Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 68.87 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.02.2014
Размер68.87 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы

Сабатаева Алла Анатольевна

Учитель биологии

МБОУ «Верх-Обская средняя общеобразовательная школа имени М.С.Евдокимова»

* * *

«Компетентностный подход в преподавании биологии»
Компетентностный подход в образовании является одной из зон научных и практических поисков, связанных с задачей модернизации содержания среднего образования в России.

В связи с этим, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (т.е. развить свою социальную и личностную компетентность).

Тут уместно воспеть дифирамб нашему предмету: биология – поистине уникальный предмет в плане формирования многообразных общеучебных умений, жизненных компетенций и других слагаемых общей культуры наших детей. Ведь курс биологии включает самые разные задания по работе с текстами, математические расчетные задачи, организацию визуальных рядов и восприятие трехмерных моделей. Кроме того, курс биологии включает ряд специфических задач, не представленных в других предметах: кодирование белков нуклеиновыми кислотами, определители разных типов, генетические задачи и многое другое.

В связи с этим к современным школьникам предъявляются высокие требования, а значит, и требования к современному уроку становятся совсем другими, чем это было раньше. Хотя урок был и остается одной из основных форм учебно-воспитательной работы в классе, он видоизменяется, совершенствуется, приобретает новые, свойственные времени черты – урок мысли, общения, творчества. И формирование ключевых компетенций на уроке наиболее эффективно с использованием компьютерных и Интернет-ресурсов, так как это позволяет повысить привлекательность уроков биологии, усилить их наглядность, создать «онлайновый» эффект наблюдения за процессами жизнеобеспечения в режиме реального времени, добиться неподдельного интереса учащихся.

В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое.

В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Основным для компетентностного подхода является новое в отечественной педагогике понятие «компетенция» и «компетентность».

Компетенция (лат. сompetere – добиваться; соответствовать; подходить) – 1) круг полномочий какого-либо органа, должностного лица; 2) круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. (Современный словарь иностранных слов. – СПб.: Дуэт, 1994).

Компетенции – знания, навыки и опыт, проявляемые человеком в рабочем поведении.

Компетентность – выраженная способность применять свои знания и умения. Под компетентностью понимается интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника школы или вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). (Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования. – СПб.; Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», 2006).

Компетенции подразделяют на ключевые и профессиональные.

Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Ими должен обладать каждый член общества. Термин «ключевые» подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Все ключевые компетенции по своей сути социальны, они представляют собой универсальные способы социальной деятельности.

Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырех элементарных ключевых компетенций:

1) информационная компетенция – готовность к работе с информацией;

2) коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;

3) кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;

4) проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трех предыдущих.

Учебная деятельность, в основе которой лежит компетентностный подход, приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер. И применение ИКТ на уроках биологии и географии затрагивает не только фактическое содержание, сумму информации, но и многообразные операции с нею, совокупность которых составляет информационную компетентность. Собственно, именно многообразие приемов работы с информацией и составляет тот багаж, который обучаемые вынесут из школы.

Именно эти технологии дают возможность для применения исследовательских и проектных методов с целью формирования личности школьника с новым менталитетом, т.е. уверенного в собственных силах, компетентного, образованного, ответственного за свои поступки. В рамках этих технологий герой на уроке – ученик, и он активно добывает знания.

Использование интерактивной доски позволяет на уроке показывать слайды из презентаций, видеосюжеты, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы и тут же в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере или рассылки по электронной почте.

Такой подход в обучении создает необходимые предпосылки и условия для развития теоретического мышления, связанного с усвоением научных понятий. Это влечет за собой перестройку познавательных процессов – восприятия, воображения и памяти. Огромную роль в развитии учащихся имеет моделирование ситуаций научного поиска с использованием новейших источников информации и обработки полученных данных.

И здесь незаменимы компьютерные и интерактивные средства, а также информационные возможности Интернета. Формирование мышления, направленного на поиск новых свойств предметов, оказывается мощным стимулом для развития восприятия, наблюдательности, творческого воображения.

ИКТ в системе образования повлияли также и на изменение общей роли учителя на уроке – от всезнающего ментора к организатору, менеджеру самообучения своих учеников. И их информационная компетентность как выраженная способность применять свои знания и умения предполагает и навыки использования учащимися многообразных приемов работы с информацией.

И задача учителя, на мой взгляд, состоит в том, чтобы сделать игру-работу с компьютером феноменом культуры нового уровня, в котором в разных видах деятельности, приемах и заданиях становится доступным и актуализируется широкий спектр мыслительных приемов, без которых невозможна информационная культура.

«Игра сразу же закрепляется как культурная форма. Однажды сыгранная, она остается в памяти как некое духовное творение или духовная ценность, передается от одних к другим и может быть повторена в любое время».

Таким образом, компетентности школьников финалистичны, их можно натаскивать и достичь, тогда как информационная культура возникает только в самообучении, внутри обучаемого. Информационная культура - это способ существования с недостижимым результатом, скорее образ жизни, чем мишень.

Вашему вниманию предлагается пространственная модель – пирамида, в которой все понятия компетентностного подхода расположены по принципу иерархичности, т.е. подчиненности и взаимосвязи.

Пирамида часто встречается на уроках биологии (пирамида биомассы) и географии (высотные пояса), а также в психологии (пирамида потребностей по Маслоу).


Культура – это высокий уровень или высокое развитие, умение.

Культура – совокупность достижений человека. (Словарь русского языка. С.И.Ожегов).
В точке, где находится вершина пирамиды, находится выпускник школы с определенным багажом. Как же измерить и оценить – есть или еще нет у него компетентности, какого уровня развития культуры он достиг?

По мнению А.В.Хуторского, должен осуществляться принцип образовательного приращения или принцип продуктивности обучения:
«Принцип образовательного приращения, или принцип продуктивности обучения: главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение обучающегося, которое складывается из его внутренних (умения, способности, способы деятельности и т.п.) и внешних (версия, текст, рисунок и т.п.) продуктов учебной деятельности».
А что происходит с выпускником после окончания школы? Развитие человека не останавливается, оно идет дальше - по спирали с нарастанием по мере дальнейшего профессионального обучения и самосовершенствования личности каждого ребенка. Это можно представить на рисунке с двумя пирамидами.




Конечно, каждому учителю хочется иметь ярких и способных учеников, но все дети – очень разные. Для учителя необычайно важно дать каждому ребенку возможность самореализоваться, дать ему почувствовать его пусть маленький, но успех, вовремя замеченный и одобренный. Поэтому закончить своё выступление хочется словами великого учёного: «Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе» . Г. Галилей

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск