Тема урока:
«Факторы среды обитания и их влияние на живые организмы»
Цель урока: определить факторы среды обитания и выявить их взаимное влияние на живые организмы. Задачи урока:
В предметной области:
продолжить развитие знаний учащихся о среде обитания организмов;
изучить факторы среды обитания организмов;
объяснять приспособленность организмов к экологическим факторам
выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека.
Развивать умения: действовать самостоятельно;
работать в оптимальном темпе;
обогащать и усложнять словарный запас.
В сфере личностного развития:
в ходе урока содействовать формированию мировоззренческого понятия: познаваемость мира и природы;
осуществлять нравственное воспитание (этических норм поведения и толерантность);
формировать способность оценивать последствия деятельности человека в природе.
Мотивационное обеспечение урока:
мотивировать у школьников положительное отношение к учению через:
а) создание ситуации успеха;
б) обеспечение психологического комфорта
В области формирования УУД:
познавательное — включение в исследовательскую деятельность: умение наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, давать определение понятиям, умение выделять существенную информацию из различных источников
регулятивные - в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать е в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
коммуникативные — выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; сообщать информацию в устной форме
Опорные понятия:
Среда обитания; факторы среды обитания: абиотические, биотические, антропогенные; Характеризуют взаимосвязь организмов со средой обитания, влияние окружающей среды на биоценоз и приспособление ораганизмов к среде обитания; хищничество, симбиоз, травоядные животные, паразитизм.
Планируемые результаты:
знания
основные среды обитания;
классификация экологических факторов;
экологические типы живых организмов.
умения
давать характеристику среды обитания, используя экологические факторы;
распределять живые организмы по средам обитания и типам их взаимоотношений.
Формы и методы организации учебной деятельности:
формы:
коллективная форма
индивидуальная работа
методы:
словесные: беседа, рассказ;
наглядные: просмотр презентации;
практические: выполнение опыта;
методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой
Средства обучения
компьютер;
проектор;
мультимедийная презентация;
учебная литература; дополнительная литература
Планируемые результаты урока:
Личностные результаты:
формирование коммуникативной компетенности в общении и сотрудничестве со свесниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;
формировние экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимоси ответственного, бережного отношения к окружающей среде
Метапредметные результаты:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о взаимосвязи живого неживого в биосфере; овладение понятийным аппаратом биологии
проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов
формирование основ экологической грамотности: способность оценивать последствия деятельности человека в природе
Структура урока
Этап урока
| Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
| Деятельность обучающихся с укаанием форм организации
| Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
| 1.Мотивация к учебной деятельности
1.1.Создание благопрятного эмоционального-психологического фона урока
1.2.Формирование у учащихся желания работать на уроке
| 1.1.1. Учитель приветствует детей: предлагает всем встать в круг и поздороваться друг с другом по очереди. Взяться за руки и зарядиться положительнй энергией.
Подводя итог упражнению, выражает надежду. Что полученная энергия поможет каждому ученику решить задачи сегодняшнего урока
| 1.1.1.Дети выполняют просьбу учителя. 1.1.2. Оценивать свою готовность к уроку
| Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий
| 2. Актуализация знаний.
Создание мотивации к самостоятельному выполнению учебного действия
| Предлагает ответить на вопросы:
От чего зависит ощущение комфорта?
Что нас окружает?
Чем представлено это окружение?
Почему важно знать это окружение?
Как они влияют друг на друга?
| Обучающиеся отвечают на вопросы:
«окружающая среда»
«условия окружающей среды»
«условия обеспечивают жизнь»
| Познавательное УУД:
вспоминают значение понятия «среда обитания»
«условия среды обитания»
Коммуникативное УУД: выражают свои мысли
| 3. Выявление места и причины затруднения.
Выявление и фиксацию учащимися места, где возникло затруднение; определение причин затруднения — каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи
| Обращаем внимание учащихся к теме урока
- «Факторы среды обитания», моделируем проблемную ситуацию.
«Что означает слово «Фактор»?
Какие факторы среды обитания существуют?
Возможно ли влияние факторов друг на друга?
Почему важно знать это влияние?
| Высказывают свои предложения по сути вопросов, поставленных учителем.
Определяют значение слов
«абиотические факторы»,«биотичесие факторы», «антропогенный фактор» по учебнику (консультант)
| Регулятивное УУД: в
сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу
Коммуникативное УУД:
выражать свои мысли
| 4. Построение проекта выхода из затруднения
Этап предполагает обдумывание учащимися в исследовательской форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации
| Предлагает учащимся сформулировать задачи урока
Сообщает план действий:
знакомство с влиянием факторов среды обитания как условием существования жизни.
| Формулируют задачи урока:
1. Узнать, что относится к абиотическим факторам среды обитания в средах обитания?
2. Узнать, что относится к биотическим факторам среды обитания в средах обитания?
3. Узнать, что относится к антропогенным факторам среды обитания в средах обитания?
| Познавательное УУД: поиски способов решения проблемы
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу
Коммуникативные УУД: выражать свои мысли
| 5. Реализация построенного проекта.
Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта, уточнение характера нового знания).
| Организует исследование по содержанию нового материала
(влияния факторов среды обитания).
Организует беседу по результатам исследования:
Что нового вы узнали для себя?
| Выполняют исследования в роли научного сотрудника:
Из литературных источников находят примеры влияния факторов среды обитания.
Выполняют опыт, выявляющий зависимость потребления количества воды от строения листьев.
| Познавательное УУД:
умение выделять существенную информацию из различных источников, проводить опыт
Регулятивное УУД:
удерживать учебную задачу в процессе работы
Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы
| 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач
| Организует выполнение задания: Окажите помощь потерявшимся животным.
Распределите животных по группам по отношению к свету.
| Выполняют задание и обсуждают правильность его выполнения
| Познавательное УУД:
группировать предметы по существенным признакам
Регулятивное УУД:
оценивать правильность выполнения задания
Коммуникативные УУД: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы
| 7. Рефлексия учебной деятельности.
Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
| Обращает внимание обучающихся на вопросы, поставленные им в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен ответ; остались ли неразрешенные моменты.
Предлагает каждому оценить своё участие в уроке и выяснить удовлетворенность своей деятельностью.
| Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.
Отвечают на вопросы, поставленные в начале урока.
Оценивают своё участие в уроке.
| Регулятивное УУД:
оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности.
Коммуникативное УУД:
быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
|
1. Мотивация к учебной деятельности
1.1.Создание благоприятного эмоционально-психологического фона урока
1.2.Формирование у учащихся желания работать на уроке Учитель приветствует детей: предлагает всем встать в круг и поздороваться друг с другом по очереди. Взяться за руки и зарядиться положительней энергией.
Подводя итог упражнению, выражает надежду, что полученная энергия поможет каждому ученику решить задачи сегодняшнего урока 2. Актуализация знаний.
Создание мотивации к самостоятельному выполнению учебного действия.
Предлагает ответить на вопросы:
От чего зависит ощущение комфорта?
Что нас окружает?
Чем представлено это окружение?
Почему важно знать это окружение?
Как они влияют друг на друга?
Обучающиеся отвечают на вопросы:
«окружающая среда» (слайд)
«условия окружающей среды» (слайд)
«условия обеспечивают жизнь» на латинском (причины процессов жизнееятельности) «Фактор»
3. Создание проблемной ситуации: Какие факторы среды обитания существуют?
Возможно ли влияние факторов друг на друга?
Почему важно знать это влияние?
Учащиеся в роли консультанта находят в учебнике значение понятий:
«абиотические факторы»,
«биотические факторы», «антропогенный фактор»
4. Учитель предлагает учащимся сформулировать задачи урока
Сообщает план действий:
исследует влияние факторов среды обитания как необходимое условие существования жизни.
Учащиеся узнают, что относится к абиотическим факторам среды обитания.
Узнают, что относится к биотичесим факторам среды обитания.
Узнают, что относится к антропогенному фактору среды обитания. 5.Организует исследование по содержанию нового материала
(влияния факторов среды обитания на живые организмы)
Выполняют исследования в роли научных сотрудников:
Из детской энциклопедии находят примеры влияние факторов среды обитания на живые организмы
Выполняют опыт, выявляющий зависимость потребления количества воды от строения листьев.
Учитель организует беседу по результатам исследования:
Что нового вы узнали для себя? Почему важно знать, как влияют факторы среды обитания на организмы? 6. Учитель организует выполнение задания: распределите животных по группам по отношению к свету.
(Обращение детям: окажите помощь потерявшимся животным)
(слайд с заданием и с проверкой)
Дневной образ жизни
|
| Ночной образ жизни
|
| Жизнь в постоянной темноте
|
|
Орел, летучая мышь, дождевой червь, ласточка, жираф, сова, крот, тигр 7. Рефлексия учебной деятельности. Учитель обращает внимание обучающихся на вопросы, поставленные им в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен ответ?; остались ли неразрешенные моменты?
Предлагает каждому ученику оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью с помощью карточек (красная, желтая, синяя), высказаться с помощью предложений.
Визитная карточка урока
биологии в 7 классе учителя биологии Фадеевой Марианны Михайловны
Понятия:
Предметные: среда обитания, факторы среды обитания, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный фактор
Метапредметные: анализ, обобщение, вывод
Ценности: природа, человек, жизнь, здоровье, видовое многообразие
Технология: элементы исследовательской деятельности, информационные технологии, работа в группах, используются элементы рефлексии
Результаты урока: Личностные результаты:
формирование коммуникативной компетенности в общении и сотрудничестве со свесниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;
формировние экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимоси ответственного, бережного отношения к окружающей среде
Метапредметные результаты:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о взаимосвязи живого неживого в биосфере; овладение понятийным аппаратом
проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов
формирование основ экологической грамотности: способность оценивать последствия деятельности человека в природе
Фактор Характеристика условийАдаптации животногоЭкологическая |