные? (дикие)

  • Почему?

б) Найди здесь лишнее слово. (Подсказка: сколько гласных вставлено в каждом слове?)

Слон - 1 слог, в остальных словах по два слога.


Осень

Выполняют задания на карточке

Дикие


5. Физминутка

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Релаксация под музыку (звуки природы)

- Какие звуки вы слышали?

- Кто мог их издавать?

Расслабление под музыку

Ответы детей.


6. Словообразование

Цель этапа: развитие навыков словообразования.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

-Зима, весна, лето, осень составляют один год. Времена года всегда следуют друг за другом.

  • Измени слова по образцу: ХОЛОД

Зима (какая?) ХОЛОДНАЯ

мороз

снег

суровый


Зима (какая?)

Морозная

Снежная

Суровая


7. Пальчиковая гимнастика

Цель этапа: развитие мелкой моторики рук.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.


(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)

(развести пальцы рук)

(ритмично двигать пальцами вместе - врозь)

(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)


8. Развитие связной речи

Цель этапа: развитие навыков составления предложений.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

– Составьте предложение о любом времени года. Запишите схему предложения в тетрадь.

Составление схемы предложений




9. Составление связного высказывания (беседа по картинкам)

Цель этапа: развитие навыков связной речи


Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Что происходит с деревьями в разные времена года?

- Что происходит с животными в разные времена года?
- Перед вами картина. Посмотрите и скажите: что перепутал художник?



Зимой деревья засыпаны снегом, они отдыхают до весны.

Весной на деревьях набухают почки, появляются листья, цветы.

Летом деревья все зеленые, на них начинают созревать плоды.

Осенью с деревьев опадают листья, деревья готовятся ко сну.

Зимой еж спит, а лиса и заяц в спячку не ложатся.

весной лиса и заяц меняют шубку, еж просыпается от спячки.

Летом животные живут в лесу.

Осенью стараются много есть, чтобы подготовиться к зиме, делают запасы на зиму.

Ответы детей.


Ответы детей


10. Закрепление материала

Цель этапа: закрепить изученный материал


Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Какие звуки мы сегодня учились различать?

- О каких временах года мы говорили?

- Какие задания вы выполняли?

Мы учились различать твердые и мягкие согласные.

О зиме, весне, лете, осени.

Ответы детей


16. Подведение итогов


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Логопед подводит итог занятия, отмечают работу учеников на уроке






Тимофеева Наталья Леонидовна,

учитель-логопед

МБОУ Курагинская СОШ №1,

высшая квалификационная категория


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск