Тема «Введение в дисциплину»





Скачать 170.27 Kb.
НазваниеТема «Введение в дисциплину»
Дата публикации03.08.2013
Размер170.27 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Биология > Лекция
ЛЕКЦИЯ №1. Тема «Введение в дисциплину».

Вопросы

  1. Здоровье населения и окружающая среда;

  2. Показатели здоровья населения; общая заболеваемость;

  3. Здоровье матери и ребенка;

  4. Психическое здоровье населения;

  5. Санитарно-эпидемиологическая деятельность и факторы, влияющие на здоровье

  6. Цель и задачи курса;

  7. Содержание курса, его связь с безопасностью труда, гигиеной и экологией.

Как известно вся жизнедеятельность человеческого организма есть непрекращающийся процесс постоянного движения, направленный на поддержание количественно-качественных особенностей в организме человека. Причем, для дальнейшего самообновления и поддержания динамического равновесия организма нужны дополнительные вещества, энергия и информация, получить которые он может лишь при взаимодействии с внешней средой. Среда обитания человека, как определенная пространственно-временная организация его жизненно-важных факторов, является той системой, в рамках которой он может реально воспроизводить себя.

Здоровье человека обеспечивается гармоничной работой всех его органов. Все его компоненты взаимосодействуют достижению полезных для организма результатов. Элементы системы, взаимодействуя между собой, определяют целостные свойства организма, которые отсутствуют у отдельных его частей. Не только целое здесь отражает свойства частей, но и части отражают свойства целого. "Эффект сложения", приводит к тому, что входящие в систему элементы определяются в зависимости от целого, от координации с другими ее элементами и ведут себя совершенно иначе, нежели в случае их независимости.

Заболевание организма поражает не отдельную его часть, а определенные ткани различных органов, и поэтому рассматривать человека необходимо как систему. К этому следует добавить, что любое недомогание и болезнь должны рассматриваться в непосредственной взаимосвязи со средой обитания человека, поскольку для обеспечения своего нормального существования организм должен сохранять баланс между внутренней и окружающей средой. Поэтому лечение должно ставить целью приведение совокупностей внутренних органов к состоянию баланса как внутреннего, так и внешнего.

Глубокие всесторонние изменения среды обитания человека влекут за собой рост экологически обусловленного изменения здоровья населения. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), воздействие химических веществ может являться ведущим фактором в развитии значительного числа болезней человека. Выяснено также, что структура заболеваемости в определенной мере зависит и от природных, в первую очередь - климатических условий, а также от вида промышленности, качественного состава выбросов и их концентрации в воздушном пространстве. При обсуждении вопросов общей экологии, в качестве интегрального показателя состояния природной среды была предложена биологическая продуктивность ландшафтов и ее соотношение с зональной их продуктивностью. В.А.Красилов (1992) предлагает производить оценку ухудшения состояния природной среды по комплексу следующих показателей, анализ которых позволяет выявить три состояния среды: неблагополучное, кризисное и состояние экологического бедствия.

Неблагополучное состояние среды характеризуется, по его мнению, существенным отклонением параметров экосистем от нормального их развития в нетронутых условиях (от базового состояния). Наиболее показательно увеличение отношения продуктивности к биомассе, мортомассы (отмершего органического вещества) к биомассе, биомассы консументов к биомассе первичных продуцентов, при сокращении видового разнообразия.

Для обеспечения в полной мере оценки качества окружающей среды, следует рассматривать ее с позиций качества жизни и анализировать ее воздействие на здоровье человека. Потому коснемся еще раз вопроса качества природной среды или природной компоненты городской среды, если речь идет об высоко урбанизированных территориях. Очевидно также, что состояние природной среды или ее компонентов является лишь частью такого сложного понятия, как качество жизни, предопределяющего степень благополучия или неблагополучия существования общества и каждого его члена.

В местностях, заселенных людьми, а также в городах, поселках, деревнях, везде, где живут люди, наивысшим, замыкающим показателем экологического благополучия является здоровье человека, здоровье людей, поживающих в данной местности, селе, городе. Однако, экологическое благополучие есть необходимое, но еще недостаточное условие обеспечивающее хорошее здоровье населения. Оно определяется также социальными и экономическими реалиями, уровнем медицинского обслуживания и рядом других факторов, лежащих вне экологической проблематики.

В работе "Окружающая среда и здоровье человека" представлены следующие основные исходные положения :

1. Здоровье человека находится в определенных взаимосвязях с окружающей его средой.

2. При оптимально развивающихся взаимосвязях и взаимоотношениях человека со средой обитания, его здоровье стремиться к норме, а среда воспринимается, как "здоровая". Это условия равновесия или гомеостаза. В которых человек может успешно осуществлять свои биосоциальные функции.

3. Если эти взаимосвязи и взаимоотношения сопровождаются отклонениями состояния здоровья человека от нормы, выражающиеся, в частности, в форме болезней, то среда оценивается, как нездоровая.

4. Если эти взаимоотношения складываются таким образом, что человек не может выполнять своих биосоциальных функций, а жизнь в подобных условиях становится невозможной, среда оценивается, как экстремальная.

Понятно, что здоровье человека отнюдь не всегда зависит напрямую от состояния окружающей среды. На него оказывает также влияние образ жизни, наследственность, какие-то факторы, воздействовавшие в прошлом. И, тем не менее, в статистических оценках, здоровье общества безусловно является отражением и важнейшим интегральным показателем состояния окружающей среды урбанизированных территорий. Иначе можно сказать так: при хорошем экологическом состоянии территории может состояться хорошее здоровье населения, при плохом - не может. Следовательно, ссылаясь на здоровье людей, как на высший показатель экологического благополучия территории, следует оговориться: здоровое общество всегда указывает на здоровую экологическую обстановку, нездоровое - на возможность существования неблагоприятных экологических условий.

Отталкиваясь от обратного, можно утверждать, что на экологическом неблагополучии, на разрушенной природе здорового и счастливого общества построить нельзя и никаких альтернатив здесь нет. Компенсация разрушенной природы в форме строительства дополнительных больниц, санаториев, здравпунктов, что подчас выдается как благо цивилизации, лишь усугубляет социальную напряженность и многие другие негативные процессы, отрицательно сказывающиеся на здоровье людей.

Еще несколько слов о здоровье. Понятие здоровья включает в себя сохранение и развитие биологических, физиологических и психологических процессов, трудоспособности и социальной активности, продуктивности труда, максимальной продолжительности жизни. Изменения, происходящие в окружающей среде, индуктируются в здоровье человека через реализацию его биологических, социальных или духовных потребностей, возможность удовлетворения которых в равной мере определяется внешними причинами и внутренним состоянием человека. Эти изменения могут найти отражение в таких показателях степени благополучия общества, как рождаемость, смертность, в том числе - детская, средняя продолжительность жизни, частота и структура заболеваний.

Многочисленными наблюдениями показано, что структура и частота заболеваемости находится в прямой зависимости от качества среды обитания человека и, в частности, от состава промышленных выбросов. Доктор Владимир Черноусенко, физик-ядерщик, назначенный научным инспектором по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы писал, что только в мероприятиях по ликвидации радиационного загрязнения принимали участие от пяти до семи тысяч человек и все, кто с самого начала участвовал в этих работах и подвергался радиационному облучению в течении часа или больше в районе разрушенной АЭС уже умерли. По крайней мере 20 миллионов советских граждан получили высокую дозу облучения и погибли уже десятки тысяч людей. Но Чернобыль - не единственный объект рассеивания радионуклидов. Есть еще комбинат «Маяк» на Южном Урале, Горнохимический комбинат под Красноярском, Семипалатинский полигон в Казахстане, простирающий свое влияние в Алтайский край России, острова Новой Земли с их военным ядерным полигоном свалками и сливами радиоактивных отходов в окружающие морские акватории, бессчетные "мелкие" ядерные объекты, связанные с субмаринами, мирными атомными взрывами в хозяйственных целях.

Очень часто, когда вопрос касается повышенного радиоактивного фона, можно слышать о чуть ли не полезности такового. И уж во всяком случае, немало говорится о значительной приспособляемости к нему организма человека. Между тем, долгосрочное обследование работников американской лаборатории "Оук-Ридж" в Теннеси, подвергшихся очень слабому радиоактивному облучению на протяжении многих лет показало, что из 1524 человек, умерших в интервале времени 1943-1972 годы, 28 человек умерли от лейкемии, что на 96% выше среднестатистической для населения подобной группы. Эти данные согласуются с высказываниями ак. А.Д.Сахарова, который писал в своих воспоминаниях, что даже незначительное облучение добавляет степень риска заболеть онкологическими заболеваниями. И с преимущественно преждевременной смертью от раковых заболеваний специалистов геологов и гидрогеологов, работавших на урановых рудниках в Восточной Германии.

2 вопрос.

Как уже говорилось, что на здоровье населения влияет комплекс социальных факторов, взаимосвязанных между собой и зависящих от социально-экономического развития государства. Важнейшими социально-гигиеническими проблемами являются проблемы труда и быта. Здесь наряду с изучением основных элементов быта – заработок, жилище и питание – встает актуальная задача в организации рационального отдыха, спорта, физкультуры, правильного расходования свободного времени, искоренение вредных бытовых привычек и традиций(переедание, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и др.).

Уровень и состояние здоровья населения характеризуются следующими показателями: заболеваемость, физическое развитие, смертность. Эти показатели имеют важное значение для работы органов и учреждений здравоохранения. При этом нужно располагать данными о численности и плотности населения, о возрастном, половом, профессиональном его составе, а также показателями воспроизводства населения и миграции.

Физическое развитие является важным показателем состояния здоровья населения. Ф.Р. – показатель роста и формирования организма и подчиняется и биологическим законам, и сложному комплексу социальных условий. Выявляется путем основных антропометрических и физиометрических изменений обследуемых: роста, массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, мышечной силы и отложения жира, уровень артериального давления, пульса и др.

Важнейшее значение в изучении состояния здоровья населения имеет учет заболеваний и оценка степени распространенности их в разных группах населения. Эти данные представляют ценный материал для текущей работы медицинского персонала, для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий и др. Различают следующие понятия:

1) собственно заболеваемость – это вновь возникшие заболевания у населения в данном году;

2) распространенность (болезненность) – все заболевания как вновь выявленные, так и перешедшие с прошлого периода на данный момент за определенный период.

3) Общая заболеваемость имеет собирательное значение и включает в себя все случаи различных заболеваний как с потерей, так и без потери трудоспособности. В общую заболеваемость включаются заболевания всех контингентов населения, начиная с новорожденных и кончая стариками. Для полноты картины общую заболеваемость изучают как по материалам обращаемости населения за мед. помощью в амбулаторно-поликлинические учреждения, так и по материалам госпитализации, диспансеризации и др.

Охрана здоровья матери и ребенка – комплексная санитарно-гигиеническая проблема. Сложность ее решения определяется прежде всего анатомо-физиологическими особенностями женского и детского организма. У женщин они связаны с детородной функцией, у детей – с ростом и физическим развитием. Для этих групп населения характерны особые закономерности заболеваемости и смертности. Все это требует создания специальных медицинских учреждений для матери и ребенка со специфическими формами и методами работы. Социально-гигиенические исследования в области охраны здоровья матери и ребенка показывают, что социально-экономические условия жизни населения – материальная обеспеченность, жилище, труд, отдых, образование, культура, обычаи, питание и др. – и тесно связанные с ними законодательство, наличие учреждений по охране материнства и детства и их деятельность прямо или косвенно влияют на здоровье и численность будущего поколения. Таким образом, охрана материнства и детства является не только медицинской задачей, но и серьезной социальной проблемой.

Целью курса «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» является формирование знаний о механизмах взаимодействия человека с факторами окружающей его среды; о последствиях воздействия травмирующих, вредных и поражающих факторов, о принципах их санитарно-гигиенического нормирования.

Задача курса – сформировать у будущих специалистов современное представление о травмоопасных и вредных факторах среды обитания, о воздействии их на человека, а также о санитарно-гигиенической регламентации для предупреждения профессиональных и иных заболеваний.

В процессе изучения дисциплины студенты должны знать:

  • общие закономерности воздействия физических факторов на человека;

  • концептуальные основы токсикологии;

  • основные профессиональные и региональные болезни;

  • задачи и принципы гигиенического нормирования опасных и вредных факторов.

Студенты должны уметь:

  • оценивать и объяснять основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций организма, подвергающегося воздействию различных неблагоприятных факторов окружающей среды;

  • оценивать и объяснять комбинированное действие нескольких вредных веществ, а также сочетанное действие на человека вредных веществ и физических факторов (шум, вибрация и т.д.).

Студенты должны получить навыки использования норм для различных вредных и травмоопасных факторов в конкретных условиях производства, быта.

Исходя из вышеизложенного видно, что изучаемый материал базируется на концептуальных основах многих наук, таких как гигиена, экология, сочетается с безопасностью труда. Они взаимосвязаны друг с другом, т.к. изучают воздействие на здоровье человека факторов естественного и техногенного характера, разрабатывают мероприятия, предупреждающие развитие профессиональных, соматических, инфекционных заболеваний, санитарно-гигиенические нормативы.

Гигиена (от греч. Hygieinos – здоровый) – область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни. Гигиена, как наука, начала развиваться со 2-ой половины 19 в. В России основоположником гигиены считается А.П. Доброславин и Ф.Ф. Эрисман. Для изучения санитарного состояния внешней среды и ее влияния на организм человека, гигиена использует физические, химические, физиологические, токсикологические и др. методы. Гигиена включает в себя ряд самостоятельных разделов: коммунальная Г., Г. труда, детей и подростков, питания, социальная Г., военная, радиационная и др. Г.

Так, коммунальная Г изучает влияние на организм человека природных и социальных факторов в условиях населенных мест и разрабатывает гигиенические нормативы и санитарные меры для создания оптимальных условий проживания. Включает Г.воздуха, воды, почвы, жилищ и др.

Гигиена труда изучает трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их возможного влияния на организм; разрабатывает меры и гигиенические нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждение профессиональных заболеваний.

Гигиена питания изучает влияние на организм пищевых рационов с различным содержанием питательных веществ, потребности организма в их количестве и оптимальное соотношение в зависимости от условий труда и быта; меры профилактики алиментарных заболеваний.

Социальная Гигиена изучает влияние социальных факторов на состояние здоровья населения. Социальная Г. – теоретическая основа организации здравоохранения.

Экология (от греч. oikos – дом, жилище, местоприбывание и … логия) – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды сообществ, экосистемы и биосфера в целом. В XX в. в связи с усиливающимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов. В 70-х гг. 20 в. складывается экология человека или социальная экология, которая изучает закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны. Включает различные философские, социальные, экономические, географические и др. аспекты, например, экология города, техническая Э., экологическая этика и др. В этом смысле говорят об «экологизации» современной науки.

Экологические проблемы, порожденные современным общественным развитием, вызвали ряд общественно-политических движений, например, «зеленые», которые выступают против загрязнения окружающей среды и др. отрицательных последствий научно-технического прогресса.

Прежде, чем перейти к раскрытию сущности вопроса «здоровье населения и окружающая среда», следует определиться с такими понятиями как «здоровье», «болезнь», «профилактика». Эти понятия не могут трактоваться однозначно, т.к. каждое из них имеет большой перечень значений, который существенно отличаются друг от друга. Такое разнообразие в понимании сущности явлений и биологических процессов, происходящих в организме человека, и есть отражение неоднозначности самого человека. Процесс познания природы человека насчитывает более 2000 лет, который продолжается и сегодня. Однако чем больше наука накапливает знаний о человеке, тем больше доказательств его многообразной природы. С одной стороны, человек – представитель животного мира, и его развитие как единой биологической системы подчиняется всем известным биологическим законам. С другой стороны, человек является представителем общества. В этом качестве проявляется его социальная сущность.

Таким образом, человек являет собой отражение биологической и социальной сути, которые находятся в диалектическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, от биологического.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ.

Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" профессиональное заболевание (ПЗ) определено как хроническое или острое заболевание застрахованного, которое является результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

Опасность для здоровья работника, повышающую вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход, представляют различные факторы: поведенческие; биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные); химические; физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения); генетические, экологические, социального характера (питание, водоснабжение, условия быта и отдыха, стрессогенные ситуации), окружающей среды, включая климатические и т. д. Большинство ПЗ могут развиваться при воздействии как профессиональных, так и иных факторов, а также при их полиэтиологическом влиянии, в связи с чем крайне необходимо изучение этиологической роли того или иного повреждающего фактора в развитии и прогрессировании ПЗ.

Конвенцией МОТ 1964 г. № 121 впервые был установлен Перечень профессиональных заболеваний, который включал в себя наиболее традиционные общепризнанные ПЗ, развивающиеся под воздействием достаточно известных факторов риска. В 1980 г. 66-я Международная конференция труда обновила этот Перечень. В настоящее время около 25 стран — членов МОТ ратифицировали указанную Конвенцию. 22 мая 1990 г. Европейская комиссия приняла Рекомендацию 90/326/ЕЕС, утвердившую Европейский перечень профессиональных заболеваний. Он включает в себя общепризнанные ПЗ в соответствии с Конвенцией МОТ № 121 и перечень заболеваний, профессиональный характер развития которых предположителен. Однако общепринятой и единой классификации ПЗ до настоящего времени нет. Каждая страна — член МОТ устанавливает свой перечень ПЗ и определяет меры их профилактики и социальной защиты пострадавших. Основными критериями, позволяющими определить профессиональное происхождение заболевания, являются следующие:

  • наличие причинной связи с конкретным видом воздействия;

  • наличие связи с конкретной производственной средой и профессией;

  • превышение среднего уровня заболеваемости (данным заболеванием) у определенной профессиональной группы лиц по сравнению со всем населением.

В основу классификации ПЗ может быть положен системный или этиологический принцип. Системный принцип основан на преимущественном действии профессиональных вредностей на ту или иную систему организма (напр., ПЗ с преимущественным поражением органов дыхания, нервной, гепатобилиарной и мочевыделительной систем, кожи, крови и т. д.). Этиологический принцип основан на воздействии различных групп повреждающих факторов — химических, промышленных аэрозолей, физических, связанных с перенапряжением и физическими перегрузками отдельных органов и систем, биологических. Выделяются аллергические заболевания и новообразования.

Действующий в РФ Список профессиональных заболеваний (далее — Список) утвержден приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. № 90. Он основан на этиологическом принципе и включает 150 заболеваний. Является основным документом, который используется при установлении диагноза ПЗ, решении вопросов экспертизы трудоспособности, медико-социальной и трудовой реабилитации, а также вопросов, связанных с возмещением ущерба, причиненного работнику в связи с повреждением здоровья. В Список включены ПЗ, которые вызваны исключительно воздействием неблагоприятных производственных факторов, а также ПЗ, в развитии которых установлена причинная связь с воздействием определенного неблагоприятного производственного фактора и исключено явное влияние непрофессиональных факторов, вызывающих аналогичные изменения в организме.

В зависимости от уровня и длительности воздействия профессиональных вредностей различают острые и хронические ПЗ. К острым ПЗ (отравлениям) относятся формы, развившиеся внезапно, после однократного (в течение одной рабочей смены) воздействия вредных и опасных производственных факторов, интенсивность которых значительно превышает ПДК или ПДУ. К хроническим ПЗ относятся такие формы заболеваний, которые возникают в результате длительного воздействия вредных веществ и производственных факторов. К хроническим должны быть отнесены также ближайшие и отдаленные последствия ПЗ (напр., стойкие органические изменения ЦНС после интоксикации оксидом углерода), некоторые заболевания, развившиеся через длительный срок после прекращения работы в контакте с вредным веществом или производственным фактором (поздние силикозы, бериллиоз и т. д.), а также болезни, в развитии которых ПЗ являются фоном или фактором риска (рак легких на фоне асбестоза, силикоза, пылевого бронхита и т. д.).

Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний утверждено постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967. Устанавливать диагноз хронического ПЗ (или интоксикации) вправе только специализированные лечебно-профилактические учреждения и их подразделения (центры профпатологии, клиники и отделы профзаболеваний, выполняющие их функции), имеющие соответствующую лицензию и сертификат. При установлении диагноза ПЗ (т. е. проведении экспертизы связи заболевания с профессией) учитываются:

  • сведения о профессиональном маршруте за весь период трудовой деятельности;

  • данные санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника с указанием конкретных параметров всех вредных производственных факторов и их экспозиции в соответствии с профессиональным маршрутом;

  • данные предварительного (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров;

  • сведения об обращаемости работника в учреждения здравоохранения за медицинской помощью и о его болезнях, в т. ч. с временной нетрудоспособностью;

  • результаты комплексного клинико-функционального обследования, свидетельствующие о наличии изменений, характерных для данного ПЗ.

Наличие ПЗ не всегда означает нарушение общей трудоспособности. При начальных и легких формах ПЗ (в т. ч. интоксикаций) может быть дано заключение о необходимости прекращения работы в конкретных производственных условиях и рациональном трудоустройстве без снижения квалификации и заработка. Признание ряда заболеваний профессиональными и установление причинно-следственных связей между воздействием профессиональных повреждающих факторов и развитием отклонений в состоянии здоровья работников позволяет разрабатывать и реализовывать т. н. стратегии предупреждения — изменение санитарно-гигиенических норм на производстве и ограничение воздействия указанных факторов на организм работника, проведение медико-санитарного контроля за состоянием здоровья работников и их медико-социальная защита.

Профессиональные заболевания – эта группа болезней, возникающих при неблагоприятных условиях труда. Причинами возникновения профессиональных болезней, механизмом развития и проявлениями их, разработкой методов их диагностики, лечения и профилактики занимается специальный раздел клинической медицины.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема «Введение в дисциплину» iconПрограмма дисциплины «История» Введение в дисциплину «История»
Введение в дисциплину «История». Основные особенности истории российского государства
Тема «Введение в дисциплину» icon1. Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы,...
Тема Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы, задачи и система курса «Таможенное право»
Тема «Введение в дисциплину» icon1. Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы,...
Тема Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы, задачи и система курса «Таможенное право»
Тема «Введение в дисциплину» iconПрограмма дисциплины Введение в востоковедение для направления 41....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03, обучающихся...
Тема «Введение в дисциплину» iconПрограмма дисциплины «Введение в специальность» для направления 030200. 62 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Тема «Введение в дисциплину» iconПрограмма дисциплины «Введение в мировую экономику и международные отношения»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению...
Тема «Введение в дисциплину» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...

Тема «Введение в дисциплину» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...

Тема «Введение в дисциплину» iconТесты по дидактической единице «введение в политологию»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Тема «Введение в дисциплину» iconПрограмма дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 «Культурология»...
Тема «Введение в дисциплину» iconПрограмма дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 «Культурология»...
Тема «Введение в дисциплину» iconПрограмма дисциплины «Креативное проектирование (введение в специальность)»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Тема «Введение в дисциплину» iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, изучающих дисциплину «Введение в мусульманское...
Тема «Введение в дисциплину» iconПрограмма дисциплины «Введение в историю человечества» для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Тема «Введение в дисциплину» iconПрограмма дисциплины «History of Social Movements»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов бакалавриата направления подготовки/специальности...
Тема «Введение в дисциплину» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск