Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 105.33 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.01.2014
Размер105.33 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Министерство образования и науки КЧР

Открытый урок

на тему:

«Сообщества и экосистемы».

11 класс



Учитель биологии

«Лицея №1 г. Усть-Джегуты»

Кубанова М. М.

Тема: «Сообщества и экосистемы»

Цели: Обобщить представления учащихся о сообществах и экосистемах.

Продолжить формирование умений работы с иллюстрациями, дополнительными биологическими источниками, выделять главное.

Задачи: Образовательная – обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Сообщества и экосистемы».

Развивающие- развивать умение анализировать и обобщать знания, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе и другие).

Воспитательные- воспитывать устойчивый интерес к биологии, любовь к окружающей среде.

Здоровьесберегающие- предупреждать переутомление детей путем смены деятельности, выполнять физзарядку для глаз.

Тип урока: Обобщающий

Методы обучения: беседа, репродуктивные, частично – поисковые.

Развиваемые понятия и термины: сообщество (биоценоз), биотоп, экосистема (биогеоценоз), цепи питания, экология, экологическая пирамида.

Литература: учебник «Общая биология», методическая литература, дополнительная литература.

Оборудование: таблицы «Природные сообщества»; компьютер, проектор, слайды, фрагменты кинофильмов: «Лес», «Пруд»; тестовые задания; карточки с изображением растений и животных; кроссворд «Найди ключевое слово», игра «Цепочка слов», аквариум.

План:

1. Орг. Момент (приветствие, посадка, проверка принадлежностей, оборудования).

2. Вступительное слово учителя.

3. Фронтальный опрос по вопросам.

4. Тестирование по вариантам.

5. «Пила». Работа в группе. Заполнение схемы: «Основные структурные компоненты экосистемы».

6. Физзарядка для глаз.

7. Просмотр фрагментов фильма «Лес», «Пруд».

8. Выступление экологов.

9. Игра «Засели свой биотоп», «Цепочка слов».

10. Докладчики. Стихи о природе.

11. Биологические ошибки в экологическом рассказе – загадке.

12. Решение кроссворда.

13. Заключительное слово учителя.

Ход урока:

Эпиграф.

«И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало…»

И. Гончаров

«В природе нет ничего лишнего,

Здесь все живое существует во взаимосвязи»

А. Ленькова

1. Учитель: « Уважаемые гости, мы с учениками 11 класса рады приветствовать вас на нашем уроке. Я думаю, что тема сегодняшнего разговора будет для вас интересна. (называет тему, задачи, эпиграф.)»

2. А теперь, ребята, вы должны ответить на следующие вопросы:

1) Что изучает экология?

2) Что такое среда обитания и какие экологические факторы вы знаете?

3) Что такое сообщество?

4)Какую экологическую систему называют экосистемой?

5) Какие свойства биогеоценозов вы знаете?

6) Что такое биомасса?

7) Что называют продукцией экосистемы?

8) Что такое биотоп?

9) Каковы причины смены экосистем?

10) Приведите примеры агроценозов.

3. Учитель: «А теперь, ребята, мы проведем тестирование по вариантам».

1 вариант

1. Термин «экология» ввел в науку в 1866 г.:

а) М. Мёбиус;

б) А. Тенсли;

в) Э. Геккель.

2. Организмы, живущие за счет органического источника углерода,- это:

а) автотрофы;

б) гетеротрофы;

в) хемотрофы.

3. В биогеоценоз входят:

а) организмы и окружающая среда;

б) только среда;

в) только растения и окружающая среда.

4. В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи:

а) консументы – продуценты – редуценты;

б) редуценты – консументы – продуценты;

в) продуценты – консументы – редуценты.

5. Биологическая продуктивность биогеоценоза определяется:

а) разнообразием растений и позвоночных животных;

б) биомассой;

в) численностью насекомых.

6. Консументы осуществляют:

а) синтез органических веществ из неорганических;

б) превращение органических остатков в минеральные соединения;

в) использование готовых органических соединений.

7. В результате формирования зрелого биоценоза продуктивность экосистемы:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) остается постоянной.

8. Паразитами могут быть:

а) только животные и растения;

б) только грибы и животные;

в) грибы, животные, растения.

9. Бактерии и грибы относятся к:

а) продуцентам;

б) редуцентам;

в) консументам.

10. В пищевой цепи кузнечиками питаются:

а) ящерицы;

б) орлы;

в) змеи.

2 вариант

1. Изначальным источником энергии в большинстве экосистем служат:

а) солнечный свет;

б) растительная и животная пища;

в) солнечный свет и минеральные вещества.

2. Рельеф, климат, почва, воздух относятся к:

а) биотическим факторам;

б) абиотическим факторам;

в) антропогенным факторам.

3. Основная роль в минерализации органических остатков принадлежит:

а) редуцентам;

б) консументам;

в) продуцентам.

4. На каждый следующий пищевой уровень переходит энергия:

а) 1%

б) 10%

в) 100%

5. Для образования органических веществ растениям необходима энергия:

а) химическая;

б) тепловая;

в) солнечная.

6. Компоненты экосистемы, использующие готовые органические вещества называются:

а) редуцентами;

б) консументами;

в) продуцентами.

7. Влияние растений на других членов биоценоза является:

а) биотическим фактором;

б) абиотическим фактором;

в) антропогенным фактором.

8. Агроценозами являются:

а) леса и реки;

б) поля и парки;

в) степи и моря.

9. Симбиотическими организмами являются:

а) папоротники;

б) мхи;

в) лишайники.

10. Плотоядными животными являются:

а) косули;

б) волки;

в) лоси.

Ребята обмениваются работами, проверяют и выставляют оценки.

4. А теперь работая в сотрудничестве, заполните схему: «Основные структурные компоненты экосистемы».

5. Физкультминутка (физзарядка для глаз 5 упражнений).

6. Просмотр фрагмента фильма «Лес», «Пруд».

После фильма вопросы для обсуждения:

1) Среда обитания видов разная или одинаковая?

2) Имеются ли в пруду организмы, разлагающие органические вещества?

3) Функциональные группы живых организмов однотипны или нет?

4) Между растениями происходит конкуренция за что?

5) Какое приспособление имеется у растений, чтобы разным видам существовать совместно?

6) Составьте цепи питания в лесу, в пруду, в аквариуме.

7) Что такое цепь питания?

8) В чем сущность правила экологической пирамиды?

7. Выступление экологов:

1. Первый эколог рассказывает о смене экосистем, демонстрирую наглядность.

2. Второй эколог рассказывает о взаимоотношениях между организмами. Она демонстрирует отношения, приводит примеры:

а) симбиоз (+ +),

б) хищничество ( + -),

в) конкуренция ( - -),

г) квартиранство ( + 0),

д) нейтрализм (0 0)

е) аменсализм ( - 0)

8. Игры: «Засели свой биотоп», «Цепочка слов».

Учащиеся заселяют животными и растениями следующие биотопы: луг, поле.

Подбирают экологические понятия и термины к каждой букве слова биотоп.

9. Выступление докладчиков.

1. Растительный мир.

В субальпийском поясе различаются три типа растительного покрова: растительность, переходное между степями и субальпийскими лугами; заросли рододендрона Кавказского; субальпийские луга.

Лес – один из главных компонентов ландшафта как равнинных, так и горных районов КЧР. Лес имеет огромное водоохранное, водорегулирующее значение. В КЧР можно выделить по местообитанию леса пойменные, предгорные, низкогорные, горные. Растут в них породы как хвойные, так и лиственные.

Животный мир.

Дикие животные, обитающие на территории КЧР: олень, тур, серна, косуля, кабан, медведь, белка, лисица, ондатра, куница, норка, шакал, волк, енотовидная собака, заяц – русак, выдра, лесной кот, барсук, рысь, серая куропатка, фазан, кеклик, тетерев Кавказский, улар Кавказский, белоголовый сип, утки.

2. Особые виды воздействия на окружающую среду.

В Северо – Кавказском регионе продолжают проявлять свою активность природные очаги чумы, туберкулеза и лептоспироза. Основной мерой профилактики остаются профилактические прививки. Водяная полевка является основным природным носителем возбудителя туляремии, лептоспироза, ку – лихорадки, омской гемморагической лихорадки, а также переедет дермотомикоз – кожные грибковые заболевания. Сделаны соответствующие рекомендации по уничтожению водяной полевки с применением химических средств. В республике продолжается осложнение эпизоотологической обстановки по бешенству среди животных, в том числе диких, в основном лисиц. Профилактические мероприятия – вакцинация домашних и диких животных, их отстрел, отлов. Много бесхозных животных, которые потенциально опасны в распространении рабической инфекции. В лечебно – профилактических учреждениях практически отсутствуют антирабический гамма – глобулин. Эпизоотологическая обстановка по бешенству в КЧР имеет тенденцию к осложнению.

3. Особо охраняемые природные территории.

Заповедники.

На территории КЧР расположен Тебердинский государственный природный биосферный заповедник. Площадь составляет 85 тысяч га, а вместе с охранной территорией 150 тысяч га.

На территории КЧР располагается часть Кавказского государственного биосферного заповедника, который был основан 12 мая 1924 года. На территории КЧР его территория составляет 12597 га, или 4,5 % площади заповедника. Он расположен на территории 3 субъектов Российской Федерации в 6 административных районах.

Заказники: Даутский , Дамхурц, Черемховский, Чилинский, Хасаутский, Эльбурганский, Лабинский, Белая скала, Архызский, Верхнекумский, Бийчесынский, Грушкинский, Пристаньский, Марухский, Башкирка, Эшкаконский и др.

Памятники природы.

На территории КЧР зарегистрировано 74 памятника природы, имеющих республиканское значение. Среди них Роща тиса ягодного в Махарском ущелье, Кедр сибирский, Луговая степь на горе Сычевой, облепиховая роща и др.

Чтение стихов учащимися.

1. Берегите землю!

Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

На могиле тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю!

Берегите

Чудо песен

Городов и весей,

Мрак глубин и волю и волю поднебесной. . .

2. Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

3. Нам жить одной семьей,

Нам петь в одном кругу.

Идти в одном строю, летать в одном полете

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке, и клюкву на болоте.

11. Биологические ошибки в экологическом рассказе – загадке. Сегодня с утра почти все ребятишки нашего класса собрались у школы. Дело в том, что сегодня мы едем на прополку: помогаем крестьянам, а они снабжают нам овощами. Перед самым отъездом заболела учительница, но ребята решили, что уже достаточно взрослые и справятся с этой работой сами. Дожидаясь автобуса, мы с удовольствием вспоминали нашу прошлую поездку. На дворе стоял апрель и шел сев. От сырой земли исходил пар. «Ребята, смотрите – чайки!» - закричал Миша. Мы увидели множество точек, четко выделявшихся на поле. Чайки крикливо следовали за трактором поминутно склевывали семена. Она наносят этим большой вред, и мы не огорчились, узнав, что многие из них погибнут, ведь в землю было внесено удобрение.

Увлекшись воспоминаниями, мы почти не заметили, как подъехал автобус. Всем не терпелось узнать, каким стало наше поле. Через каких-нибудь 40 минут мы были уже на месте. Как же оно похорошело! Ровные ряды молодых растений радовали глаз свежей зеленью, искрились на солнце капельки росы. Мимо в густой траве промелькнула какая- то крупная птица. Вова сразу же узнал ее. «Это чайка. Я успел заметить светлую грудь и темную голову с хохолком. Скорее всего, она хочет увести нас от своего гнезда». И он оказался прав. Не успели мы сделать и нескольких шагов, как обнаружили в траве пестрого птенца. «Ах, какой жалкий и беспомощный, а мама уже далеко и, наверное, не найдет его!» - воскликнула Маша. «Так давайте возьмем птенца с собой, дома выкормим!» - предложили другие ребята. Мы поймали его и посадили в корзину. На душе стало радостно – мы сделали доброе дело. Когда мы подошли к своей грядке, все начали внимательно разглядывать округлые сочные листья с красными прожилками, пытаясь определить, какое это растение. Но никто не смог этого сделать. «Смотрите, колорадский жук!» - закричал Миша. Все столпились вокруг и начали разглядывать жука, зажатого в ладони. Он оказался совсем невзрачным – весь черный. «Я знаю, что посадили на поле, - сказала Настя,- кукурузу. Колорадский жук опыляет цветки кукурузы, так что отпусти его – это полезное насекомое».

Мы не заметили, что солнце стало сильно припекать. Пора было приниматься за работу, так как сорняков на поле хоть отбавляй! Попались нам пырей ползучий, лебеда, Иван – да – Марья, чертополох – противное растение, высокое, колючее. Между грядками выросло много осоки.

Окончив работу, мы решили отдохнуть, достали из рюкзаков свертки с едой мы стали дружно уплетать. Но нас отвлекла удивительно красивая песня птицы. «Это жаворонок», - сказал Миша, большой знаток птиц. Мы подняли головы, ведь жаворонок распевает свои песни высоко в небе. «Жаль, что мы не можем увидеть его, жаворонок – очень красивая птица. Эта птица интересна еще тем, что вьет свое гнездо на поле прямо на земле». Мы все удивились больших знанием Миши. Не зря он говорил, что, когда вырастет, станет ихтиологом.

Пора было собираться в дорогу. Мы оставили все консервные банки и полиэтиленовые пакеты на краю поля, ведь микробы все равно их разрушат. Остаток дня мы провели очень весело, рассказывали друг другу о своих впечатлениях, пели песни, каждый привез по большому букету луговых цветов. Какой хороший был день!

(Ребята находят биологические ошибки)

12. Кроссворд.

1. Насекомое, питающееся цветочной пыльцой. (бабочка)

2. Дерево, которое очень часто встречается в наших лесах и которое называют «русской красавицей». (береза)

3. Насекомое – санитар леса. . . В лесу у пня суетятся, бегают. Народ рабочий, весь день хлопочет, из лесного сора строят себе город. (муравей)

4. Цветок, который распускается в мартена проталинах. (подснежник)

5. Птица, прилетающая к нам зимой. (снегирь)

6. Дерево, ягодами которого зимой питаются птицы. Ягоды обладают лечебными свойствами. (рябина)

7. Птица – санитар леса. (дятел)

8. Лесной певец. (соловей)

9. Цветок, занесенный в Красную книгу природы, распускается ранней весной в лесу. (ландыш)

10. Сама мелковата, а хвост богатый

С ветки на ветку скок – поскок,

Орешек за орешком щелк да щелк. (белка)

11. Хвойное дерево с длинными иголками. (сосна)

12. Заключительное слово учителя.

13. Комментирование оценок.

14. Задание на дом.

1. Описать биотопы следующих биогеоценозов: тундры, пустыни, озера.

2. Сделать сообщения на темы: «Взаимосвязи живых организмов», «Влияние деятельности человека на окружающую среду».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск