МКОУ «Каширская СОШ»
Технологическая карта урока биологии
Учитель Старцева Светлана Васильевна
Предмет биология
Класс 5 класс
Тема урока Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Тип урока Комбинированный, практико-ориентированный.
Цель: познакомить учащихся с понятиями: экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные факторы.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Определить понятия: экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные факторы. Проанализировать и сравнить экологические факторы. Выяснить их влияние на организмы.
Метапредметные
Овладение составляющими элементами исследовательской деятельности: умение проводить эксперимент, выдвигать гипотезы, наблюдать, анализировать результаты и делать выводы. Умение работать с цифровой лабораторией, работать с текстом, составлять схемы, таблицы, читать графики, развивать умение работать в группе, рефлексию;
- воспитание экологической грамотности, бережного отношения к природе, чувства товарищества, взаимопомощи.
Личностные
Формирование познавательных интересов и мотивов исследовательской работы. Осознание потребности к самообразованию. Знание правил работы с современными приборами с целью здоровьесбережения, гигиенических навыков работы с цифровой лабораторией. Основные понятия, изучаемые на занятии: экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные факторы .
Вид используемых на занятии ИКТ: работа с цифровой лабораторией, интерактивной доской, биологическим словарем.
Образовательные интернет-ресурсы: единая коллекция ЦОР «Экологические факторы»
Материалы и оборудование:
компьютер, интерактивная доска, цифровая лаборатория «Архимед», датчики влажности, температуры, освещенности, комнатные растения.
Этапы занятия
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
| 1. Приветствие. Организационный момент.
| Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы снова окажемся в биологической лаборатории. Проведем настоящий эксперимент и постараемся узнать чуть больше о живой природе.
Вы хотите почувствовать себя учеными-биологами?!
| Приветствуют учителя.
| Коммуникативные УУД.
| 2. Актуализация знаний.
| - Ребята! Что изучает биология?
- А какая наука изучает отношения между организмами и окружающей средой?
-Что мы называем «окружающей средой»
| - Живые организмы, растения, животных, природу.
- Экология.
- Лес, реки, почву, воздух, горы, моря.
- Живую и неживую природу.
| Познавательные УУД
Выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать факты и явления.
| 3. Постановка учебной задачи. (подводящий к теме диалог)
| -Скажите, ребята, могут ли живые организмы существовать изолированно?
- А как вы думаете, почему? - Подумайте, влияет ли окружающая среда на живые организмы? Как? Что может влиять на живые организмы? (Демонстрируются фото на слайдах)
Так о чем же будет сегодняшний урок?
Правильно, и эти условия называют экологическими факторами. (Тема выводится на доску)
Запишите определение себе в тетрадь.
| - Не, не могут. - Им нужно питаться, расти, размножаться. Нужна вода, свет.
Да. Может быть мало света или много, в пустыне мало воды. Зимой холодно, снег, ветер. Разные условия обитания. О том, какие условия и как влияют на живые организмы?
Какие условия и как влияют на живые организмы? (вопрос вывешивается на доску) Экологические факторы – это любое условие среды, способное оказывать прямое или косвенное виляние на живые организмы.
(Работают с учебником, проговаривают и записывают определение в тетрадь)
|
Регулятивные УУД
Умение слушать учителя и отвечать на вопросы Умение формулировать учебную задачу.
Умение работать с текстом учебника
|
Развертывание проблемного вопроса
| -Ребята, как вы думаете, на живые организмы действуют одинаковые экологические факторы?
- Посмотрите на слайды и распределите факторы на группы. (Демонстрируются слайды)
- Как называют факторы живой природы? неживой природы? воздействия человека? (Ответ найдите в учебнике)
| - Нет, разные. На живые организмы действуют свет, снег, ветер, температура – это факторы неживой природы.
- Еще действуют другие организмы – факторы живой природы.
- А также действует человек – антропогенные факторы.
(Работают с учебником. На интерактивной доске составляют схему «Экологические факторы» )
| Умение производить поиск информации, составлять схемы.
Умение работать с интерактивной доской.
| 4. Поиск решения проблемы через выполнение эксперимента.
| - Для того, чтобы убедиться, что действие экологических факторов неодинаково мы проведем эксперименты, но сначала разделимся на группы. (Напоминает правила групповой работы).
Первая группа будет исследовать, как изменяется температура в разных зонах класса. лабораторную работу.
Вторая группа выяснит, как изменяется влажность в разных зонах класса.
Третья группа будет измерять освещенность в классе.
Ознакомьтесь с инструкцией теоретическими основами вопроса и начинайте работать.
Если задания понятны, можно приступать к работе.
Не забудьте о правилах техники безопасности.
| Расходятся по группам 3-4 человека, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы. 1 группа. Выполняют лабораторную работу №1 «Измерение температуры в разных зонах класса». 2 группа. Выполняют лабораторную работу №2 «Измерение влажности воздуха в разных зонах класса») 3 группа. Выполняют лабораторную работу №3 «Измерение освещенности в разных зонах класса»)
Знакомятся с инструкционными картами. Задают вопросы, если не понятно.
(Тексты см. в приложении)
| Коммуникативные УУД.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли).
Регулятивные УУД
Работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Составлять (в группе) план работы.
Познавательные УУД
Проводить эксперимент. Работать с цифровой лабораторией «Nova».
Выдвигать гипотезы, наблюдать, анализировать наблюдаемое, обобщать и делать выводы.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (читать графики, составлять таблицу).
| 5. Обсуждение результатов экспериментов.
| Выслушаем представителей каждой группы (что исследовали, результаты, выводы) Давайте обобщим все сказанное и представим информацию в виде таблице.
Мы исследовали только одну группу экологических факторов.
Подумайте, какие еще экологические факторы могут влиять на живые организмы в нашем классе? - Ребята, какой вопрос мы задали в начале занятия? Какая была тема?
| Отчет групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют таблицы, графики.
Зачитывают выводы
Продумывают ход эксперимента, высказывают свои идеи.
- Биотические: например на растении могут развиваться насекомые (тли, щитни и др.) или в грунте могут быть черви.
- Антропогенные : ученики могут сломать растение, вносить удобрения, обрабатывать от болезней и вредителей. Повторяют вопрос и отвечают на него.
- На живые организмы действуют экологические факторы:
неживой природы - абиотические
факторы живой природы - биотические .
и антропогенные факторы
| Коммуникативные УУД.
Составлять тезисы выступления.
Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения.
Познавательные УУД
Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия явления. Регулятивные УУД
Умение слушать учителя и отвечать на вопросы
Познавательные УУД
Наблюдать, обобщать и делать выводы.
| Мотивация к следующему занятию
| Домашний эксперимент. Подумайте, какие факторы влияют на прорастание семян. Докажите это, проведя эксперимент.
| Записывают задание в тетрадь.
|
| Рефексия
| Ребята, что необычного было в нашем занятии? Смогли ли вы почувствовать себя учеными-биологами? Что для вас было самым сложным? интересным?
Ребята, наше занятие подходит к концу, но в книге природы еще много страниц , которые мы будем открывать вместе.
Оцените свою работу и работу товарищей на занятии.
Спасибо за внимание!
| Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли.
Заполняют таблицу «Рефлексия»
| Регулятивные УУД
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
|
Информационно – методическое обеспечение урока
1.Биология. 5 – 6 класс. Учебник. Под редакцией В.В. Пасечника. УМК «Линия жизни». 2012 год. Рабочая тетрадь.
2. Презентация для интерактивной доски SMART
3. Единая коллекция ЦОР.
4. Инструкционно-технологические карты лабораторных работ. |