Скачать 342.37 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципальное образование г.Саяногорск средняя общеобразовательная школа №З имени героя России Сергея Медведева Рассмотрено на заседании Утверждено методического совета школы приказом от02.09.2013г №_281_ от_29.08.2013г.протокол №1 __ директор школы председатель совета _________ Герасимова Л.Л. ___________ Токарева Т.Э. Рабочая программа по биологии в 9 классе на 2013-2014 учебный год Учитель биологии высшей квалификационной категории Оленева В.А. г. Саяногорск 2013 г. Аннотация 1. Основа содержания обучения предмету Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089, от 09.03.2004г. № 132, от 03.06.2011г. №1994, примерных программ по биологии рекомендованных письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.07.2005г №03-1263; Рекомендации МО и Н РХ от 12.08.2011г. №100-3977 с учетом учебного плана МБОУ СОШ №3 и тематического планирования, предложенного УМК авторов Т.М.Ефимовой, А.О.Шубина,Л.Н.Сухоруковой под редакцией Д.И. Трайтака и Н.Д. Андреевой. 2. Цели и задачи обучения Изучение биологии направлено на достижения следующих целей: усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; формирование у учащихся представлений об истории развития биологических наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; привитие интереса к познанию объектов живой природы; воспитание позитивного отношения к природе, развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья организма
Изучение курса «Общая биология» в 9 классах основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники» Д.И. Трайтака, Н.Д. Трайтака для учащихся 6 классов, учебником «Биология. Животные» Д.И. Трайтака, С.В. Суматохина для учащихся 7 классов, “Биология. Человек и его здоровье” В.С.Рохлова – для 8 классов. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ. 4. Место предмета в учебном плане Программа предназначена для изучения предмета Общая биология в IХ классах общеобразовательных школ и рассчитана на 68 часов классных занятий, два часа в неделю. Уровень обучения – базовый. 5. Особенности преподавания предмета Предлагаемая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии Д.И. Трайтака. Программа курса (68 часов) полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для Х—Х1 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции и курса в систему биологического образования, завершаемого в IХ классе. Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи. 6. УМК соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденных приказом МО и Н РФ от 19.12.2012г. № 1067. Т.М. Ефимова, А.О.Шубин, Л.Н. Сухорукова “Основы общей биологии” (учебник под ред. Д.И. Трайтака и Н.Д. Андреевой) М., Мнемозина, 2010, программа автора Д.И. Трайтака СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение (1 час) Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Раздел 1 Структурная организация живых организмов (18 часов) Т Е М А 1.1. Химический состав живого (5 часов) Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот Т Е М А 1.2. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК (5 часов) Клеточная теория строения организмов Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Лабораторная работа Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом Т Е М А 1.3. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ (5 час) Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. ТЕМА 1.4. Деление клеток (2 часа) Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Мейоз. Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схем ы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории. . Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов. Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования. Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. О р га н и ч е с к а я х и м и я. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики. Раздел 2 Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов) Т Е М А 2.1. Размножение организмов (2 часа) Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение. Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур: микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей. Т Е М А 2.2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ) (3 часа) Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей и органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. . Биологический смысл развития с метаморфозом. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (К Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К Мюллер). Работы Л. II. (Северцова об эмбриональной изменчивости. Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе. Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение. Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. Межиредметные связи. Н е о р г а н и ч е с к а я х и м и я. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Ф и з и к а. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите. Раздел 3 Наследственность и изменчивость организмов (16 часов) Т Е М А 3.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ (7 часов) Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления. Практическая работа Решение генетических задач и составление родословных. Т Е М А 3.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (4часа) Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная. изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков исвойств. Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости. Лабораторные и практические работы Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся). Т Е М А 3.3. СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ (4 часа) Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт. порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью. Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; Норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм. Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия. Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. О р г а ц и ч е с к а я х и м и я. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Ф и з и к а. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите. Раздел 4 Эволюция живого мира на Земле (21 час) Т е м а 4.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (1 час) Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы в их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие. Демонстрация схем структуры царств живой природы. Т Е М А 4.2. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД (2 часа) Развитие биология в додарвиновский период. Господство в науке представлений об <изначальной целесообразности> и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка1. Демонстрация биографий ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь в деятельность Ж. Б. Ламарка. Т Е М А 4.3. ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (5 часов) Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле <Бигль». Лабораторная работа Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений. Т Е М А 4.4. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (2 часа) Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Т Е М А 4.5. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (3часа) Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования. Лабораторные и практические работы Изучение приспособленности организмов к среде обитания. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений. Т Е М А 4.6. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АДАПТАЦИИ. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (3 часа) Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. Демонстрация примеров гомологичных в аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства. Т Е М А 4.7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (2 часа) Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория акад.А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов. Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных. Т Е М А 4. 8. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 часа) Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Ногтю сарiеп в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Новiо арiеп8; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма. Демонстрация репродукций картин З. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных. Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни». Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма. Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуля цию; понятие гомеостаза и другие как результат эволюции живой материи. Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. давать аргументированную критику расизма. Межяредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и лругие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства. О р г а н и ч е с к а я х и м и я. Основные группы органических соединений. Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите. Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе. И с т о р и я. Культура Западной Европы конца ХУ — первой половины ХУII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия. Э к о н о м и ч е с к а я г е о г р а ф и я зарубежных стран. Население Мира. География населения мира. Физическая география. История континентов. Раздел 5 Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (6 часов) |