УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КУРАГИНСКОГО РАЙОНА
Районное методическое объединение учителей-логопедов МБДОУ
Логопедическое сопровождение учащихся первых классов с речевыми нарушениями в период адаптации
сборник материалов
Курагино, 2013 год
Логопедическое сопровождение учащихся первых классов с речевыми нарушениями в период адаптации
сборник материалов [текст] / сост. Белякова Е.М., руководитель РМО учителей-логопедов МБОУ. – Курагино, 2013. – 86с.
Оглавление
Предисловие……………………………………………………………… …3
Введение…………………………………………………………………… 4-6
Практический материал (конспекты занятий):
«Путешествие во времена года». Орлова О.И. учитель-логопед МБОУ
Краснокаменская СОШ № 4;………………………………………………………… …..7-10
«Автоматизация [с] в обратных слогах.
Лексическая тема «Дикие животные жарких стран». Тимофеева Н.Л.
учитель-логопед МБОУ Курагинская СОШ№1……………………………………………. ……………………………………11-13
«Насекомые. Односложные слова». Попкова Виктория Юрьевна,
учитель-логопед МБОУ Имисская СОШ №13……………………………………………………………………………………….14-17
«Грибы. Односложные слова». Попкова Виктория Юрьевна,
учитель-логопед МБОУ Имисская СОШ №13…………………………………………… …………………………………….......18-23
«Перелётные птицы». Бобина Н.Н., Севостьянова Н.А.,
учителя-логопеды МБОУ Курагинская СОШ №3…………………………………………………………………………………. ….24-27
«Зимующие птицы». Бобина Н.Н., Севостьянова Н.А.,
учителя-логопеды МБОУ Курагинская СОШ №3………………………………………… ………………………………………. … 28-31
«Домашние животные». Бобина Н.Н.,
учитель-логопед МБОУ Курагинская СОШ №3…………………………………………... ……………………………………... …31-36
«Время суток». Порядина З.М.
учитель-логопед МБОУ Кошурниковская СОШ №8………………………………………. …………………………………………. …36-41 учитель-логопед МБОУ Кошурниковская СОШ №8………………………………………. …………………………………………….41-46 учитель-логопед МБОУ Брагинская СОШ №11…………………………………………….............................................................47-51
Звук [У]. Буква У. «Грибы». Ципушникова Т.В.
учитель-логопед МБОУ Брагинская СОШ №11………………………………………………………………………………… 52-56
Звук [У]. Буква У. «Осень». Соммер Е.Н.
учитель-логопед МБОУ Марининская СОШ №16………………………………………… ………………………………………. 56-57
Звук [А]. Буква А. «Осенние месяцы». Соммер Е.Н.
учитель-логопед МБОУ Марининская СОШ №16………………………………………… ……………………………………… ..58-59 учитель-логопед МБОУ Ирбинская СОШ№6…………………………….. .59-61 учитель-логопед МБОУ Ирбинская СОШ № 6…………………………… 61-63
«Рыбы». Низамутдинова С.Н.
учитель-логопед МБОУ Рощинская СОШ № 17………………………… 70-75
ІY. Приложение………………………………………………………76- 96 Предисловие В данном сборнике освещены общие вопросы развития речи детей младшего школьного возраста, проблемы речевого недоразвития. Представлены конспекты занятий, подготовленные творческой группой учителей-логопедов, помогающие решить проблемы речевого недоразвития. Предлагаемые конспекты занятий не исчерпывают всего содержания логопедической работы, но они помогут учителям-логопедам творчески подойти к организации процесса занятий и будет интересно и полезно специалистам, занимающимся логопедической работой с детьми, имеющими речевые проблемы.
Общие сведения о речевых нарушениях у детей
Дети с речевыми проблемами испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
У детей наблюдаются: I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
1.Дефектное произношение 2—5 звуков, распространяющееся на одну-две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»). 2.Недостаточная сформированность фонематических процессов. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
а)недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б)недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
в)трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
1.Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству). 2.Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
а)недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
б)трудности овладения учебными понятиями, терминами;
в)трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
г) недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности.
Неустойчивое внимание.
Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
Недостаточное развитие способности к переключению.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
а)недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б)трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Основные направления работы
1.Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2.Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3.Формирование связной речи:
развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
4.Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
устойчивости внимания;
наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приемов самоконтроля;
познавательной активности;
произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
применение знаний в новых ситуациях;
анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6.Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7.Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Практический материал (конспекты логопедических занятий)
Орлова Ольга Ильинична,
учитель-логопед
МБОУ Краснокаменская СОШ №4,
высшая квалификационная категория
Тема: Путешествие во времена года Цель: систематизировать лексические представления учащихся о временах года
Задачи:
1) Формирование фонематического восприятия, дифференциация твердых и мягких фонем.
2) Развитие слухового внимания.
3) Развитие навыков слогового анализа, словообразования.
5) Развитие связной речи.
7) Формирование навыков чтения и письма.
Оборудование: аудиозаписи (звуки природы).
Ход занятия:
1. Организация начала занятия
Цель этапа: подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой, ориентировка во времени.
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Здравствуйте ребята. Какое сегодня число? Какое число было вчера? Какое число будет завтра? Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Какой будет завтра? Какая сегодня погода?
| – Сегодня… Вчера было … Завтра будет … Сегодня …. погода.
|
2. Фонетическая зарядка
Цель этапа: добиться четкого распознавания детьми на слух твердых и мягких фонем
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Устный звуковой диктант:
Прослушать и повторить только каждый второй звук:
б – б’, в – в’, г – г’, д – д’, з – з’, к - к’
Прослушать и повторить только каждый третий звук:
о, у, ж, н, а, ш, ю, с, б, у, б
Вопросы: Каким был каждый второй звук? Каким был каждый третий звук? Какие звуки не имеют мягкой пары? Какие звуки не имеют твердой пары?
|
Выполнение соответствующих заданий
Каждый второй звук был мягким.
Каждый третий звук был твердым.
Звуки ц, ш, ж не имеют мягкой пары, они всегда твердые.
Звуки щ, ч, й не имеют твердой пары, они всегда мягкие.
|
3. Введение в тему занятия
Цель этапа: активизация лексического запаса по теме
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| - Почему зайцы меняют шубку?
- Зима, весна – это….
- Какие еще времена года вы знаете?
- Сколько всего времен года?
- Назовите все времена года по порядку, начиная с зимы.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о временах года.
| Потому что наступает зима, весна.
Зима, весна – это времена года.
Лето, осень.
Четыре.
Зима
Весна, лето, осень.
|
Слоговой анализ слов
Цель этапа: развитие навыков слогового анализа
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| 1. Даны 10 гласных букв на карточках: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я На доске картинки: шар, гусь, сыр, тигр, пень, кот, мяч.
Задание: Произнеси каждое слово на картинке, назови гласный звук, положи карточку с соответствующей гласной буквой а, у, ы, и, е, о, я.
2. Отгадайте загадку:
Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я - ...
Осенью созревает урожай. Подели названия фруктов на слоги, и тогда они поспеют (раскрась их).
4. Даны слова на карточках.
Б..лк, з..бр, л..с.., сл..н, з…..ц
Задание:
а) Впиши потерянные гласные в слова. Это животные (подсказка)
Какие животные? (дикие)
Почему?
б) Найди здесь лишнее слово. (Подсказка: сколько гласных вставлено в каждом слове?)
Слон - 1 слог, в остальных словах по два слога.
|
Осень
Выполняют задания на карточке
Дикие
|
5. Физминутка
Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Релаксация под музыку (звуки природы)
- Какие звуки вы слышали?
- Кто мог их издавать?
| Расслабление под музыку
Ответы детей.
|
6. Словообразование
Цель этапа: развитие навыков словообразования.
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| -Зима, весна, лето, осень составляют один год. Времена года всегда следуют друг за другом.
Измени слова по образцу: ХОЛОД
Зима (какая?) ХОЛОДНАЯ
мороз
снег
суровый
|
Зима (какая?)
Морозная
Снежная
Суровая
|
7. Пальчиковая гимнастика
Цель этапа: развитие мелкой моторики рук.
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Вырос высокий цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
| (запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)
(развести пальцы рук)
(ритмично двигать пальцами вместе - врозь)
(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)
|
8. Развитие связной речи
Цель этапа: развитие навыков составления предложений.
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| – Составьте предложение о любом времени года. Запишите схему предложения в тетрадь.
| Составление схемы предложений
|
9. Составление связного высказывания (беседа по картинкам)
Цель этапа: развитие навыков связной речи
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| - Что происходит с деревьями в разные времена года?
- Что происходит с животными в разные времена года? - Перед вами картина. Посмотрите и скажите: что перепутал художник?
| Зимой деревья засыпаны снегом, они отдыхают до весны.
Весной на деревьях набухают почки, появляются листья, цветы.
Летом деревья все зеленые, на них начинают созревать плоды.
Осенью с деревьев опадают листья, деревья готовятся ко сну.
Зимой еж спит, а лиса и заяц в спячку не ложатся.
весной лиса и заяц меняют шубку, еж просыпается от спячки.
Летом животные живут в лесу.
Осенью стараются много есть, чтобы подготовиться к зиме, делают запасы на зиму.
Ответы детей.
Ответы детей
|
10. Закрепление материала
Цель этапа: закрепить изученный материал
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| - Какие звуки мы сегодня учились различать?
- О каких временах года мы говорили?
- Какие задания вы выполняли?
| Мы учились различать твердые и мягкие согласные.
О зиме, весне, лете, осени.
Ответы детей
|
16. Подведение итогов
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Логопед подводит итог занятия, отмечают работу учеников на уроке
|
|
Тимофеева Наталья Леонидовна,
учитель-логопед
МБОУ Курагинская СОШ №1,
высшая квалификационная категория
|