Скачать 52.59 Kb.
|
Обобщающий урок по Генетике Урок-игра «Счастливый случай». Мидакова Наталья Васильевна учитель биологии и химии Красночетайской гимназии Красночетайского района Чувашской Республики. 10 «А» класс Цель: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по разделу «Генетика». Оборудования и материалы: индивидуальные карточки с генетическими задачами, набор квадратов 3-х цветов. Ход урока: Игра состоит из 4-х геймов. Гейм 1-ый. Необходимо дать как можно больше правильных ответов. За каждый правильный ответ 1 балл (каждой команде выдаются квадратики разных цветов). I-команда. 1. Что называется гомозиготой? 2. Как называется свойство организма приобретать признаки в процессе индивидуального развития? (изменчивость) 3. Как называются признаки организма, которые можно увидеть невооруженным глазом (фенотип). 4. Буквами, какого языка обозначаются гаметы (латинского). 5. Что называется рецессивой? 6. Назовите в буквенном обозначении доминантную гетерозиготу (АаВв). 7. Какие фенотипические признаки брал Т.Морган в своих исследованиях (цвет глаз и форму крыльев). 8. От чего зависит пол организма? (от хромосомного набора зиготы). 9. Назовите хромосомный набор клопов (ХХ*ХУ). 10.Какие аллельные гены отвечают за окраску шерсти кроликов (Аа). 11. Сколько хромосом у дрозофилы? (8 п). II команда 1. Как называется свойство организма передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям? (наследственность). 2. Что называется генотипом? 3. Как называется парное соотношение генов? (аллелями) 4. Какие фенотипическими признаки взял Г.Мендель при изучении дигибридного скрещивания? (цвет и поверхность семян гороха) 5. Что называется доминантой? 6. Назовите в буквенном обозначении доминантные и рецессивные гомозиготы при моногибридном скрещивании (АА и аа). 7. На каком растении Г.Мендель проводил свои опыты? (горох). 8. Какой ген сцеплен с полом у дрозофилы? (форма крыльев). 9. Назовите хромосомы птиц (ХУ*ХХ). 10. Сколько черных особей получается при скрещивании 2-х серых кроликов (3). 11. Назовите количество хромосом у человека (46). III-команда
Гейм 2-й: Решите генетические задачи (вызываются 6 учеников). 1-ая задача. У гороха желтая окраска семян доминирует над зеленой, а гладкая поверхность над морщинистой. При скрещивании гороха с желтыми гладкими семенами с зелеными морщинистыми все особи получились желтые гладкие. При дальнейшем их скрещивании дало расщепление по фенотипу 9:3:3:1. определите генотипы родителей. 2-ая задача. Ген красной окраски венчика у ночной красавицы доминирует над белой. При скрещивании особей с красным и белым венчиками в первом поколении особи получились все розовые. При дальнейшем их скрещивании дало расщепление по генотипу и фенотипу 1:2:1. определите генотипы родителей. 3-ая задача. Дипоплазмия эмали (тонкая зернистая эмаль зуба сернистого цвета) наследуется с Х хромосомой и является доминантным признаком ХА; в семье, где оба родителя страдают этой аномалией родился, сын с нормальными зубами. Определите генотип родителей. (ХА – Дипоплазмия, Х – нормальные зубы). 4-ая задача. У дрозофилы серая окраска тела доминирует над черной, а нормальные крылья над зачаточными. При скрещивании 2-х мух, одна из которых имела серую окраску тела и нормальные крылья, а другая – черное тело и зачаточные крылья. Все особи первого поколения получились серые с нормальными крыльями. При скрещивании самок F1 с самцами черным телом и зачаточными крыльями получили расщепление по фенотипу 1:1:1:1. определите генотипы родителей. 5-ая задача. Ангидридная экзедермальная дисплазия (отсутствие потоотделения и нарушение терморегуляции) передается у людей как рецессивный признак, сцепленный с Х хромосомами. Юноша, не страдающий этим недостатком женился, на девушке, отец которой лишен потовых желез, а мать – здорова. Какова вероятность того, что дети от этого брака будут страдать отсутствием потовых желез. (Х –норма., Хд – дисплазия). 6-ая задача. Гипертрихз (вырастание волос по краю ушной раковины) передается через У хромосомы, а полидактилия (шестипалость) является доминантным аутосомным геном. В семье, где мужчина болеет гипертрихозом, а женщина – полидактилией, родилась нормальная по обеим признакам дочь. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет без обеих аномалий (Уг – гипертрихоз, А – шестипалость, а – норм.). Гейм 3-ий. «Темная лошадка». Каждой команде читается вопрос , за каждый правильный ответ 1 балл. I команда. Чешский ученый, живший с 1822 по 1884 года. На основании обширных опытов по гибридизации различных сортов гороха впервые открыл, обосновал и сформулировал основные закономерности наследственности: расщепление и комбинирование наследственных признаков (Г.Мендель). II команда. Американский биолог, технолог, генетик, живший с 1866 по 1945 года. Основные научные учения работы посвящены вопросам хромосомной теории наследственности:. Обосновал представления о материальных носителях наследственности (Т.Морган). III команда. Таблица в котором можно изобразить независимое расщепление. Названная по имени ученного, впервые предложившего таким способом определить соотношение фенотипических признаков (решетка Пеннета). Гейм 4-й «Гонки за лидером».
|