Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 299.87 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации21.01.2014
Размер299.87 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 43

Рассмотрена Утверждена на заседании школьного МО учителей Приказ № ______

естественных наук от ___________ г

протокол №

от «___» ___________ 2013 г Директор школы:________

Рабочая программа по курсу

«Биология: Растения. Грибы. Лишайники»

6класс, 2 урока в неделю

68 часов в год


Учитель: А. Ю. Александрова

Рыбинск 2013 г.
Пояснительная записка

Изучение биологии на базовом уровне основного (общего) образования направлено на достижение следующих целей:

  1. Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, грибов, бактерий и лишайников в системе биологических знаний научной картины мира.

  2. Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биоценозе как особых уровнях организации жизни.

  3. Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и как ее устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.

  4. Изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников в типичных природных сообществах Ярославской области;

  5. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения новых знаний;

  6. Воспитание любви к своему краю, стране и формирование основ экологической культуры.

Задачи программы:

  1. Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, грибов, бактерий и лишайников как исключительной ценности органического мира.

  2. Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного и растительного организма, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.

  3. Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер по охране.

  4. Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.

  5. Ознакомление учащихся с актуальностью проблемы сохранения биоразнообразия в мире, России, в Ярославской области, ролью ученых-естествоиспытателей в исследовании и сохранении биоразнообразия региона;

  6. Освоение учащимися знаний об основных жизненных формах и экологических группах области, о необходимых мерах их охраны, мерах рационального использования хозяйственно-ценных видов в регионе;

  7. Овладение учащимися умениями работать с определительными карточками, определителями растений; применять знания о видах растений, грибов, лишайников и о природных сообществах Ярославской области для их защиты;

8. Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и развитие интереса к изучению природы родного края.

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1067 от 19.12.2012 г. О федеральных перечнях рекомендованных (допущенных) учебников на 2013-2014 учебный год;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 № 729 (ред. от 13.01.2011) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 № 15987).

  • Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 №2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19739).

  • Приказ Департамента образования Ярославской области от 12.05.2006 г. № 01-03/318 «Об утверждении регионального учебного плана»;

  • Письмо Департамента образования ЯО от 14.09.2006 г. № 01-10/2757 «О реализации БУП-2004»;

  • Примерная программа основного общего образования по биологии;

  • Примерная рабочая программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (ГОУ ЯО ИРО);

  • Вариант программы краеведческого модуля в курсе «Биология» (ГОУ ЯО ИРО);

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 №189 от 29.12.2010г.

  • Учебный план МУО СОШ №43 от

Общая характеристика учебного курса.

Раздел « Растения. Бактерии. Грибы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразия, системе органического мира, растениях, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Место курса в учебном предмете

Рабочая программа по  биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы  И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки. Программа рассчитана на 68 часов: один час из федерального компонента и один из школьного компонента и полностью соответствует государственным стандартам основного общего образования. Краеведческоесодержание включено в основное содержание предмета.

Так как из учебной программы исключено содержание о многообразии видов и природных сообществ, их значении и охране, и, соответственно, уменьшилось количество практических работ и экскурсий, поэтому содержание образовательного модуля«Краеведение» VI класс, поможет изучению краеведческого материала и выполнению лабораторных и практических работ по биологии краеведческой направленности.

Модификация программы осуществлена с учетом культур сообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.

Содержание программы предусматривает не только изучение теоретическогоматериала, учитывающего региональные особенности биологического и ландшафтного разнообразия Ярославской области, но и проведение экскурсий по сбору материала на основе наблюдений, использование лабораторных и практических работ, описание результатов этих работ, что способствует приобщению учащихся к творческой учебно-исследовательской деятельности.

В рабочую программу внесены некоторые изменения в связи с тем, что краеведческое содержание включено в основное содержание предмета. Темы: «Общее знакомство с цветковыми растениями», «Жизненные формы и экологические группы растений, грибов и лишайников Ярославской обл.» и «Деревья и кустарники Ярославской обл.» объединены, но жизненные формы грибов и лишайников изучаются позднее в теме: «Царство Грибы. Лишайники» (1ч.), а голосеменные растения в теме: «Основные отделы царства растений» (2ч.), так как учащиеся лучше поймут особенности их жизненных форм, изучив вначале их строение и особенности. Две экскурсии вынесены в конец учебного года, так как сосредоточение почти всех экскурсий в одной теме трудновыполнимы.

Темы: «Основные отделы царства растений» и «Основные систематические группы растений Ярославской области» объединены и так как некоторые вопросы дублируются, а урок «Искусственные сообщества» вынесен в тему: «Природные сообщества», в результате высвободившиеся 4 часа используются в темах: «Органы цветковых растений» (3ч.) и «Царство бактерии» (1ч.), так как там недостаточно времени для изучения предлагаемого материала.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

  • Ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

  • Ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

  • Понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

  • Правильному использованию биологической терминологии и символики;

  • Развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

  • Развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетамиявляются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Основное содержание курса «Биология. Растения. Грибы. Бактерии»

1. Введение.

Биология – наука о живой природе. Ботаника.

Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид, их соподчиненность. Царство растений. История природы Ярославской области, ее биоразнообразие.

2. Общее знакомство с растениями. Жизненные формы и экологические группы растений Ярославской области

Многообразие растений, жизненные формы и экологические группы растений Ярославской области. Признаки растений, основные органы растений. Семенные и споровые растения. Условия жизни растений. Отличительные особенности строения деревьев и кустарников, их основные виды, растущие на территории Ярославской области.

3. Клеточное строение растений.

Эволюция – процесс исторического развития живой природы.

Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки. Понятие о тканях.

4. Органы цветковых растений

Строение семян. Условия прорастания семян. Внешнее и внутреннее строение корня, виды корней, виды корневых систем. Строение и значение побега. Строение и значение почки. Внешнее и внутреннее строение листа, его значение. Стебель, строение и значение. Многообразие стеблей. Цветок, его строение и значение, биологическая роль соцветий. Плод как орган размножения и расселения цветковых растений, разнообразие плодов.

5. Основные процессы жизнедеятельности растений.

Корневое и воздушное питание растений. Фотосинтез. Автотрофы и гетеротрофы. Дыхание растений. Экологические группы растений по отношению к свету, температуре и воде. Половое и бесполое размножение. Рост и развитие растений, зависимость от условий окружающей среды.

6. Основные отделы царства растений. Основные систематические группы растений Ярославской области.

Систематика растений. Водоросли – общая характеристика, многообразие и значение. Водоросли водоемов Ярославской области. Отдел Моховидные – общая характеристика, размножение и развитие на примере мхов Ярославской области. Отдел Папоротникообразные – общая характеристика, размножение и развитие на примере папоротникообразных. Отдел Голосеменные - общая характеристика, размножение и развитие на примере голосеменных Ярославской области. Отдел Покрытосеменные – общая характеристика, многообразие, классы двудольных и однодольных. Изучение семейств покрытосеменных растений: розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные, крестоцветные, гвоздичные, колокольчиковые, фиалковые, гречиховые, сельдерейные, кувшинковые, лютиковые, луковые, лилейные.

7. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле.

Эволюция растительного мира. Центры происхождения.

8. Царство Бактерии.

Общая характеристика бактерий. Понятие о прокариотах и эукариотах. Разнообразие и значение бактерий.

9. Царство Грибы. Лишайники.

Общая характеристика грибов как представителей особого царства. Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников Яр.обл.

10. Природные сообщества.

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.

11. Редкие и охраняемые растения, грибы и лишайники Ярославской области.

Определение и описание редких и охраняемых растений, грибов и лишайников Яр.обл.

Результаты изучения учебного предмета:

Личностные:

  • Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • Реализация установок здорового образа жизни;

  • Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные:

  • Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структуировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию из одной формы в другую;

  • Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

  • Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные:

  • Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

  • Классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

Требования к уровню подготовки учащихся:

Уровень воспроизведения и описания информации (А).

Описывать морфолого-анатомические особенности растений, грибов, бактерий. Ярославской области;

Называть признаки царств растений, бактерий, грибов, отделов растений.

Узнавать организмы бактерий, грибов, лишайников, водорослей и высших растений, основные экологические группы растений, грибов, лишайников области. Узнавать (в природе, коллекциях, гербариях, рисунках, таблицах) наиболее распространенные виды растений, грибов, лишайников своего региона; съедобные и ядовитые грибы; культурные (овощные, плодовые, декоративные, лекарственные) растения области;

Наблюдать сезонные измененияв жизни растений, влияние факторов среды на живые организмы;

Приводить примеры наиболее распространенных видов растений, редких и охраняемых растений, грибов, лишайников различных экологических групп.

Интеллектуальный уровень (Б).

Объяснятьвзаимосвязь строения и функций органов и систем органов растительного организма, актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Ярославской области. Объяснять действие лимитирующих факторов на состояние флоры области

Определять клетки, ткани, органы, системы органов растений. Определять по гербариям древесные и кустарниковые формы растений, травянистые растения;

Сравнивать организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов, классы покрытосеменных растений, растения различных систематических и экологических групп по одному или нескольким предложенным критериям; экологические группы лишайников;

Оформлять результаты экскурсий и практических работ с помощью графиков, таблиц, диаграмм;

Формулировать выводы о клеточном строении организмов царств бактерий, грибов, растений; об усложнении растительного мира в процессе эволюции.

Давать характеристику строению и функциям клеток бактерий, грибов и растений, особенностям обмена веществ автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов), особенностям размножения и роста бактерий, грибов, растений, растениям различных систематических групп.

Творческий уровень (В).

Применять знанияо строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний; Применять знания для обоснования мер по охране видов и природных сообществ;

ПрогнозироватьПоследствия небрежного отношения к организмам, видам, природным сообществам, последствиям неадекватного поведения в природе, последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Ярославской области.

Использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране природных объектов Ярославской области.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения (практические, наглядные, словесные, работа с книгой) и педагогических технологий (информационно-компьютерная, развивающая, групповая форма работы).

   Для изучения курса «Ботаника» применяются классические типы уроков: урок формирования знаний, урок совершенствования знаний, комбинированный, повторительно-обобщающий,  урок-практикум.

Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения).Натуральные объекты (микропрепараты,гербарии растений, влажные препараты), приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуда и принадлежности), средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал), экранно-звуковые (компакт-диски, компьютерные программы, мультимедийный проектор), специализированная учебная мебель, учебно-методическая литература для учителя и учащихся.

Контроль за уровнем знаний учащихся провожу с помощью лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ, отчетов по экскурсиям, защиту проектов.

Учебно–методический комплект:

  1. Веселова Г.Н. Сохранение биоразнообразия России. Национальная стратегия// Биология в школе, 2004. № 8.

  2. Горская Н.А. Биология. Экология растений: 6 кл. общеобразовательных учреждений: Рабочая тетрадь. М.: Вентана-Граф, 2002.

  3. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Биология. Покрытосеменные растения. М.: Дрофа, 2003.

  4. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Твой первый атлас-определитель. Растения луга. М.: Дрофа, 2005.

  5. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Твой первый атлас-определитель. Растения леса. М.: Дрофа, 2005.

  6. Колбовский Е.Ю., Рохмистров В.Л., Щенев В.А. и др. Экология Ярославской области. Ярославль: Верхне-Волжское книжное изд-во, 1996.

  7. Красная книга Ярославской обл. Изд. А.Р. 2004 г.

  8. Миркин Б.М., Наумова Г.Л. Биологическое разнообразие: состояние и преспективы// Биология в школе, 2004. № 8.

  9. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. М.: Дрофа, 2005.

  10. Особо охраняемы территории Ярославской области. Ярославль: Комитет экологии и природных ресурсов Ярославской области, 1993.

  11. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. Проф. И.Н.Пономаревой. М.: Вентана – Граф, 2011

  12. Тахтаджян А.Л. Красная книга РСФСР (растения) АН СССР. М.: Росагропромиздат, 1988.

  13. Черепанов И.В. Биология: Бактерии. Грибы. Лишайники. Растения. Атлас. М.: Просвещение, 2005.

Литература для учителя:

  1. Дмитриева Т.А., С.В. Суматохин. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. – М.: Дрофа, 2004. – 112 с.;

  2. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И., Бровкин Е.Т. Учебные издания серии «Темы школьного курса. Издательства «Дрофа»

  3. Никишов Т.И. «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. М.: Дрофа, 2006, - 96 с.;

  4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.

Литература для обучающихся:

  1. Акимушкин И. И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 304 с., ил.;

  2. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР): (н. 1. - М.: Агропромиздат, 1989. - 383с: ил.;

  3. Биология. Энциклопедия для детей. – М.:Аванта+, 1994;

  4. Биология: 6 класс: рабочая тетрадь №1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. Проф. ИН. Пономарёвой. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011. -64 с.: ил.

  5. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. - М.: 1росвещение, 1994. - 218с;

  6. Гарибова Л. В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. - М., 1997. - 350с;

  7. Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. - М.: Колос, 1992. - 350с;

  8. Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. -I: 1996. - 556с;

  9. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М.: Дрофа, 2002. – 320 с.: ил.;

  10. Новиков В. С, Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. 2-изд. - М.: Просвещение, 1991.- 240с: ил.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск