Скачать 169.2 Kb.
|
Тема урока: Азот и его соединения Цель: рассмотреть генетическую связь соединений азота, охарактеризовать положение азота в таблице Менделеева, рассмотреть состав и свойства аммиака, оксидов азота, азотной и азотистой кислот, их способов получения и значение. Азот N2: Это интересно: Азот – самая большая (по массе и объему) часть атмосферного воздуха (76% и 78%). Соединения азота – участники обмена веществ в живой природе. Азот входит в состав белков, выводится из организма человека и животных в основном в виде карбамида или мочевины. При разложении растительных животных остатков образуется аммиак NH3. Азот открыл Даниэль Резерфорд в 1772 г. Удалив кислород из воздуха (для этого под стеклянный колпак была поставлена удушающая свеча), он обнаружил, что в оставшемся «удушливом воздухе» свеча уже не горит, а мышь, посаженная под колпак, погибает. Почти одновременно с ним открыл азот Карл Шееле. Современное же название элементу азоту дал Антуан Лоран Лавуазье. Лазуезье произвел его от греческих слов «альфа» отрицание и «зоэ» - жизнь: «а зоос» означает «безжизненный», «непригодный для дыхания». В библейской мифологии также применялось слово «азот», означающее начало и конец всего сущего, суть жизни, первое и последнее деяние. Таким образом, получилось, что азот и элемент «безжизненный» и «исцеляющий». Неудачное название элемента привело к попыткам дать ему другое название. Так у азота появилось второе имя – «нитрогениум» или «нитроген», означающее «рождающий селитру» KNO3.
- прочна ли молекула азота? - какая у азота химическая активность? Вывод:____________________________________________________________________ Генетическая связь: (назовите соединения) NH3 ← N2 → MeN ________________________ ↓ ↓ NH4OH NO → NO2 NO2, N2O3, N2O5 (получают косвенно) ________________________ ___________________________________ ↓ ↓ ↓ NH4R (R – кислотный остаток) HNO2 HNO3 __________ ___________________________________ ↓ ↓ MeNO2 MeNO3 Это интересно: Название «аммоний» предложил в 1808г. Гемфри Дэви. Латинское слово аммониум когда-то означало «соль из Аммонии». Аммония – область Ливии. Там находился храм египетского бога Аммона, по имени которого и называлась вся область. В Аммонии издавна получали аммонийные соли, сжигая верблюжий навоз. При распаде солей получался газ, который сейчас называют аммиактом. В 1787г. комиссия по химической номенклатуре дала газу имя «аммониак». Русский химик Захаров сократил это название до «аммиака». Раствор аммиака в воде называют нашатырным спиртом. «Нашатырный» потому, что может быть получен из нашатыря NH4Cl. Но почему спирт? Латинское спиритус означает «дух», «душа». Очевидно, неизвестный нам химик, растворивший в воде полученный из нашатыря аммиак, назвал остро пахнущую жидкость «душой нашатыря». Название «нитраты» происходит от названия г.Нитрии в Верхнем Египте, где впервые был найден минерал NH4NO3. Свойства азота:
Запишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения: А)N2→NH3→NH4OH→NH4Cl 1. N2 + → NH3 2. NH3 + → NH4OH 3. NH4OH + → NH4Cl Б)N2→NO→NO2 1. 2. Аммиак NH3: Получение:
Промышленный способ получения аммиака – синтез из азота и водорода: N2 + = NH3 +92 кДж - Как можно сместить равновесие в сторону продуктов реакции? Оптимальная температура производства 500-550 ºС, давление 15-100 мПа, получение аммиака процесс каталитический – катализатор губчатое железо.
NH4Cl + Ca(OH)2 = NH3 + + Собирают – в перевернутый кверху дном сосуд (почему?____________________________) Распознают: по запаху (какой?______________________________), по посинению лакмусовой бумажки (что это значит?____________________________), по появлению белого дыма от поднесенной стеклянной палочки, смоченной HCl (что это значит?______________________________________________________________________) Это интересно: «Летучая щелочь» ______ впервые была описана Иоганном Кункелем в конце 17 века. Именно по этой реакции. Химические свойства:
Применение:
Оксиды азота Оксидов у азота – пять. И нам давно пора узнать Их нравы, вкусы, настроенье. Запомнить будет вам легко: N2 c O2 дает NO. Про каждого из остальных оксидов Расскажем мы сейчас. У них У каждого свой собственный Способ полученья, косвенный. Оксид азота I _____________________ Это интересно: В 19 веке больше был известен под названием «веселящий газ» - это бесцветный газ со слабым приятным запахом и сладковатым привкусом. В смеси с воздухом действует на людей по-разному – кого действительно «веселит», а кого погружает в сон. Все зависит от возраста человека, концентрации газа и принятой дозы. Выдающийся химик Гемфри Дэви с помощью этого газа устраивал специальные сеансы. Вот как описывал действие N2O один из современников Дэви: «Одни джентльмены прыгали по столам и стульям, у других развязались языки, третьи обнаруживали чрезвычайную склонность к потасовке». Веселящий газ применяют в медицине, обеспечивая пациенту безопасный наркоз, в сжатом виде находит применение в качестве распылителя некоторых аэрозолей и пенообразователя. Получение:
__________________ = N2O + H2O Химические свойства: Несолеобразующий (не взаимодействует с водой), неустойчив, разлогается
Горят углеродистые вещества, а в смеси с аммиаком__________ и водородом взрывается. Оксид азота II _______________ Это бесцветный газ, плохо растворимый в воде - _________________________. Получение:
N2 + ____ = ________
_____ + O2 = H2O + _____
Cu + ______ = Cu(NO3)2 + H2O + _______ Химические свойства:
N2 + ____ = ______
NO + ____ = _____ + H2O Оксид азота IV ______________ Получил название «бурый газ» или «лисий хвост» за характерную окраску. Это газ с резким неприятным запахом, хорошо растворимый в воде. Тк раздражает дыхательные пути, то является токсичным веществом. Получение:
______ + О2 = ________
Сu + ________ = Cu(NO3)2 + ______ + H2O
NO2 + H2O = HNO3 + HNO2 При комнатной температуре смесь NO2 + H2O = _____ + NO в горячей воде NO2 + H2O + O2 = ________ в присутствии катализатора О2 Оксид азота III________________ Окрашенная в темно-синий цвет жидкость, растворяется в воде с образованием кислоты ________ (_______________ оксид). Получение:
_______ + ________ = N2O3 Химические свойства:
N2O3 + H2O = _________
N2O3 + _______ = ________ + Н2О Оксид азота V ____________ Белое твердое вещество, хорошо растворимое в воде ( какая кислота образуется?________________), кислотный оксид. Получают:
HNO3 = _____ + H2O
NO2 + O3 = _____ + O2 Химические свойства:
N2O5 = NO2 + O2
N2O5 + _____ = _______
N2O5 + _______ = ________ + H2O Сравнительная таблица: (заполните)
Выполните задания: 1. Решите цепочку уравнений реакций: А) N2 → NH3 → NH4NO3 ↓ ↓ NO Б) NH3 → NH4OH → (NH4)2SO4 ↓ ↓ N2 NH4Cl
Азотная кислота: Получение:
Открытие этого способа принадлежит инженеру-химику Андрееву – основателю промышленного получения азотной кислоты в России. Реализован данный метод впервые в 1916 г. Весь процесс можно разделить на 3 этапа: 1. окисление аммиака до оксида азота II на платиновом катализаторе _______ + O2 = ______ + H2O 2. окисление кислородом воздуха оксида азота II до оксида азота IV _______ + О2 = _______ 3. поглощение оксида азота IV водой в присутствии избытка кислорода до образования азотной кислоты _______ + Н2О + О2 = ________ Рассмотрите схему производства в учебнике стр. 108 рис.19.18, перерисуйте ее в тетрадь, подпишите стадии производства. Ответьте на вопросы: - какой оксид азота, кроме оксида азота IV, мог быть использован для производства азотной кислоты ______________________________________________________________ - почему эту реакцию не применяют в промышленности_____________________________ Шпаргалка: учебник стр. 108
В лаборатории азотную кислоты получают из солей, действием концентрированной серной кислоты. Первым метод применил крупнейший химик 18 в. Глаубер: нитрат натрия + серная кислота = сульфат натрия + азотная кислота ____________ + _____________ = _____________ + _____________ Приведите еще один пример самостоятельно по образцу. ____________ + _____________ = _____________ + _____________ Викторина: «Свойства азотной кислоты».
Посчитайте сколько баллов вы получили. Заполните сравнительную таблицу, не заглядывая в шпаргалку:
Это интересно: Сфера применения азотной кислоты и её производных в настоящее время очень обширна. Но прежде чем заняться рассмотрением этого вопроса, заглянем в историю. Ещё в древнем мире громкую славу приобрела селитра (в частности, нитрата калия). При нагревании многие нитраты разлагаются, выделяя атомный кислород, стимулирующий горение. Например, сера и уголь горят медленно, но в смеси с селитрой сгорают за доли секунды. Если же эту смесь поместить в закрытый сосуд и поджечь, то произойдет взрыв. Видимо, люди заметили это давно, так как подобную смесь, называемую сейчас порохом, применяли ещё в древности. Примерно такую смесь использовали боевые греческие галеры для создания знаменитого «греческого огня». Мощной струей этого огня они поджигали неприятельские корабли. Достоверно известно, что китайцы в 1237 году, при защите Пекина от монголов, использовали пороховые бомбы, сбрасывая их на головы завоевателей. С появлением огнестрельного оружия применение пороха резко возросло, соответственно и потребление селитры заметно увеличилось. Во многих странах появилось даже специальное селитренное производство и возникла новая профессия – селитрование. Несколько веков азотную кислоту и её соли использовали только для разрушения, но постепенно у них появились и мирные сферы применения. Мирным потребителем азотная кислота стала анилинокрасочная промышленность. Анилин оказался очень удобным исходным веществом для синтеза многих красителей. Получают анилин восстановлением нитробензола, который, в свою очередь, образуется при взаимодействии бензола с азотной кислотой. В середине 19в. в военном деле произошла революция, и производные азотной кислоты снова стали применять как взрывчатые вещества. Началось это, пожалуй, с открытия Шенбейна. Проводя опыты в лаборатории, он случайно разлил смесь концентрированных серной и азотной кислот. Тряпки под рукой не оказалось – пришлось вытереть смесь хлопчатобумажным фартуком и повесить его сушиться над печкой. Как только фартук высох, раздался взрыв, и от него остались лишь мелкие клочья. Ученый быстро сообразил, что образовалась нитроклетчатка, сгорающая, как порох. Только дыма при этом не бывает. Нитроклетчатка стала использовать в производстве динамитов. Их основу составлял другой продукт – нитроглицерин. Чтобы удобнее было использовать нитроглицерин (жидкость) во взрывчатых работах, шведский инженер Нобель предложил смешивать его с наполнителями, в частности с нитроклетчаткой. Это позволило получать из взрывной смеси брикеты. Динамиты применяли так широко, что Нобель нажил изрядный капитал, часть которого (36 млн шведский крон) он завещал на создание фонда международных премий. Однако динамиты были опасны в обращении и стали уступать место толу (тринитротолуол или ТНТ). Причина широкого использования тола проста. В сравнении с другими взрывчатыми веществами он самый безопасный: термически и химически стоек, к удару и трению малочувствителен. Загорается при 290°С и сгорает спокойно. Во время войны квадратные желтоватого цвета брикеты путали с мылом и пытались ими стирать. Пены не получалось, но и взрывов не было. Мальчики тех лет иногда кидали толовые шашки в костер. Но и там тол сгорал мирным пламенем; «зверь» просыпался в нем лишь при детонации взрывом или при сгорании в замкнутом пространстве. Так что, имея азотную, наладить производство совсем нетрудно. В свое время этим обстоятельством воспользовался Гитлер. После поражения в первой мировой войне Германии было запрещено иметь военную промышленность. Но немцы стали развивать анилинокрасочное производство, которое широко использовало азотную кислоту для нитрования органических соединений. Когда же запрет был снят, Германия всего за несколько месяцев перестроила производство красителей в производство взрывчатых веществ. В настоящее время основным потребителем азотной кислоты является не военная промышленность, а производство минеральных удобрений (нитратов или селитр). Соли азотной кислоты Нитраты (селитры) – соли азотной кислоты. Все нитраты хорошо растворимы в воде, и их залежей в природе почти нет, если не считать небольшие скопления натриевой селитры в пустынях Чили и калиевой селитры в Индии. Поэтому данные соли производят промышленным способом из азотной кислоты. По внешнему виду они очень похожи на поваренную соль. Но, в отличие от нее, ядовиты. Некоторые горе – дачники путают селитру и поваренную соль и пытаются «сдобрить» удобрением приготовленную пищу. Такая попытка заканчивается плачевно – отравлением. Чтобы случайно не оказаться в беде, необходимо уметь отличить нитраты от других солей, использую качетвенную реакцию. Закончите высказывание самостоятельно:
Окислительные свойства азотной кислоты: Проявляются при взаимодействии с металлами:
Хранят и перевозят концентрированную кислоту в стальных цистернах. Продукты восстановления зависят от активности металла и концентрации кислоты:
Усиление азотной кислоты происходит при смешивании одного объема концентрированной азотной кислоты с концентрированной соляной кислотой. Эта смесь называется _________________________________. Она растворяет «царя металлов» золото. Опасность кислоты заключается в том, что при соприкосновении с нем органические вещества окисляются с выделением большого количества теплоты и поэтому воспламеняются и взрываются. Скипидар вспыхивает, тлеющая лучинка начинает гореть, на одежде образуются дыры, а на коже – болезненные язвы. При этом кожа окрашивается в желтый цвет. |