Скачать 47.93 Kb.
|
Урок обществознания в 10 классе. Игнатова Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3 г. Калининграда Тема урока: Человек в системе социальных связей. (2 часа) Цели: 1. Учащиеся должны усвоить специфику социального в человеке, углубить свои знания о понятии «личность», о факторах ее формирования. 2. Развитие навыков поиска информации, извлечения знаний из неадаптированных текстов, систематизации и анализа информации, умений выявлять сущностные черты понятий и явлений, сравнивать социальные объекты, формулировать собственные суждения, применять знания для решения познавательных задач, развитие коммуникативных навыков. 3. Ориентировать на положительную, зрелую личность, понимание необходимости самопознания и самообразования. Основные понятия урока: человек, индивид, личность, социализация, самопознание, самореализация, самовоспитание, самообразование, свобода, ответственность Тип: урок изучения нового материала Ход урока: 1. Мотивация: учащиеся работают в парах с высказываниями. Генрих Гейне назвал человека «аристократом среди животных». Как вы понимаете это выражение? Какие аргументы вы могли бы привести в защиту этого суждения? Раскройте смысл высказывания Гельвеция: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». (таким образом идет отработка навыков написания эссе) 2. Биологическое и социальное в человеке. Заполните таблицу: «Человек как биосоциальное существо». (отрабатываются задания В4 – на умение применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка).
Познакомьтесь с текстом учебника и охарактеризуйте основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке. 3. Индивид, индивидуальность, личность. В качестве мотивации учащимся дается следующее задание: Какое суждение верно? А) Понятия «индивид» и «индивидуальность» означают одно и то же. Б) Без общества индивид не может стать индивидуальностью.
Для того, чтобы учащиеся смогли выполнить данное задание, они должны знать определение понятий «индивид» и «индивидуальность», поэтому целесообразно нацелить ребят на работу со школьным словарем (стр. 20-21). Перейти к отработке понятия «личность» поможет работа с высказыванием В. Гаврилова: «Индивидуальность – это неповторимый набор красок для шедевра по названию «Личность», но еще вовсе не сам шедевр», а также работа с текстом А.Н. Леонтьева «Индивид и личность» (Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» 10-11 кл.: Пособие для учителя / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2001, с.10-11) Для закрепления материала обращаемся к заданиям из части «А» ЕГЭ: Какое высказывание верно? А) Главным в характеристике личности является общественная сущность. Б) Новорожденного человека можно назвать индивидом, но не личностью.
4. Социальное поведение и социализация личности. Учащиеся работают с текстом учебника, затем – беседа по вопросам:
Затем – работа в группах, учащиеся выполняют задание 3 после параграфа. (привести аргументы к точкам зрения) 5. Самосознание и самореализация. Работа с высказыванием (отработка навыков написания эссе). Как вы относитесь к следующему суждению? Ответ аргументируйте. «Личность – единственная реальность, которую мы познаем и одновременно создаем изнутри». Работа со школьным словарем над понятиями самовоспитание, самообразование, самопознание, самореализация. 6. Единство свободы и ответственности. Работа с высказываниями, работа в парах. Раскройте смысл высказываний: «Человек – раб, потому что свобода трудна, быть рабом легче». Н.А. Бердяев «Личности присуща неукротимая страсть, которая полыхает в ней, как божественный огонь. Она восстает и идет наперекор всякий раз, как почует угрозу порабощения, вступая в борьбу не столько за собственную жизнь, сколько за свое достоинство». Эммануель Мунье Работа с текстом документа на с. 75 учебника. Что такое свобода? Что такое ответственность? Как сочетаются свобода и ответственность? 7. Закрепление. Работа в группах. Выполните следующее задание. Ниже приводится ряд суждений о человеке. Если бы вам пришлось составить последовательный рассказ о человеке, как бы вы расположили приведенные суждения в виде пунктов плана такого рассказа? Почему именно в таком порядке? А) «мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют» Б) «единственное животное, для которого собственное существование является проблемой; ее он должен решить и от нее нельзя никуда уйти» В) «некая целостность способностей» Г) «это то, что все мы знаем» Д) «это то, что он хочет, умноженное на то, что он может» Е) «это животное, которое сеет хлеб, откладывает деньги и знает, что впереди у него старость и смерть» 8. Домашнее задание: параграф 7, ответить на поросы вопросы 1-8, написать эссе. Список использованной литературы:
|