Период
| № урока
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Контроль
| Домашнее задание
|
| 1
| Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея
| Вводный, урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Ключевые понятия: эволюция, креационизм трансформизм, классификация, таксоны. Факты: история эволюционных идей. Введение термина эволюция Ш.Бонне. Представления о сущности жизни и ее развитии. Господство идеалистических идей.
Закономерности «Система природы» К.Линнея
| Давать определения ключевым понятиям.
Называть ученых и их вклад в развитие биологической науки.
Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.
| Задания со свободным ответом
| § 39
|
| 2
| Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Ключевое понятие – эволюция. Факты: критика теории Ламарка его современниками.
Законы: «Упражнения и неупражнение органов» и «Наследование неблагоприятных признаков».
Теория – эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
| Давать определения ключевым понятиям.
Формулировать законы «Упражнения и неупражнение органов» и «Наследование неблагоприятных признаков».
Объяснять единство живой и неживой природы.
| Задания со свободным ответом
| § 39 Теория катастроф Ж.Кювье
|
| 3
| Предпосылки развития теории Ч.Дарвина.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Ключевые понятия: эволюционная палеонтология, определенная изменчивость, неопределенная изменчивость.
Факты: естественно научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.
| Давать определения ключевым понятиям. Называть естественнонаучные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. Находить информацию в различных источниках.
|
| § 40
|
|
| 4
| Эволюционная теория Ч.Дарвина
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Ключевые понятия: искусственный отбор, наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Факты – роль эволюционной теории в формировании естественнонаучной картине мира.
| Давать определения ключевым понятиям. Называть основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Характеризовать сущность действия искусственного отбора. Сравнивать искусственный и естественный отбор и делать вывод на основе сравнения.
| тест
| § 44
|
Тема 4.2. Современное эволюционное учение (9 часов)
|
| 5
| Вид. Критерии. Структура.
| Комбинированный. ИКТ
| Ключевые понятия: вид, критерии вида, генофонд, популяция.
Объекты: виды, гербарные или живые экземпляры растений 2-3 видов одного рода.
Факты: вид, его критерии, наличие видов-двойников, репродуктивная изоляция, неравномерное распределение особей в пределах ареала.
| Давать определения ключевым понятиям.
Характеризовать критерии вида.
Обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев.
Составлять характеристику видов с использованием основных критериев.
| ЛР №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию».
| § 42
|
| 6
| Популяция – структурная единица вида и эволюции.
| Комбинированный
| Ключевые понятия: вид, популяция, генофонд популяции.
Объекты – популяции разных видов.
Факт: популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Процессы – эволюционные изменения в популяциях
|
|
|
|
| 7
| Факторы эволюции.
| Комбинированный
| Ключевые понятия: наследственная изменчивость, мутации, популяционные волны, дрейф генов. Изоляция. Факты: движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Процессы, явления: эволюционные изменения в популяциях: эволюционный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция.
| Давать определения ключевым понятиям.
Называть факторы эволюции.
Характеризовать факторы эволюции.
Объяснять причины изменчивости видов.
Выявлять изменчивости у особей одного вида.
| ЛР №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»
| § 46-47
|
| 8
| Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.
| Комбинированный
| Ключевые понятия: борьба за существование, естественный отбор, движущий отбор, стабилизирующий отбор.
Факты: движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. Процессы: направленный эволюционный процесс закрепления определенных изменений.
| Давать определения ключевым понятиям.
Называть причину борьбы за существование.
Характеризовать естественный отбор как результат борьбы за существование: формы естественного отбора. Сравнивать действие движущего и стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения.
| Задания со свободным ответом.
| § 44-45
|
| 9
| Адаптация организмов к условиям обитания.
| Комбинированный. ИКТ
| Ключевые понятия: адаптации и их многообразие, виды адаптаций. Факты: приспособленность как соответствие строения и функционирования организмов конкретным условиям среды обитания. Адаптация как результат эволюции; виды адаптаций.
Процессы: процесс формирования приспособленности.
| Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать приспособленность как закономерный результат эволюции; виды адаптаций. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; механизм возникновения приспособленностей; относительный характер приспособлений. Выявлять приспособленность организмов к среде обитания. Определять относительный характер приспособлений.
| ЛР№3 «Выявление приспособленностей организма к среде обитания».
| § 48
|
| 10
| Видообразование.
| Комбинированный. ИКТ
| Ключевые понятия: видообразование, экологическое и географическое видообразование.
Факты: видообразование – результат эволюции.
Процесс – видообразование.
| Давать определения ключевым понятиям.
Называть способы видообразования и приводить примеры. Описывать механизм основных путей видообразования.
| Задания со свободным ответом.
| § 49
|
| 11
| Сохранение многообразия видов.
| Комбинированный
| Ключевые понятия: биологический прогресс, биологический регресс, генетическая эрозия.
Факты: сохранение и многообразие видов – условие устойчивого развития биосферы. Процесс – замена одних видов другими в процессе эволюции.
| Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры процветающих, вымирающих и исчезнувших видов растений и животных. Характеризовать причины процветания или вымирания видов; условия сохранения видов. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде.
|
| § 50 Творческие задания по желанию.
|
| 12
| Доказательства эволюции органического мира.
| Коплексное применение ЗУН.
Семинар
| Ключевые понятия: эмбриология, сравнительная морфология, цитология, палеонтология, биогеография. Факты: прямые и косвенные доказательства эволюции. Законы: биогенетический закон Мюллера и Геккеля. Закон К.Бэра о сходстве зародышей и эмбриональной дивергенции признаков.
| Давать определения ключевым понятиям.
Находить и систематизировать информацию о прямых и косвенных доказательствах эволюции.
Приводить доказательства эволюции на основании комплексного использования всех групп доказательств.
| Тезисный конспект
| § 41, подготовится к зачету
|
| 13
| Зачет №1 «Основные закономерности эволюции»
| Урок
контроля и оценки знаний.
| Тестовая проверочная работа в нескольких вариантах из заданий разных видов, соответствующих требованиям к уровню подготовки выпускников.
Задания с выбором ответа.
Задания со свободным кратким и развернутыми ответами.
Задания на соответствие.
Задания на установление взаимосвязей.
Заполнение сравнительных таблиц.
Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.
Задания с использованием рисунков и схем.
|
Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле (3 часа)
|
| 14
| Развитие представлений о происхождении жизни на Земле
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Лекция
| Ключевые понятия: материализм, идеализм, креационизм. Факты: происхождение жизни на земле – вечная и глобальная научная проблема. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Теории: самозарождения жизни, панспермия, стационарное состояние.
| Давать определения ключевым понятиям.
Описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни.
Характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий.
|
| § 51, индивидуальные задания, вопросы семинара
|
| 15
| Современные представления о возникновении жизни.
| Урок систематизации и обобщения знаний.
Семинар
| Ключевые понятия: абиогенез, биогенез, кооцерваты.
Теории: биогенеза и биогенеза, биохимической эволюции.
| Давать определения ключевым понятиям. Находить и систематизировать информацию по проблеме происхождения жизни. Анализировать и оценивать работы С.Миллера и А.О.Опарина по разрешению проблемы происхождения жизни на Земле. Объяснять вклад эволюционной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира.
| ПР №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле»
| § 52, вопросы семинара
|
| 16
| Развитие жизни на Земле.
| Урок систематизации и обобщения знаний.
Семинар
| Ключевые понятия: биологическая эволюция, докембрий, кембрий, архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой.
Факты: развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое и кайнозое.
| Давать определения ключевым понятиям. Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции. Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на земле с геологическими и климатическими факторами.
|
| § 53-57
|
Тема 4.4. Происхождение человека (5 часов)
|
| 17
| Гипотезы происхождения человека
| Урок изучения и первичного закрепления нового материала
| Ключевые понятия: антропогенез.
Факты: проблема антропогенеза – сложнейшая естественнонаучная и философская проблема. Гипотезы происхождения человека.
Теории: современная теория антропогенеза.
| Называть положения гипотез происхождения человека. Характеризовать развитие взглядов ученых на проблему антропогенеза. Находить и систематизировать информацию из разных источников по проблеме происхождения человека. Анализировать и оценивать степень научности и достоверности гипотез происхождения человека.
| ПР №2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»
| § 60, индивидуальные задания, вопросы семинара
|
| 18
| Положение человека в системе органического мира.
| Урок систематизации и обобщения
знаний.
Семинар.
| Ключевые понятия: антропогенез, рудименты, атавизмы.
Факты: систематическое положение человека согласно критериям зоологической систематики. Доказательства животного происхождения человека. Сравнительно-анатомические доказательства родства человека с млекопитающими. Сравнительно-эмбриологические доказательства животного происхождения человека. Человек – биосоциальное существо.
| Давать определения ключевым понятиям.
Называть место человека в системе животного мира.
Обосновывать принадлежность человека к животному миру, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии и других наук.
Доказывать, что человек – биосоциальное существо.
|
| § 60, вопросы семинара, индивидуальные задания
|
| 19
| Эволюция человека
| Урок изучения нового материала.
Семинар
| Факты: естественное происхождение человека от общих обезьянами предков. Предшественники современного человека. Анатомо-физиологическая эволюция человека. Роль факторов антропогенеза в длительной эволюции людей. Процесс – антропогенез.
| Называть стадии эволюции человека; представителей каждой эволюционной стадии. Характеризовать особенности представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социальных позиций; роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей.
|
| § 61-63 вопросы семинара, индивидуальные задания
|
| 20
| Человеческие расы. Несостоятельность расизма и социал-дарвинизма.
| Урок
изучения нового материала.
Семинар
| Ключевые понятия: расы, нации, расизм, социал-дарвинизм.
Факты: принадлежность всего человечества к одному виду – Человек разумный. Расы – крупные систематические подразделения внутри вида Человек разумный. Равноценность и генетическое единство человеческих рас. Реакционная сущность геноцида и расизма.
| Давать определения ключевым понятиям.
Называть и различать человеческие расы.
Объяснять механизмы формирования расовых признаков.
Доказывать на основе научных фактов несостоятельность расизма и социал-дарвинизма.
|
| § 64, подготовиться к зачету
|
| 21
| Зачет №2. «Происхождение человека»
| Урок
контроля и оценки знаний
| Тестовая проверочная работа в нескольких вариантах из заданий разных видов, соответствующих требованиям к уровню подготовки выпускников.
Задания с выбором ответа.
Задания со свободным кратким и развернутыми ответами.
Задания на соответствие.
Задания на установление взаимосвязей.
Заполнение сравнительных таблиц.
Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.
Задания с использованием рисунков и схем.
|
Глава 5. Экосистемы (12 часов)
|
Тема 5.1. Экологические факторы (3 часа)
|
| 22
| Организм и среда. Экологические факторы.
| Урок
изучения и первичного закрепления знаний. ИКТ
| Ключевые понятия: экология, экосистема, среда обитания, экология, экологические факторы: биотические, абиотические, антропогенные. Ограничивающий фактор и оптимальный, экологическая ниша. Объект: экосистема. Факты: экосистема – функциональная единица биосферы. Задачи экологии. Среда обитания. Экологические факторы – определенные компоненты среды, способные влиять на живые организмы. Закономерности: влияние экологических фактов на организмы. Закон минимума К.Либиха.
| Давать определения ключевым понятиям.
Называть задачи экологии; экологические факторы.
Обосновывать роль экологии в решении практических задач.
Объяснять взаимосвязь организмов и факторов окружающей среды.
Выделять закономерности влияния факторов на организмы.
Прогнозировать результаты изменения действия факторов.
|
| § 65
|
| 23
| Абиотические факторы среды.
| Комбинированный урок. ИКТ
| Ключевые понятия: абиотические факторы, биологические ритмы, фотопериодизм. Факты: экологические факторы – определенные компоненты среды, способные влиять на живые организмы. Приспособления организмов к определенному комплексу абиотических факторов. Закономерности: влияние экологических факторов на организмы.
| Давать определения ключевым понятиям. Называть основные абиотические факторы. Описывать приспособления организмов к определенному комплексу абиотических факторов. Выявлять: действие местных абиотических факторов на живые организмы.
Оценивать практическое значение ограничивающего фактора.
|
| § 65
|
| 24
| Биотические факторы среды.
| Комбинированный. ИКТ
| Ключевые понятия: биотические факторы, хищничество, паразиты, конкуренция, симбиоз, антропогенный фактор.
Объект: экосистема.
Факты: биотические факторы; прямое или косвенное их влияние друг на друга в процессе жизнедеятельности. Межвидовые отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз.
| Давать определения ключевым понятиям.
Называть виды взаимоотношений между организмами. Характеризовать основные типы взаимоотношений организмов.
Объяснять механизм влияния взаимоотношений между организмами на формирование биологического разнообразия и равновесия в экосистемах.
|
| § 66
|
Тема 5.2. Структура экосистем (4 часа)
|
| 25
| Структура экосистем
| Комбинированный урок. ИКТ
| Ключевые понятия: биогеоценоз, биоценоз, экосистема, биотоп, зооценоз, фитоценоз, микробиоценоз, продуценты, консументы, редуценты. Объекты: экосистема, биоценоз, микробиоценоз.
Факты: структура экосистем: пространственная, видовая, экологическая.
| Давать определения ключевым понятиям.
Описывать структуру экосистем. Называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы.
Характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы.
|
| § 67
|
| 26
| Пищевые связи.
Круговорот веществ и энергии в экосистемах.
| Комбинированный урок
| Ключевые понятия: пищевые или трофические связи, сети. Цепи питания: пастбищная и детритная. Трофические уровни. Экологическая пирамида. Объекты: трофическая структура биоценоза. Факты: пищевые связи – регулятор численности видов, входящих в биоценоз. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Потоки вещества в пищевой цепи. Процессы: механизм передачи вещества и превращения энергии по трофическим уровням. Закономерность: экологическая пирамида.
| Давать определения ключевым понятиям.
Приводить примеры организмов, представляющих трофические уровни. Характеризовать:
- трофическую структуру биоценоза;
- роль организмов в потоке веществ и энергии;
- солнечный свет как энергетический ресурс.
Составлять схемы передачи вещества и энергии. Использовать правило 10% для расчета потребности организма в веществе.
| ПР№3
«Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах»
| § 68
|
| 27
| Причины
устойчивости и смены
экосистем
| Комбинированный урок
| Ключевое понятие: динамическое равновесие.
Факты: экосистема – динамическая структура. Видовое разнообразие – причина устойчивости экосистем. Причины смены экосистем.
Процесс: смена популяций различных видов.
Закономерность: смена экосистем в природе.
| Давать определения ключевым понятиям.
Объяснять:
-причину устойчивости экосистем;
-причины смены экосистем;
-необходимость сохранения многообразия видов.
Описывать этапы смены экосистем. Выявлять изменения в экосистемах. Решать простейшие экологические задачи.
| ПР №5 «Сравнительная характеристика агро- и экосистем»
| § 69-70 ЛР№4 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях»
|
| 28
| Влияние человека на экосистемы
| Комбинированный
урок
| Ключевые понятия: аборигенные виды, агроценозы.
Объекты: агросистемы (агроценозы).
Факты: экологические нарушения, вызванные необдуманным вмешательством человека в окружающую природу. Правила поведения в природной среде. Искусственные сообщества – агросистемы.
| Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры экологических нарушений.
Называть: способы оптимальной эксплуатации агроценозов; способы сохранения естественных экосистем. Характеризовать влияние человека на экосистемы.
Сравнивать экосистемы и агросистемы своей местности и делать выводы на основе сравнения.
Прогнозировать результаты экологических нарушений по заданным параметрам.
| ЛР №5 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности». ПР №5 «Решение простейших экологических задач»
| § 71-72
|
Тема 5.2. Биосфера – глобальная экосистема (2 часа)
|
| 29
| Биосфера – глобальная экосистема
| Комбинированный урок
| Ключевые понятия: биогенное вещество, биосфера, живое вещество. Факты: биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Распространение живого вещества в биосфере. Биомасса.
Теория: учение В.И.Вернадского о биосфере.
| Давать определения ключевым понятиям. Называть: структурные компоненты и свойства биосферы; границы биосферы и факторы, их обуславливающие.
Характеризовать: живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы; распределение биомассы на земном шаре.
|
| § 73
|
| 30
| Роль живых организмов в биосфере.
| Комбинированный урок
| Ключевые понятия: круговорот веществ и элементов, ноосфера.
Факты: круговорот веществ - обязательное условие существования и продолжения жизни на Земле. Роль живого вещества в биосфере.
| Давать определения ключевым понятиям.
Описывать биохимические циклы воды, углерода; проявление физико-химического воздействия организма на среду. Характеризовать сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии; роль живых организмов в жизни планеты и обеспечения устойчивости биосферы
|
| § 74-75
|
Тема 5.4. Биосфера и человек (3 + 1 час на заключительный урок)
|
| 31
| Биосфера
и человек.
| Комбинированный урок
| Факты:
антропогенные факторы воздействия на биосферу. Факторы, вызывающие экологический кризис. Процесс:
экологический кризис и его последствия.
| Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу. Находить и систематизировать информацию о последствиях деятельности людей на биосферу в целом. Анализировать и оценивать последствия прямого и косвенного воздействия человека на природу собственной деятельности в окружающей среде. Предлагать пути преодоления экологического кризиса
| ПР №6(1)
«Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения».
| § 76, вопросы
семинара;
индивидуальные задания
|
| 32
| Основные экологические проблемы современности, пути их решения.
| Коплексное применение ЗУН.
Семинар
| Ключевое понятие: предельно допустимая концентрация (ПДК)
Факты:
последствия действия человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы: кислотные дожди, парниковый эффект, перерасход воды, просадка грунта, эрозия почв. Пути решения экологических проблем.
Процессы: рациональное использование рациональных ресурсов
| Характеризовать причины и последствия современных глобальных экологических проблем. Находить и систематизировать о глобальных экологических проблемах и путях их решения. Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения. Обосновывать необходимость разработки принципов рационального природопользования.
| ПР №6(2)
«Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения».
| § 77
|
| 33
| Зачет №3 «Экосистемы»
| Урок оценки и контроля знаний
| Тестовая проверочная работа из заданий разных видов, соответствующих требованиям к уровню подготовки выпускников.
Задания с выбором ответа.
Задания со свободным кратким и развернутыми ответами.
Задания на соответствие.
Задания на установление взаимосвязей.
Заполнение сравнительных таблиц.
Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.
Задания с использованием рисунков и схем.
|
| 34
| Роль
биологии
в будущем
| Коплексное применение ЗУН.
ИКТ
| Ключевое понятие: устойчивое развитие.
Факты: рост населения планеты и процессы, сопровождающие скорость роста населения.
Рост и потребности людей и глобальная экологическая нестабильность.
Экологические проблемы России.
Сфера жизни человека как фактор здоровья.
| Давать определения ключевым понятиям.
Оценивать последствия роста населения планеты; этические аспекты решения проблем, связанных с будущим человечества в связи с его отношением к природе; значение работ ученых, занимающихся прогнозированием взаимодействия общества с природными экосистемами.
Характеризовать роль международного сотрудничества в решении экологических проблем человечества.
| Мультимедийные презентации.
|
|