Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 97.33 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.01.2014
Размер97.33 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Цель урока: систематизировать знания учащихся о типах взаимодействия живых организмов между собой; сформировать умение определять типы взаимоотношений у организмов разных систематических групп.
Изучение нового материала:
I. Биотические факторы – совокупность всех влияний организмов друг на друга.

Влияние одних организмов на другие зависит от:

  1. видового разнообразия сообществ;

  2. численности особей в популяциях;

  3. плотности популяций и пространственного распределения особей в популяциях;

  4. возрастного состава популяций;

  5. полового состава популяций;

  6. продолжительности жизни особей в популяциях.

Воздействие биотических факторов может носить как прямой, так и косвенный характер.

Прямое влияние имеет место, когда организмы непосредственно контактируют друг с другом, оказывая взаимное воздействие (+ или −).

Косвенное влияние – опосредованное влияние (через изменение факторов неживой природы или другие организмы), например, когда одно животное вытаптывает растения, являющиеся источником пищи для другого.
Различают внутривидовые и межвидовые взаимоотношения между организмами.

Внутривидовые – проявляются на популяционном уровне.

Межвидовые – взаимоотношения, которые возникают между особями разных видов. Для организма данного вида они могут быть:

  • позитивными – полезными;

  • негативными – вредными;

  • нейтральными – безразличными.


II. Симбиоз (от греч. сим — совместно и биос — жизнь) — это тесное и продолжительное сосуществование представителей разных биологических видов (т.е. это взаимодействие, главным условием которого является определенная степень сожительства, а не взаимная польза).

Чаще под «симбиозом» понимают совместное взаимовыгодное сожительство организмов, т.е. одну из форм позитивных взаимоотношений между организмами.
Типы симбиотических отношений:
1. Кооперация (протокооперация) (лат. cooperatio — сотрудничество) – вид взаимовыгодного сожительства, при котором польза для всех организмов очевидна, но связь их необязательна.

Примеры кооперации:


Поражает добычу стрекательными клетками. Жертвы падают на дно и поедаются раком. А актиния, ведущая малоподвижный образ жизни, увеличивает пространство для ловли добычи.

Черви-полихеты подбирают несъеденные кусочки пищи, оставшиеся после трапезы рака. Очищают полость раковины и поверхность тела рака от паразитов.







Поселяется в пустой раковине моллюска и возит на себе актинию, увеличивая пространство, используемое актинией для ловли добычи. Рак успешно питается остатками жертв актинии.



  • Мурены и губанчики-чистильщики.

  • Носороги и воловьи птицы.

  • Буйволовые скворцы и буйволы.

  • Рыбки-клоуны и актинии.

  • Муравьи и тля («Муравьи пасут этих насекомых, доят их, как коров, добывая себе пропитание, и защищают их от хищников»).

  • Муравьи и акация (муравьи, селящиеся в полых шипах акации, уничтожают вредные для нее вьющиеся растения, которые попадаются им на пути во время патрулирования территории вокруг своего дерева. За такую защиту акация угощает своих телохранителей сладким соком).

  • Насекомые-опылители и насекомоопыляемые растения.


2. Мутуализм (лат. mutuus – взаимный) – взаимополезное сожительство организмов, при котором присутствие партнера становится обязательным условием существования каждого из них.

Примеры мутуализма:

  • лишайники – симбиотические организмы – сожительство гриба и водоросли;

  • клубеньковые бактерии и бобовые растения;

  • жвачные животные (олени, жирафы, антилопы, крупный рогатый скот, овцы и козы) и микроорганизмы (бактерии, простейшие, грибы), расщепляющие целлюлозу в рубце;

  • микориза – грибокорень (за счёт развитого мицелия увеличивается поглощающая поверхность корня и усиливается поступление в растение воды и питательных веществ. Грибы-микоризообразователи, вероятно, способны разлагать некоторые недоступные растению органические соединения почвы, вырабатывают вещества типа витаминов и активаторы роста. Гриб же использует некоторые вещества (возможно, углеводы), извлекаемые им из корня растения. При разведении леса на почве, не содержащей грибов-микоризообразователей, в неё вносят в небольших количествах лесную землю, например при посеве желудей — землю из старой дубравы);

  • взаимоотношения узкоспециализированных к опылению растений (инжир, купальница) с опыляющими их насекомыми;

  • термиты и жгутиконосцы, живущие в кишечнике термитов и использующие их в качестве среды обитания (жгутиконосцы переваривают несъедобную древесину, превращая ее в питательные вещества для термитов).


3. Комменсализм (лат. con – вместе, mensa – стол: буквально «у стола», «за одним столом») – взаимоотношения между двумя организмами разных видов, выгодные для одного из них и никак не влияющие на другого.

Примеры комменсализма:

а) нахлебничество:

  • рыба-лоцман и акулы, черепахи, дельфины;

  • рыба-прилипала и крупные морские животные;

  • гиены и львы;

  • грифы и львы;

б) квартиранство:

  • растения-эпифиты (орхидеи, лишайники, мхи) и древесные растения;

  • мальки рыб пикши и трески и медуза цианея;

  • птицы, грызуны и членистоногие (используют микроклимат гнезд и нор, а также остатки пищи);

  • рыба-горчак, откладывающая икру в мантийную полость моллюска беззубки;

в) сотрапезничество – потребление разных веществ или частей из одного и того же ресурса:

  • бактерии-сапрофиты и высшие растения (бактерии перерабатывают органические вещества из первичных растительных остатков, а высшие растения потребляют оставшиеся минеральные соли);

  • насекомоядное растение непентес и личинки комаров-кулицид (личинки защищены от переваривающего действия ферментов непентеса и питаются насекомыми, попавшими в ловчие кувшинчики непентеса).


III. Антибиоз (от др.-греч. анти – против, биос – жизнь) – форма взаимоотношений организмов, при которых представители обоих видов или один из них испытывают отрицательное влияние

или – антагонистические отношения видов, когда один организм ограничивает возможности другого, невозможность сосуществования организмов.
Типы антибиотических взаимоотношений:
1. Хищничество – способ добывания пищи живым организмом одного вида путем поимки, умерщвления и поедания организмов другого вида.

К такому типу экологических отношений можно отнести все варианты пищевых связей.

Различают:

  • истинное хищничество – хищничество, при котором хищник тратит много энергии на поиск и овладение жертвой. Истинных хищников отличает особое охотничье поведение (львы, тигры, волки, куницы, акулы и др.);

  • собирательное хищничество – хищничество, при котором хищник просто ищет и собирает добычу. Такое становится возможным, если численность жертв высока, а их размеры сравнительно малы (насекомоядные птицы и другие животные);

  • пастбищное хищничество – поедание растительного корма, поиски которого не требуют больших усилий благодаря его изобилию и доступности (стада копытных на лугу; гусеницы, поедающие листья в кроне деревьев и т.п.);

  • каннибализм – одна из форм хищничества, при которой хищники в условиях ограниченности жизненного пространства и пищевых ресурсов питаются особями своего вида (самки волка и рыси могут поедать свой приплод; пример постоянного каннибализма, возникший в процессе эволюции – поедание самками каракуртов и богомолов оплодотворивших их самцов; пример внутривидовой конкуренции – самцы львов и тигров убивают и поедают детёнышей от другого самца, чтобы завоевать самку).


Между различными формами хищничества существует множество переходных вариантов.
Другие примеры хищничества:

  • хищные растения (росянка, венерина мухоловка, непентес) и насекомые;

  • медузы и мелкие морские животные;

  • морские звезды и моллюски или коралловые полипы;

  • хищные грибы и нематоды (круглые черви) ("Хищные грибы живут в почве или в воде и охотятся на нематод (круглых червей), амеб, крошечных насекомых (коллембол) и другую мелкую живность. Для ловли добычи хищные грибы используют липкие выделения, благодаря которым мицелий превращается в настоящую ловчую сеть. Для охоты на нематод применяются также ловушки-кольца");


2. Паразитизм – форма взаимоотношений между видами, при которой организм-потребитель использует живого хозяина, не убивая его, не только как источник пищи, но и как место постоянного или временного обитания. Паразиты обычно намного мельче своего хозяина.

Классификация паразитизма:
А. В зависимости от длительности контакта паразитов с организмом хозяина различают:

  • постоянный паразитизм – форма паразитизма, при которой паразит пребывает в организме хозяина на протяжении практически всего периода своего развития (в цикле развития многих паразитических червей наблюдается смена хозяев: промежуточного – в организме которого развиваются и находятся некоторое время личинки червей, и основного – в организме которого осуществляется половое размножение червя);

  • временный паразитизм – паразит пребывает в организме хозяина некоторое время и характеризуется сравнительно слабым контактом паразита с хозяином (грибы-паразиты растений и животных, плодожорка и другие насекомые-вредители, болезнетворные бактерии);

  • полупаразиты – способны к самостоятельному фотосинтезу, однако воду и минеральные соли берут преимущественно из организма хозяина (омела, марьянник, очанки).


Б. В зависимости от местонахождения паразита различают:

  • эктопаразиты – паразиты, живущие на наружной поверхности хозяина (блохи, вши, клещи, пиявки, комары);

  • эндопаразиты – паразиты, обитающие внутри организма хозяина (гельминты, малярийный плазмодий).


В. По степени тесноты связей паразита и хозяина различают:

  • облигатный паразитизм – паразитизм, при котором вид ведет только паразитический образ жизни и не выживает без связи с хозяином (паразитические черви, вши, фитофтора; мучнистая роса, ржавчинные грибы, головневые грибы, паразитирующие на злаковых культурах);

  • факультативный паразитизм – паразитизм, при котором организмы помимо паразитического способа питания, используют и сапротрофный (дрожжевые грибы из рода Кандида – это безвредная часть микрофлоры кишечника человека, но при приеме антибиотиков и снижении иммунитета они становятся патогенными, вызывая болезнь – молочницу (кандидоз).


Эволюционная роль отношений хищник-жертва, паразит-хозяин.
Взаимоотношения хищник-жертва, паразит-хозяин играют важную роль в эволюции видов, способствуя возникновению у тех и других разнообразных адаптаций.

У хищников в процессе естественного отбора выживают особи, обладающие такими качествами, как:

  • острое зрение,

  • великолепное чутье, хорошо развитые органы чувств

  • тонкий слух,

  • быстрая реакция на добычу,

  • выносливость при преследовании.

У жертв, активно защищающихся от врагов, также развиваются адаптации в процессе естественного отбора:

  • хорошо развитые органы чувств,

  • скорость бега,

  • инстинкты обманного поведения,

  • инстинкты затаивания,

  • поиск убежищ,

  • покровительственная окраска,

  • маскировка,

  • твердые покровы тела,

  • мимикрия,

  • способность раздуваться (рыба-иглобрюх) и др. приспособления.


У паразитов выработались специализированные приспособления к организму хозяина:

1. Структурные особенности:

  • отсутствие или частичная дегенерация пищеварительного канала (гельминты);

  • отсутствие или частичная дегенерация локомоторных органов;

  • высокоспециализированные ротовые части, как у животных, питающихся жидкой пищей (блоха, тля);

  • органы прикрепления, внедрения и удержания в стенки тела хозяина (крючки, коготки, присоски);

  • покровы тела устойчивы к действию пищеварительных ферментов организма хозяина;

  • редукция органов чувств, связанная с постоянством внутренней среды организма хозяина;

  • гаустории (от лат . haustor – пьющий) – присоски у растений, служащие для всасывания питательных веществ из тела других растений или из соседних органов того же растения (повилика);

2. Физиологические особенности:

  • синтез и выделение ферментов для переваривания тканей хозяина (грибы, малярийный плазмодий);

  • синтез антикоагулянтов паразитами, питающимися кровью (пиявки);

  • чувствительность к химическим веществам, позволяющая паразиту находить оптимальные условия в теле хозяина;

  • способность к дыханию в анаэробных условиях (паразиты кишечника).

3. Репродуктивные особенности:

  • гермафродитизм, допускающий в случае необходимости самооплодотворение;

  • высокая плодовитость;

  • способность к образованию спор и цист;

  • устойчивость яиц, цист и спор во внешней среде;

  • наличие специализированных стадий в жизненном цикле;

  • наличие промежуточных хозяев, выполняющих роль переносчиков.


Среди паразитов наибольшим преимуществом обладают особи, способные более полно и длительно использовать организм хозяина, не приводя его к слишком ранней гибели.

Организм хозяина в свою очередь увеличивает свою сопротивляемость в процессе естественного отбора.

Т.о., наибольший вред хозяевам паразиты наносят в том случае, если их взаимоотношения еще не стабилизировались длительным естественным отбором.
Экологическая роль отношений хищник-жертва, паразит-хозяин:

  • живые организмы, включенные в такие отношения, участвуют в круговороте веществ;

  • эти отношения лежат в основе регуляции численности видов;

  • на основе этих отношений человек разрабатывает биологические методы борьбы с вредителями с/х и переносчиками возбудителей инфекционных заболеваний.


Palatino Linotype – замечательный шрифт




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск