Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 420.71 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации14.01.2014
Размер420.71 Kb.
ТипРабочая программа курса
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа курса
  1   2   3   4   5
Пояснительная записка
Рабочая программа курса биологии 8 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта (ФГОС), Примерной программой среднего общего образования по биологии и программы по биологии для 8 класса «Биология – 8 (Раздел Человек)», программы общеобразовательных учреждений: Никишов А.И., Теремов А.В., Петросова Р.А. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. М., «Владос»,2007, с учетом Федерального Государственного стандарта согласно образовательной программы МБОУ СОШ №1, на основании учебного плана МБОУ СОШ №1 на 2013/2014 учебный год.
Программа рассчитана на 68 часов (2часа в неделю): в т.ч. контрольных работ - 4, лабораторных работ – 6.

Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Учебник:

Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. М., «Владос», 2010 г

В изложении учебного материала использован системный подход – рассмотрены морфофункциональные уровни организации: клеточный, тканевый, системы органов, организма как единого целого; взаимосвязи организма и среды. После общего знакомства с клеткой, тканями, органами и системами органов учащиеся подробно изучают строение систем органов во взаимосвязи с конкретной функцией, при этом формируется и последовательно развивается представление о единой системе нейрогуморальной регуляции всех функций организма. Особое внимание уделено принципу саморегуляции функций.

В данной программе в большей степени, по сравнению с другими, отражен экологический аспект физиологического просвещения: включены вопросы адаптации человека к условиям природной и социальной среды; взаимодействия человека и природы; приведена краткая физиологическая характеристика различных видов трудовой деятельности.

Цель изучения курса «Человек»:

Сформировать научное представление о биосоциальной сущности человека и его организме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эволюции живой природы и взаимодействия человека с окружающей средой.

Задачи:

1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

При изучении курса «Человек» у учащихся осуществляется активное формирование следующих компетенций:

- личностных (бережное отношение к животным, умение определять границы собственного знания, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы);
- предметных (иметь знания об особенностях и значении животных в природе, о редких и исчезающих животных, опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); иметь знания о промысловых и одомашненных животных).
- метапредметных (ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

Биология. Человек и его здоровье. YIII класс (68 ч.)

1. Введение. Общий обзор организма человека (6 ч.)

Некоторые сведения из истории развития анатомии и физиологии. Значение знаний о структурной организации организма человека и его жизнедеятельности для сохранения здоровья. Уровни организации живого организма: молекулярный — клеточный — тканевый — органный — системный (система органов) — целый организм. Взаимодействие организма и среды, строение клетки, ее органелл. Основные процессы жизнедеятельности клетки. Краткие сведения об основных видах тканей.

Органы, системы органов, аппарат, организм, взаимодействие организма человека со средой.

Понятие о системах организма, регулирующих физиологические функции: нервной и эндокринной.

Демонстрация микропрепаратов клеток, тканей, муляжей органов: сердце, глаз и др.; торса человека.

2. Эндокринная система (3 ч.)

Значение эндокринной системы для регуляции и согласованной работы органов и систем, роста и развития организма. Гормоны. Нарушение функций желез внутренней секреции. Щитовидная железа. Гипофиз. Тимус. Эпифиз. Половые железы. Поджелудочная железа. Стресс. Участие желез внутренней секреции в реакциях организма на стресс.

3. Нервная система (7ч.)

Значение нервной системы в регуляции функций и обеспечении взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая части нервной системы. Нейрон, строение и функции нейрона, связь нейронов между собой. Синапс. Автономная (вегетативная) нервная система. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлексы. Строение и функции спинного и головного мозга. Возбуждение и торможение в центральной нервной системе, их роль в регуляции и координации функций организма человека. Нарушение функции нервной системы.

Демонстрация микропрепаратов спинного мозга, модели головного мозга.

Лабораторная работа № 1 строение головного мозга человека.

4. Опора и движение (5 ч.)

Значение опорно-двигательного аппарата. Скелет человека. Особенности скелета, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Состав, строение и свойство кости. Типы соединения костей. Рост кости в длину и толщину. Первая помощь при ушибах, вывихах, переломах.

Мышцы, их функции. Основные группы мышц, участвующих в движении. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха. Значение физических упражнений и труда для формирования скелета и развития мышц. Нарушения функции опорно-двигательного аппарата и их предупреждение.

Демонстрация скелета человека, черепа, позвонков, частей скелета, распила кости (раздаточный материал). Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки. Приемы первой помощи при травмах; определение осанки, выявление ее нарушений. Видеофильм «Опора и движение». Выпуск 1.

Лабораторная работа № 2. Строение позвонков.

5. Кровь (3 часа) Внутренние жидкие среды организма (кровь, межклеточная жидкость, лимфа). Значение крови для жизнедеятельности организма. Состав крови. Строение и функции форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов, кровяных пластинок. Свертывание крови, его значение. Иммунитет. Инфекционные заболевания и борьба с ними. Предупредительные прививки. Группы крови. Переливание крови.

6. Кровообращение (5 ч.)

Значение кровообращения. Система органов кровообращения: сердце и сосуды. Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам (артериям, капиллярам, венам). Большой и малый круги кровообращения. Кровяное давление, его определение. Регуляция сердечно-сосудистой системы. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Влияние табакокурения и алкоголя на сердечно-сосудистую систему.

Демонстрация торса человека, муляжа сердца; подсчет пульса и измерение давления после дозированной нагрузки.

Лабораторные работы:

№3. Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

№4. Подсчет пульса в разных условиях.

7. Дыхание (4 ч.)

Значение дыхания. Строение системы органов дыхания. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения, жизненная емкость легких. Регуляция дыхания. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Первая помощь при остановке дыхания. Действие курения и других вредных факторов на дыхание.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; обнаружение углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе; измерение жизненной емкости легких; приемы искусственного дыхания.

8. Пищеварение (6 ч.)

Значение питания и пищеварения для поддержания жизни и здоровья человека. Строение и функции системы органов пищеварения. Роль ферментов пищеварительных желез в процессе пищеварения. Регуляция пищеварения. Роль печени и поджелудочной железы в процессах пищеварения. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.

Демонстрация торса человека. Видеофильм «Пищеварение». Выпуск 1.

Лабораторная работа №5. Действие слюны на крахмал.

9. Обмен веществ и энергии (7 ч.)

Роль обмена веществ и энергии в поддержании жизни и здоровья человека. Общая характеристика обмена веществ и энергии. Превращения в организме белков, жиров и углеводов. Обмен неорганических веществ. Значение воды и минеральных веществ. Роль желез внутренней секреции в регуляции обмена веществ. Витамины, их значение для жизнедеятельности организма. Основные авитаминозы. Рациональное питание, его режим и нормы. Терморегуляция в условиях жары и холода. Кожа, ее роль в процессах терморегуляции. Первая помощь при тепловом ударе, ожогах, обморожении. Составление пищевых рационов с использованием нормативных таблиц для людей разных профессий.

10. Выделение (2 ч.)

Выделение из организма конечных продуктов обмена. Строение мочевыделительной системы, ее значение в поддержании постоянства внутренней среды организма. Процессы образования и выделения мочи. Регуляция процессов мочеобразования и мочевыделения.

Демонстрация модели строения почки млекопитающего.

11. Размножение и развитие (4 ч.)

Система органов размножения. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рост и развитие ребенка. Возрастные периоды. Влияние биологических и социальных факторов на развитие человека. Характеристика подросткового периода.
12. Органы чувств (7 ч)

Анализаторы. Рецепторы. Орган зрения. Предупреждение глазных болезней. Орган слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния, вкуса. Расположение зон чувствительности в коре больших полушарий.

Демонстрация моделей, таблиц и схем строения органов зрения и слуха, зрительных иллюзий и дефектов, приемов определения запахов неизвестных веществ.

Лабораторная работа №6 Бинокулярное зрение.

13. Высшая нервная деятельность (поведение) (4 ч.)

Роль И.М. Сеченова в создании учения о психической деятельности и поведении человека.

Роль И.А. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы. Биологическое значение, образование и торможение условных рефлексов. Особенности высшей нервной деятельности человека. Рассудочная деятельность. Память (ее виды). Речь и мышление. Сон, его значение. Предупреждение нарушений сна. Мотивации и эмоции. Взаимодействие биологического и социального в поведении человека. Нарушение поведения человека.

Демонстрация разборных моделей головного мозга человека, глаза, уха, препаратов головного мозга.

14. Основы физиологии труда. Здоровье человека и его сохранение (4 ч.)

Физиолого-гигиеническая характеристика различных видов труда. Работоспособность и утомление. Факторы, способствующие сохранению и нарушению здоровья. Защитные и приспособительные реакции организма, адаптация человека к условиям природной и социальной среды.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

уровни организации живого организма: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, системы органов;

строение и основные процессы жизнедеятельности клетки;

строение и функции органов, систем органов, их нейрогуморальную регуляцию, сходства и различия в строении и функции систем органов человека и млекопитающих животных;

расположение органов в организме человека; особенности организма человека, обусловленные трудовой деятельностью, прямохождением, социальным образом жизни;

особенности внутренней среды организма, иммунитета,обмена веществ, терморегуляции, рационального питании;

особенности роста и развития человеческого организма; влияние сенсорной информации на психическое развитие человека;

приемы оказания помощи при несчастных случаях;

влияние физической и умственной нагрузки на организм; факторы сохраняющие и разрушающие здоровье; влияние курения, алкоголя, наркомании на организм человека.

Учащиеся должны уметь:

распознавать органы и системы органов по таблицам; находить связь между строением и функциями органов;

объяснять влияние труда и отдыха на организм;

пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения (подсчитывать пульс, определять состояние органов чувств — зрения, слуха), организовать правильное рациональное питание;

оказывать доврачебную помощь при несчастных случаях;

работать с учебником: использовать шмуцтитулы, работать с текстом, рисунками и обозначениями на полях учебника; проверять себя по вопросам и указанным обозначениям, составлять план параграфа и готовить краткие сообщения.

Материально- техническое обеспечение:

- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование для проведения всех лабораторных работ, комплект натуральных объектов;

- стенды для постоянных и временных экспозиций;

- компьютер;

- мультимедиа-проектор;

- слайд-проектор;

- видеомагнитофон;

- интерактивная доска;

- принтер;

- коллекция медиаресурсов;

- комплекты плакатов по различным разделам курса;

- библиотека учебной, методической, справочно-информационной, научно-популярной литературы;

- картотека с заданиями для индивидуальных работ, организации самостоятельных работ.


Учебно-методический комплект:
1.Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. М., «Владос», 2010 г.

2.Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Методическое пособие. М., «Вентана-Граф», 2009 г.

3.Лернер Г.И. Человек. Анатомия. Физиология. Гигиена. 8, 9 классы. М., «Эксмо», 2005

4.Лернер Г.И. Биология. Анатомия. Тестовые задания к основным учебникам.М., «Эксмо», 2009

5.Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник. М., «Аст- пресс школа», 2003г

Учебно – тематический план



Наименование разделов и тем

Всего часов

На уроки

Лаб. Раб.

Контрольные работы

Примерное количество часов на сам. работу






















1.

Введение. Общий обзор организма

6

6







1

2.

Эндокринная система

3

3







-

3.

Нервная система

7

7

1

1




4.

Опора и движение


5

5

1




1

5.

Кровь

3

3







1

6.

Кровообращение

5

5

2

1

1

7.

Дыхание

4

4







1

8.

Пищеварение

6

6

1

1

1

9.

Обмен веществ и энергии

7

7




1

1

10.

Выделение

2

2







2

11

Размножение и развитие

4

4










12

Анализаторы. Органы чувств.

7

7

1




1

13

Высшая нервная деятельность.

4

4







2

14

Основы физиологии труда. Здоровье человека и его сохранение.

4

4







1





  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск