Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 146.54 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.12.2013
Размер146.54 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Литература > Программа дисциплины


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет филологии
Программа дисциплины

«Введение в языкознание»



для направления 032700.62 «Филология» подготовки бакалавра

Автор программы:
Литвина А.Ф., кандидат филологических наук, доцент annalitvina@gmail.com

Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой [Введите И.О. Фамилия]
Рекомендована секцией УМС по «___»____________ 20 г

Председатель
Утверждена УС факультета филологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1 Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.62 «Филология», изучающих дисциплину «Введение в языкознание».

Программа разработана в соответствии с:

  • стандартом НИУ-ВШЭ по направлению подготовки 032700.62 «Филология»

  • рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 032700.62 «Филология», утвержденном в 2012 г.
  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Введение в языкознание» являются:

- формирование у студентов основных понятий о языке и его структуре, об основных параметрах коммуникативных процессов, о социальных функциях языка, фонетике, фонологии, морфологии и синтаксисе;

- знакомство студентов с ключевыми понятиями науки о языке, методологическими подходами языкознания, историей и современным состоянием лингвистического знания;

- развитие у студентов навыков использования понятийного и методологического аппарата лингвистики в других сферах гуманитарного знания (главным образом, филологической).
  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать структуру и социальные функции языка, основные параметры коммуникативных процессов, основные методы лингвистического анализа;

  • Уметь анализировать тексты на родном и изучаемых языках с точки зрения их лингвистической структуры;

  • Иметь навыки ориентации в истории лингвистических учений, использования понятийного и методологического аппарата лингвистики в других областях гуманитарного знания.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

СК- Б1

Дает определение основным понятиям лингвистики, применяет лингвистические подходы в различных областях филологии

Интерактивные лекции

Дискуссии на семинарских занятиях


Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

СК-Б6

Умеет извлекать необходимую информацию из лингвистической литературы, сопоставлять и оценивать информацию, использовать ее для анализа текста

Самостоятельная работа (подготовка к семинарам, подготовка реферата)

Способен применять полученные знания в области теории и истории русского и иностранных языков, русской и иностранных литератур, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности 

ИК – Б5.3/7.1

Применяет знание основ лингвистики для сопоставления текстов на изучаемых языках, в области теории коммуникации, филологического анализа текста

Интерактивные лекции

Дискуссии на семинарских занятиях, подготовка домашнего задания


Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности

СЛК –Б2

Осознает значимость универсальных и уникальных черт в языке и культуре

Интерактивные лекции, подготовка домашнего задания


4 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой части общепрофессионального цикла дисциплин. Изучение данной дисциплины носит характер введения в профессиональное филологическое образование. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знание основных лингвистических категорий на уровне программы средней общеобразовательной школы;

  • Способность к восприятию информации, готовность развить навыки анализа языковых явлений.


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Современный русский язык

  • Русская словесность допетровского времени

  • История русской литературы (Профессиональный цикл, базовая часть)

  • История русистики (Профессиональный цикл, вариативная часть, профиль «Русская литература и культура»).



5 Тематический план учебной дисциплины


№№




Название раздела/ темы

Всего часов


Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

Понятие о языке и языковое разнообразие

16

4

4

8

2

Типология языков, языковые универсалии

16

4

4

8

3

Фонетика

16

4

4

8

4

Фонология, просодия

20

4

4

12

5

Лексика

16

4

4

8

6

Грамматика. Морфология и синтаксис

26

8

8

10

7

Изменение языка. Сравнительно-исторический метод в языкознании

18

4

4

10

8

Ареальные контакты языков

16

4

4

8




Итого:

126

36

36

78


6 Формы контроля знаний студентов


Тип

контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Контрольная работа

*

5 нед.

*

6 нед.







письменная работа

20 -30 минут

Реферат







*

3 нед.




8-10 тыс. знаков

Итоговый

Экзамен








*




Устный, 60 минут


6.1 Критерии оценки знаний, навыков

Критериями оценивания освоения дисциплины являются: активность студентов на семинарских занятиях, качество выполнения аудиторных самостоятельных («блицы») и контрольных работ, уровень самостоятельной подготовки, продемонстрированный в реферате.

Итоговый контроль по дисциплине (экзамен) включает один теоретический вопрос и практическое задание. На экзамене студент должен продемонстрировать знание структуры, коммуникативной и социальной функций языка, владение основными понятиями лингвистики.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
7 Содержание дисциплины



Тема 1. Понятие о языке и языковое разнообразие. Язык как средство коммуникации. Основные функции языка. Язык и речь, язык как знаковая система. Язык человека и коммуникация животных. Искусственные языки. Общее число языков в мире. Проблема языка и диалекта. Структурное разнообразие языков. Функциональное разнообразие.

Объем нагрузки: лекции – 4 часа, семинары – 4 часа.
Тема 2. Типология языков, языковые универсалии. Типологические классификации языков. Распространенные и редкие классы звуков. Типологические различия в звуковой организации и стихосложение. Признаки, значимые для типологии лексики. Виды языковых универсалий. Абсолютные и статистические универсалии. Индуктивные и дедуктивные универсалии.

Объем нагрузки: лекции – 4 часа, семинары – 4 часа.
Тема 3. Фонетика. Акустический аспект в изучении звуков языка. Артикуляция. Классификация звуков речи. Аккомодация, ассимиляция, редукция.

Объем нагрузки: лекции – 4 часа, семинары – 4 часа.
Тема 4. Фонология, просодия. Понятие фонемы. Функция фонемы. Фонематические и нефонематические звуковые различия. Варианты фонемы. Понятие дифференциального признака. Чередование и нейтрализация. Слог. Словесное ударение. Интонация.

Объем нагрузки: лекции – 4 часа, семинары – 4 часа.
Тема 5. Лексика. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Элементы системности в лексике. Понятие семантического поля. Полисемия слова. Мотивированное и немотивированное значение. Семантическая и прагматическая информация. Коннотации. Этимология. Лексикография.

Объем нагрузки: лекции – 4 часа, семинары – 4 часа.
Тема 6. Грамматика. Морфология и синтаксис. Понятие морфемы и ее соотношение с понятиями фонемы и лексемы. Грамматическая форма и грамматическое значение. Словоизменение и словообразование. Виды грамматических средств языка. Грамматические типы языков. Синатксические конструкции. Предложение.

Объем нагрузки: лекции – 8 часов, семинары – 8 часов.
Тема 7. Изменение языка. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Универсальность, непрерывность и регулярность языкового изменения. Литературный язык и языковое изменение. Генетическое родство языков. Понятие языка-предка. Языковые семьи. Фонетические законы и регулярные изменения в языке. Изменения по аналогии и заимствования. Вопрос о причинах языковых изменений.

Объем нагрузки: лекции – 4 часа, семинары – 4 часа.
Тема 8. Ареальные контакты языков. Понятие языкового союза. Балканский языковой союз. Генетические, ареальные и типологические причины языкового сходства. Ностратическое языкознание. Типы языкового взаимодействия. Ареальный и социальный аспект взаимодействия языков. Языковая ситуация. Билингвизм и диглоссия.

Объем нагрузки: лекции – 4 часа, семинары – 4 часа.
Общий объем самостоятельной работы, включая подготовку к семинарам, контрольным работам, а также написание реферата – 78 часов.
8 Образовательные технологии

Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы: активные и интерактивные формы проведения занятий - интерактивные лекции, дискуссии на семинарских занятиях, разбор практических задач и кейсов.

9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1 Тематика заданий текущего контроля


Тематика блиц-контрольных работ/тестов:

- Понятие языковых универсалий (тест);

- Типологический, сравнительно-исторический и ареальный подходы в лингвистике (тест);

- Акустические и артикуляционные классификации звуков (тест);

- Правила выделения фонем (блиц-контрольная);

- Основные грамматические категории и способы выражения грамматических значений (тест);

Фонетика, морфология, синтаксис (блиц-контрольная)
Примерные вопросы для подготовки реферата

  1. Использование классификаций оппозиций, предложенных в книге «Основы фонологии» Н. С. Трубецкого, за пределами лингвистики.

  2. Петербургское литературное произношение в книге М. В. Панова «Русское литературное произношение»

  3. Хоккет Ч. Языковые универсалии (аннотирование статьи)

  4. Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику (реферирование одной из глав монографии).


9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к экзамену (итоговый контроль, 3 модуль)

Основные функции языка

Общее число языков в мире; проблема языка и диалекта

Структурное и функциональное разнообразие языков

Виды языковых универсалий

Типологические классификации языков

Акустический аспект в изучении звуков языка

Различные классификации звуков речи

Фонема, варианты фонем, фонематические / нефонематические звуковые различия

Дифференциальный признак. Чередование и нейтрализация

Слог. Словесное ударение. Интонация

Слово как единица языка

Понятие семантического поля

Полисемия слова

Мотивированное и немотивированное значение слова. Народная этимология и научная этимология

Понятие морфемы

Грамматическая форма и грамматическое значение

Виды грамматических средств языка

Грамматические типы языков

Генетическое родство языков; языковые семьи

Универсальность, непрерывность и регулярность языкового изменения

Ареальные контакты языков

Типы языкового взаимодействия; понятие языкового союза

Языковая ситуация; билингвизм и диглоссия

Понятие фонетического закона

Типы лексикографических источников

Понятие языковой картины мира: универсальное и уникальное

Семантика и прагматика

Язык человека и коммуникация животных.
Примеры практических заданий

Укажите дифференциальные признаки фонем в определенном слове. Проиллюстрируйте непрерывность языкового изменения на примере одной из групп индоевропейских языков.

10 Порядок формирования оценки по дисциплине


Результирующая оценка по дисциплине «Введение в языкознание» формируется в соответствии с «Положением об организации контроля знаний», утвержденным УС НИУ ВШЭ 29.06.2012 г. (протокол №38).

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. Оцениваются правильность выполнения предлагаемых на занятии заданий, активность участия в дискуссиях. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов. Оцениваются правильность выполнения самостоятельных работ, полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления на занятии-дискуссии. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа
Накопленная оценка за освоение дисциплины «Введение в языкознание» учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная = k1* Отекущий + k2* Оауд. + k3* Осам.работа
где Отекущий = 0,3·Ок/р + 0,3·Ок/р + 0,4·Ореф
При этом удельный вес форм контроля распределяется следующим образом:

k1 = 0,4

k2 = 0,3

k3 = 0,3
Способ округления накопленной оценки: в пользу студента.
Результирующая оценка за дисциплину в целом определяется по формуле:

Орезульт итог = q1·Оитог.экзамен + q2·Онакопленная

При этом:

q1 ·= 0,6

q2·= 0,4
Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: в пользу студента.
ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль (экзамен) блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовые учебники


Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998.

Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М., 2010.
    1. Основная литература


Апресян Ю.Д. Интегральное описание языка и системная лексикография. II (Общая характеристика модели [Смысл-Текст] и задачи ее поверхностно-синтаксического компонента)

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966 (и другие издания).

Блумфилд Л. Язык. М., 1968 (и другие издания).

Вандриес Ж. Язык. М., 1937 (и другие издания).

Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику. М., 2008.

Лайонз Дж. Язык и лингвистика. М., 2008.

Мартине А. Принципы общего языкознания. М., 2006.

Мечковская Н.Б. Общее языкознание. М., 2008.

Панов М.В. История русского литературного произношения. М., 2002.

Плунгян В.А. Обшая морфология. М., 2000.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1967 (и другие издания).

Сепир Э. Язык. М., 1993.

Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960 (и другие издания).

Фридрих И. История письма. М., 1979.

Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985.
  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения занятий по дисциплине используется проекционный экран и проектор.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск