Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Огонёк» общеразвивающего вида городского округа город Буя
Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по теме:
«Удивительный мир животных»
Для детей подготовительного к школе возраста
Автор разработки:
Воспитатель: Языкова Ольга Леонидовна
Пояснительная записка
В старшем дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем их мире: о предметах и явлениях, неживой природе, растениях и животных, как ближайшего окружения, так и природе других стран. В то же время идёт расширение представлений о предметах и явлениях, знакомых детям ранее. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда. В детские годы формируются основные качества человека: бережное отношение к природе, забота о растениях и животных, стремление и желание узнать о них как можно больше. В последнее время работа по формированию бережного и заботливого, осознанного отношения к природе несколько потеряла свою актуальность, которая выражается в соответствующих поступках и поведении. В этой связи особую, значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью животных, расширение и пополнение знаний о них, развитие детской любознательности и познавательных интересов. Я решила пополнить и расширить знания детей о животных разных стран с помощью доступных детям игровых заданий и упражнений в увлекательной форме. В ходе непосредственно образовательной деятельности особое внимание уделялось расширению знаний детей о жизни животных, их отличительных особенностях, повадках, интересных фактах из их жизни. В то же время образовательная деятельность нацелена на развитие умственных способностей, психических процессов и эмоций детей. В ней комплексно реализуются разные виды деятельности: познавательная, игровая, художественная, двигательная, коммуникативная. Считаю, что новизна данной разработки заключается в использовании принципа интеграции образовательных областей, что позволяет дать детям как можно больше знаний по данной теме. Теоретическая часть
Ребенок-дошкольник живет в конкретной социальной, культурной и природной среде, в то же самое время он житель огромного мира со всем многообразием его природных зон. Непосредственное воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста происходит путём формирования у него элементарной системы знаний, упорядочения разрозненных сведений и представлений об окружающей действительности, которая является не только источником познания, но и всестороннего развития – умственного, эмоционального, нравственного, эстетического. При целенаправленной организации педагогической деятельности по ознакомлению дошкольников с природой происходит развитие восприятия, мышления, памяти и речи ребёнка. При ознакомлении дошкольников с миром животных у детей формируются первоначальные реалистические представления о них, воспитывается интерес к различным объектам животного мира, развивается эмоциональная сфера. Дети учатся устанавливать простейшие причинно-следственные связи, формулировать и выражать своё мнение и отношение к объектам, объяснять и рассуждать, осмысленно говорить. В единстве с формированием его мышления развивается и речь ребёнка. А так как и в старшем дошкольном возрасте, основным видом детской деятельности остаётся игра, то особенно важно заинтересовать и увлечь детей и одновременно дать им необходимые знания.
Методическая часть С ноября 2009 года утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Впервые в нормативном правовом документе установлен ряд концептуальных требований к основным общеобразовательным программам дошкольного образования, в их числе:
- соответствие принципам развивающего образования;
- интегративный подход к образованию дошкольников как альтернативы предметному;
- комплексно-тематический принцип построения как особая организация образовательной деятельности, стимулирующая «принятие» ребенком образовательной программы;
- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
- использование адекватных форм работы с детьми;
- осуществление образования через организацию детских видов деятельности (исключая учебную).
С учётом данных принципов я разработала конспект непосредственно образовательной деятельности. Одним из основных принципов построения образовательного процесса в соответствии с ФГТ является принцип интеграции, который я использовала в организации образовательной деятельности с детьми. Уточняя, расширяя и закрепляя знания детей, возможна интеграция различных областей и видов детской деятельности: игровой, двигательной, художественной, познавательно-исследовательской, коммуникативной и др. Образовательная деятельность предполагает предварительную работу и основана на полученных знаниях в совместной деятельности воспитателя с детьми, работе с родителями, направленной на развитие поисковой активности детей. Я разработала её таким образом, что образовательная деятельность состоит из нескольких частей, включающих в себя рассказ воспитателя, развивающие игры, рассматривание картин и слайдов, чтение художественных произведений, беседы и совместное обсуждение. Таким образом, реализуется сразу несколько образовательных областей: «Социализация», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание». Для снятия утомления от статического пребывания, детям предлагаются физминутки, также связанные с темой образовательной деятельности. В заключительной части образовательной деятельности, дети имеют возможность получить дополнительные сведения совместно с воспитателем или самостоятельно, реализовать свои впечатления. Я считаю, что данное строение образовательной деятельности позволяет воспитанникам лучше усвоить новый материал. Также предлагается задание с родителями дома, что позволяет сблизить родителей и детей в совместном поиске.
Ожидаемые результаты:
Расширение и закрепление знаний и представлений у детей о животных
Знакомство с произведениями литературы
Возможность пополнить свои знания вместе с родителями из дополнительных источников (интернет, книги, посещение музея)
Активизация и пополнение словарного запаса детей, развитие их активности, самостоятельности, любознательности, инициативы
Развитие психических процессов, мышления
Способы проверки ожидаемых результатов:
Викторина «Удивительный мир животных»
Создание в группе выставки книг о животных
Оформление совместно с родителями фотоальбома «Наши забавные животные»
Продуктивная деятельность детей (лепка, рисование, аппликации коллаж), оформление выставки детских работ
Посещение краеведческого музея
Литература:
Т.М. Бондаренко «Организация непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада», Воронеж, 2012, 288 стр.
Л.Е.Белоусова «Удивительные истории», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2003, 128 стр.
Л.Е.Белоусова «Весёлые встречи», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2003, 128 стр.
Л.Б.Фесюкова «Креативные задания и схемы для детей 4-7 лет», «Ан гро плюс», 2008, 208 стр.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительного к школе возраста «Удивительный мир животных»
Тема образовательной деятельности: «Удивительный мир животных»
Цель: расширение у детей представления о мире диких животных и развитие познавательной активности.
Психолого-педагогические задачи:
Обобщить и расширить представления детей о животных разных стран
Развивать логическое мышление, умение классифицировать, рассуждать и делать выводы, воспринимать и понимать задание, действовать по правилу
Продолжать учить образовывать новые слова путём сложения двух слов, составлять короткий описательный рассказ о животном, закрепить умение выделять первый звук в слове
Развивать воображение, творческие способности, креативность мышления, самостоятельность
Воспитывать интерес к миру животных, желание узнать новое
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»
Вид детской деятельности: познавательная, коммуникативная, художественная
Форма работы с детьми: подгрупповая
| Деятельность воспитателя
| Деятельность детей
| 1 часть - вводная
| Цель: привлечение внимания детей, формирование позитивной мотивации на предстоящую образовательную деятельность
| Решение проблемной ситуации, предложенной педагогом
| Создание
образовательной
ситуации
| Педагог предлагает детям ответить на вопрос: «Что случится, если из леса исчезнут все животные и птицы?» Предлагает помочь решить проблемную ситуацию в соответствии с правилом:
- Сейчас я вам предлагаю вспомнить, каких мы знаем животных и птиц. Но будьте внимательны: вы должны послушать, какое животное я назову, определить первый звук в этом слове и назвать птицу, название которой начинается с этого же звука.
| Дети высказывают свои предположения, отвечают на вопросы,
называют, где и какие животные обитают, и как их можно назвать.
Дети выполняют задание воспитателя
| Мотивация детей на
предстоящую
деятельность
| Педагог просит детей помочь ему разобраться с загадочными рисунками
| Откликаются на просьбу воспитателя
| Формулирование цели
предстоящей деятельности
и принятие ее детьми
| Развитие познавательной активности детей
| Возможность в игровой форме узнать новые интересные сведения о животных
| 2 часть - основная
| Цель: расширение представлений детей о мире диких животных
| Решение проблемных ситуаций
| Уточнение знаний детей
в процессе деятельности,
осуществляемой в тесном
контакте с детьми
| Для развития наглядно - образного мышления педагог предлагает детям карточки с изображением силуэтов разных животных.
Для того, чтобы дети могли воспринимать на слух учебную задачу воспитатель даёт детям задание:
- Вы знаете, что все животные оставляют следы. У кого- то они большие, у кого-то маленькие, а у нас остались следы каких-то совсем необычных животных, может быть даже космических.
- Вы должны посмотреть на свои карточки, определить, чем отличаются фигуры на одной карточке от фигур на другой карточке и поместить их на доске рядом с подходящей фигурой.
Для закрепления умений детей образовывать новые слова педагог предлагает детям карточки с изображением частей тела разных животных.
С целью удовлетворения детей в двигательной активности воспитатель проводит физминутку.
С целью развития связной речи детей и установления особенностей внешнего вида воспитатель предлагает детям придумать объявление о пропавшем животном.
С целью развития воображения и творческих способностей педагог предлагает детям придумать и нарисовать необычное животное.
| Дети определяют животное, называют его и после правильного ответа изображение появляется на экране мультимедийной установки. Затем дети объединяют животных в группы по местам их обитания.
У детей карточки с двумя группами фигур, они должны найти отличия и разместить их на доске в соответствии с правилом
Дети называют животное и дают определение его характерной особенности (большеухий, длинношеий и т.д.)
Дети выполняют упражнения физминутки, подражая движениям животных
Дети составляют короткий описательный рассказ о животном, используя микрофон.
Придумывают и рисуют необычное животное
| 3 часть - заключительная
| Цель: обобщение представлений детей мире животных, создание эмоционально благоприятной атмосферы.
| Подведение итогов деятельности.
Педагогическая оценка результатов
деятельности детей.
| Для рефлексии и уточнения уровня усвоения детьми знаний педагог задает вопросы, подводя итог образовательной деятельности
| Дети размещают свои рисунки в «домиках» разного цвета, в соответствии со своим настроением, отвечают на вопросы педагога.
| Плавный вывод детей из
совместной деятельности в самостоятельную деятельность
| Воспитатель предлагает рассмотреть выставку книг о животных, выбрать понравившиеся для чтения дома с родителями, найти вместе с родителями другие книги о животных и интересные сведения из жизни животных разных стран
| Дети рассматривают понравившиеся книги в совместной с воспитателем деятельности.
| |