Скачать 45.23 Kb.
|
Тема. Современный этап эволюции человека Задачи: закрепить и углубить знания учащихся о роли труда в происхождении и развитии современного человека; сформировать знания об особенностях рас человека; раскрыть единство их происхождения; подготовить учащихся к ЕГЭ. Оборудование: таблица «Человеческие расы»; научно-популярная литература по расовым проблемам; фотографии людей разных рас. Ход урока. I. Проверка знаний о роли и особенностях ведущих факторов антропогенеза на стадии кроманьонцев; проверка умения сравнивать стадии формирования человека; выявлять сходство, устанавливать различия. (Рассказы учащихся.) (15 мин.) II. Изучение нового материала (15мин.) 1.Ведущая роль социальных факторов на стадии современного человека. Принадлежность всего человечества к одному виду, биологические основы такого единства. (Рассказ учителя об особенностях антропогенеза на стадии современных людей.) 2.Главные расы единого вида — Человека разумного: формирование каждой расы на определеннойтерритории. (Беседа о подразделении внутри вида Человек разумный на несколько рас; о характерных признаках представителей рас с использованием таблицы и литературы.) 3.Характеристика расовых признаков. Формирование особенностей каждой расы как выработка приспособленности к условиям внешней среды. (Беседа о возникновении рас как результате длительного процесса приспособленности больших групп людей к обитанию в различных климатических и географических условиях с использованием таблиц.) 4.Равноценность и генетическое единство человеческих рас. (Дискуссия учащихся по проблеме единства и равноценности человеческих рас.) III.Закрепление и обобщение знаний об особенностях современного этапа человека; о разнообразии и единстве человеческих рас, подготовка к ЕГЭ (выполнение тестовых заданий с вопросами разного уровня сложности и соответствующих определенному количеству баллов) (13 мин.) Вариант 1 Максимальное количество баллов - 20 I. Выбрать правильный ответ. (5 баллов) 1.Первым представителем семейства ЛЮДИ (Hominidae) был: А)австралопитек Б) неандерталец В) кроманьонец Г) питекантроп 2.Человек умелый — это по латыни: А)Homo sapiens Б) Homo habilis В)Homo erectus Г) Australopithecus africanus 3.Человек умелый, в отличие от австралопитека: A)ходил на двух ногах Б) умел изготавливать орудия труда, обороны, нападения B)был покрыт шерстью Г) имел меньший объем мозга 4.К рудиментам человека относят: А)аппендикс Б)хвост В)многососковость Г) волосатое лицо 5.У человека, так же, как и у человекообразных обезьян: А)объем мозга 1400-2000 мл Б) 4 изгиба позвоночника В)отсутствуют волосы на лице Г) есть свод стопы II. Напишите отличия человека и человекообразных обезьян. (5 баллов) III. Нарисуйте схему эволюции человека, используя названия в скобках (Homo sapiens, Homo habilis, Australopithecus afarensis, Australopithecus rohustus, Homo erectus, Australopithecus africanus). (10 баллов) Вариант 2 Максимальное количество баллов — 20 I. Выбрать правильный ответ. (5 баллов) 1. Первыми представителями вида ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ был:
2. Человек прямоходящий — это по латыни:
Г) Australopithecus africanus 3. Человек умелый, так же, как и австралопитек: A) ходил на двух ногах Б) умел изготавливать орудия труда, обороны, нападения B) принадлежал к роду Homo Г) имел объем мозга 700 мл 4. К атавизмам человека относят: А)аппендикс Б)зубы «мудрости» В) многососковость Г) остаток третьего века 5. У человека, в отличие от человекообразных обезьян: A)есть ногти Б) отсутствуют волосы на ладонях B) отсутствуют волосы на лице Г) есть свод стопы II. Напишите сходства человека и человекообразных обезьян. (5 баллов) III. Нарисуйте схему эволюции человека, используя названия в скобках (человек разумный, человек умелый, австралопитек афарский, австралопитек массивный, человек прямоходящий, австралопитек африканский). (10 баллов) IV. Задание на дом (1 мин.) Изучить §62-63, повт. §59-61. Подготовить ответы на вопросы 1,2,3 на с. 240. V. Итог урока. (1 мин.)Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 с. Новоромановское Арзгирского района План-конспект урока биологии по теме: «Современный этап эволюции человека» 11 класс Учитель биологии Булавина С.В. МОУ СОШ №5 с.Новоромановского Арзгирского р-на 2008г. |