Скачать 135.97 Kb.
|
Тема: Многообразие и значение простейших. Урок получения новых знаний в 7 классе о многообразии и значении в природе и в жизни человека простейших. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» Цель:
План урока:
фронтальный опрос
А) обсуждение целей урока, эпиграфа: Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить», личностной значимости. Б) работа в группах (получение задания, алгоритмов работы над проектом, выполнение задания) В) выступление учащихся, оформление записей в тетрадях 3. Закрепление. А) демонстрация темы по электронному учебнику, сравнение его с творческим продуктом, полученным группой. Личностная значимость изучаемого для школьника: Профилактика малярии и других заболеваний при поездках в экзотические страны – прививки. Стоит ли пить воду их ручья (озера) в походе? Бережное отношение к своему здоровью. Б) Рефлексия. Заполнение листа самоанализа В) игра «Среда обитания», игра-лабиринт Ход урока: Учитель: I) Фронтальный опрос учащихся:
II Основная часть урока: 1. Обсуждение и постановка целей урока, почему мы взяли такой эпиграф: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» Обратить внимание учащихся на осуществление записей по мере выступления групп. Необходимо это сделать в таблице: Строение одноклеточных
Роль одноклеточных в природе (биосфере) жизни человека
Мини – проект должен иметь следующую структуру:
1группа - Тип саркожгутиконосцы, класс саркодовые 2 группа – Тип саркожгутиконосцы, класс жгутиковые 3 группа – Тип споровики 4 группа – Тип Инфузории или Ресничные Эту работу вам помогут выполнить консультанты (учащиеся 9а класса). Для помощи вам на столах памятки по типологии проектов, приготовленный вами материал по вопросу, бумага, фломастеры. 3. Работа по проекту: Учащиеся с помощью консультантов записывают типологию проекта, название проекта, введение (актуализацию), цель, задачи, подготавливают сообщения, рисунки, кроссворды. Выступление групп. Презентации. Сравнение творческого продукта школьников с материалами электронного учебника Демонстрация слайдов из электронного учебника Рефлексивный лист. Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?
4. Закрепление. Проверка заполнения таблиц. Строение одноклеточных
Вывод: одноклеточные организмы имеют черты сходства и различия. Инфузории - высокоорганизованные простейшие. Роль одноклеточных в природе (биосфере) жизни человека
Вывод: простейшие обитают в воде, организме, почве, участвуют в цепях питания, многие вызывают заболевания, симбиотические организмы 5.Игра «Классификация простейших», игра-лабиринт. 6.Заключительное слово учителя. Большая роль маленьких простейших. В природе две стратегии выживания: сравним мелких и крупных животных. Организм контактирует с окружающей средой через поверхность: чем больше поверхность, тем больше зависимость от внешней среды. Если взять 70кг инфузорий, то общая поверхность их тела в 20 тыс. раз больше поверхности тела человека с таким весом. Любая песчинка, комарик или капля дождя таят опасность гибели каждую секунду. Они и гибнут. Крупные животные, например звери: защищены мехом, холод и жара им не страшны. Сильные не догнать! С другой стороны, конечно, болезни, голод… Рождают несколько детенышей за долгую жизнь. Тигры большие, а вымирают. А взять ту же инфузорию: может удваиваться каждый день, через год покроет сплошной пленкой весь земной шар. Скорость размножения простейших поистине гигантская. Она позволяет быстро осваивать ресурсы подходящей пищи, где бы они не появлялись. Природа уравновесила шансы крупных и мелких организмов в экосистемах. Возвратиться к эпиграфу, личностной значимости изучаемого материала. О большой роли маленьких простейших мы уже услышали: простейшие – строители горных пород, благодаря им совершался круговорот минеральных элементов в биосфере. Простейшие – важное звено водных экосистем. Без простейших не могут существовать растительноядные животные: ирония судьбы: растительноядные животные сами не в состоянии переваривать целлюлозу (клетчатку). За них это делают простейшие, заселяющие их пищеварительный тракт. Если говорить об отрицательной роли простейших, то вы в своих выступлениях отметили, что простейшие вызывают заболевания у растений, животных, человека. Человеку необходимо соблюдать правила личной гигиены. И прежде, чем отправляться в заморские путешествия, человеку необходимо сделать профилактические прививки. Выступления 1 группы: Введение. Интересно узнать, что форма ложноножек у разных видов амеб разнообразна: у одних они напоминают языки, у других – пальцевидные выросты, а у третьих – пучки нитей, переплетенных друг с другом, словно корни какого либо растения. Поэтому этих простейших относят к классу корненожек. Обыкновенная амеба голая, но некоторые корненожки имеют раковинки из твердого роговидного вещества, из песчинок и извести. Корненожки живут не только в пресных водоемах, особенно много их в водах океанов и морей. Вопрос, который на наш взгляд, может заинтересовать многих из нас: «Кто строители горных пород? Можно ли отнести простейших к ним? Опустевшие известковые раковины отмирающих морских корненожек постоянно день за днем, тысячелетие за тысячелетием, опускаясь на дно, образуют там слой беловатого ила. Это происходило и в некоторые прошлые геологические эры, особенно в меловой период мезозойской эры (более 70 миллионов лет назад). Из подобного ила, отложившегося на дне морей в глубокой древности, впоследствии образовались мощные слои известковых горных пород. А откуда же извлекают корненожки известь для построения известь для построения раковинок? Можно предположить, что в воде каждой реки растворена в некотором количестве известь, реки постоянно несут свои воды в моря и океаны, так что в морской воде накапливаются огромные количества растворенной извести. А почему можно назвать дизентерийную амебу простейшим паразитическим животным? На эти и другие вопросы сможет ответить наш проект. Тема проекта: «Тип Саркожгутиконосцы. Класс Саркодовые.» Цель проекта: получить знания о представителях класса Саркодовых, об их строении, и значении. Задачи:
Заключение:
Выступление группы 2. Введение. Очень интересно узнать какие простейшие, относящиеся к классу Жгутиковых (наличие жгутиков – отличительный признак этого класса простейших) находятся на границе между растительным миром и животным. Присутствие хлорофилла и способность вырабатывать на свету крахмал (органическое вещество) сближает эвглену с зелеными водорослями, возможность обходиться без хлорофилла и без света позволяет отнести ее к животному миру (питаются готовыми органическими веществами т.е. являются гетеротрофами). Все это указывает на родство растительных и животных организмов и на вероятное единство происхождения животного и растительного мира. Познавательно и узнать, что среди жгутиковых, способных к автотрофному питанию, распространена колониальность, например у вольвокса и эти организмы представляют интерес для науки: так например, в основе современных представлений о возникновении многоклеточных организмов лежит гипотеза И.И.Мечникова о происхождении многоклеточных от колониальных простейших жгутиковых 2.6 млрд лет назад. Наша группа поставила цель: Цель проекта: получить знания о представителях класса Жгутиковых, об их строении, и значении. Задачи:
Заключение: Насчитывается 6-8 тыс. видов Наиболее древние простейшие. Форма тела относительна постоянна. Находятся на границе между растительным миром и животным. Среда обитания: водная, организм. Представители: эвглена зеленая, вольвокс, панцирные жгутиконосцы (перидиниум, коллигерум, криптомонас) Значение в природе: цепи питания Значение в жизни человека: некоторые (трипаносома) вызывают заболевания, некоторые (вольвокс) представляют интерес для науки. Выступление группы 3. Введение Большую личностную значимость представляет собой изучение Типа Споровиков. Эти простейшие ведут исключительно паразитический образ жизни. Встает вопрос: каким образом возникли приспособления к паразитизму? И только изучив представителей этого типа мы сможем ответить, что строение клетки упрощено до такой степени, что свободное существование организма в окружающей среде становится невозможным: вне организма-хозяина споровики имеют вид хорошо защищенных спор. Необходимо знать, что для споровиков характерно наличие сложных жизненных циклов со сменой хозяев, и у человека паразитируют несколько видов споровиков. В настоящее время многие люди совершают туристические поездки в экзотические страны и не подозревают о том, что подвергают свою жизнь опасности. Как совершить увлекательную поездку без вреда для своего здоровья? Какие заболевания вызывают споровики? На эти вопросы мы ответим в нашем проекте « Тип Споровики, строение, жизнедеятельность, значение». Цель проекта: получить знания о представителях Типа Споровики, об их строении, и значении. Задачи:
Заключение:
Выступление группы 4. Введение Несмотря на то, что простейшие состоят из одной клетки и казалось бы имеют относительную простоту среди них можно выделить и более высокоорганизованных – Тип Инфузории или Ресничные (отличительный их признак - движение с помощью ресничек). Нас заинтересовал вопрос: «По каким признакам можно подчеркнуть их высокую организацию по сравнению с другими типами». Один из важных признаков – наличие двух ядер: макронуклеуса (большого) и микронуклеуса (мелкого). Для инфузорий характерны и органоиды специального значения: пищеварительные – клеточная воронка, глотка, рот, порошица. Нас поразил такой факт, что потомство одной инфузории-туфельки за год могло бы (при условии выживания всех потомков) заполнить, а мог и не вместить, полый шар, касающийся одним боком Солнца, а другим Земли (расстояние до Солнца 150 миллионов километров). А можно ли обучить сувойек? Профессор Н.Н. Плавильщиков проделал следующий опыт: освещая их красным или зеленым светом, он одновременно дотрагивался до сувойек острой иглой. На это сувойки отвечали сокращением стебелька и таким образом избегали раздражения. После 100-150-кратного повторения таких раздражений сувойки сразу отвечали сокращением своих стебельков на красный или зеленый свет – до прикосновения к ним иглой. Почему у инфузорий такие интересные названия: инфузория-туфелька, инфузория-трубач? А если среди них сидячие формы? Характерен ли для инфузорий паразитизм? Каково их значение в природе? Ответы на эти вопросы мы отразили в нашем мини-проекте под названием «Тип Инфузории или Ресничные: их строение, значение». Цель проекта: получить знания о представителях Типа Инфузорий, об их строении, и значении. Задачи:
Заключение:
Учащиеся презентовали творческий продукт: рисунки, кроссворды. Литература:
|