Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленка»
муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области
КОНСПЕКТ
Занятия в старшей группе по развитию речи и
познавательных интересов дошкольников на тему:
«Путешествие по сказкам».
Подготовила: воспитатель
Позняк Любовь Ивановна
г. Десногорск
2010г.
ЦЕЛЬ : развитие речи, логики, мышления, воображения с использованием приемов мнемотехники.
ЗАДАЧИ: - закрепить знания детей о прочитанных сказках: «Гуси – лебеди», «Три поросенка», «Цветик – семицветик»;
- продолжать знакомить детей со сказками; - развивать память старших дошкольников используя прием запоминания сказки с помощью логически осмысленных определенных знаков (мнемотехника); - воспитывать устойчивый интерес ребенка к сказке как виду искусства.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
- значки – символы к сказкам: «Три поросенка», «Цветик – семицветик», «Красная шапочка»;
- геометрические формы двух цветов на каждого ребенка;
- мнемотаблицы и мини – значки к сказке: «Петушок – золотой гребешок и чудо мельница»;
- знаки – символы для описания животного.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Не простое, а по сказкам. И мне интересно, узнаете вы сказки или нет.
Воспитатель берет конверты, лежащие у него на столе и обнаруживает, что они пусты.
- Вот незадача, а в конвертах ничего нет.
Воспитатель обращает внимание детей на коробку с надписью и читает вслух:
- Отгадай, кто я, тогда отдам!
Воспитатель берет знаки – символы, выставляет их по одному на фланелеграф.
Ж Дети рассуждают, кто это может быть:
– это животное (дети перечисляют животных);
– это дикое животное;
- у него четыре лапы и длинная шерсть;
- маленькие уши и острые зубы;
– животное с пушистым хвостом, рыжего или серого цвета;
– живет в норе.
Дети делают вывод, что это лиса.
- Млолдцы, ребята, отгадали. А вот и наши сказки появились.
Воспитатель достает три конверта и удивленно сообщает детям:
-В конвертах не все знаки. Сможем мы определить, какая это сказка или нет? Давайте попробуем.
Воспитатель выставляет знаки - символы к сказкам: : «Гуси – лебеди», «Три поросенка», «Цветик – семицветик» и задает вопросы детям:
- Что было до обозначенного события на карточках?
- Что случилось после?
ФИЗКУЛЬМИНУТКА.
Дети встают в круг. В середине круга воспитатель раскладывает разные геометрические фигуры. По команде дети выбирают одну геометрическую фигуру и каждый отвечает на вопрос: «На что похоже?»
Затем дети делятся на 2 команды по цвету фигуры. Воспитатель дает задания каждой команде.
Покажи:
- мышонок маленький, - а кот большой;
- цветы низкие, - а деревья высокие;
- вы держите в руках воздушный шар, - а вы несете тяжелый кирпич;
- вас я оболью водой, - а на вас падают осенние листья;
- вы кушаете лимон, - а вы кушаете мороженое, которое растаяло.
Затем дети рассаживаются на стульчики.
- Недавно мы прочитали с вами сказку. В этой сказке главный герой очень смелый и добрый. В колодец его бросили, так всю воду выпил. В печку его сажали, он ничего не боялся.
- Помните, кто это был?
- Как называлась эта сказка? Сейчас мы ее вспомним, а помогут нам знаки.
Воспитатель выставляет карточки – знаки на фланелеграф и дети по цепочке рассказывают сказку.
- Со сказкой можно поиграть, но для этого каждый из вас должен ее хорошо запомнить.
Дети садятся за столы с мнемотаблицами и мини – знаками к сказке «Петушок – золотой гребешок и чудо – меленка». Выкладывают самостоятельно всю сказку на столах, один ребенок работает у фланелеграфе. Воспитатель подводит итог занятия, проверяя выложенные детьми знаки.
Литература:
И.Светлова «Развиваем воображение и фантазию».
И.Скворцова «Логопедические игры».
Н.В.Новотворцева «Развитие речи детей».
Т.В.Большева «Учимся по сказке». Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.
|