Скачать 88.84 Kb.
|
Урок-состязание в 7- м классе по теме: « Надкласс Рыбы»«Особенности рыбной ловли»Цель урока Создать условия для закрепления, углубления, систематизации и проверки знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, их многообразии и приспособленности к условиям среды. Задачи урока: 1.Сформировать две команды учащихся, подобрать задания, позволяющие реализовать цель урока и обеспечивающие состязательный характер деятельности учащихся, сформулировать общие признаки надкласса рыб. 2. Активизировать мыслительные процессы учащихся, применяя активные методы обучения: дискуссии, сравнение, самостоятельное изложение гипотез, развивать наблюдательность, внимание; 3. Воспитывать дух соревнования; коллективизма, точность и быстроту ответов, стремление к знаниям. Тип урока: по дидактическим целям – контрольно-обобщающий, по методам обучения – урок-соревнование. Форма работы: групповая, индивидуальная. Эпиграфы к уроку: "На одном конце чудак, а на другом червяк" (загадка - ловля рыбы удочкой) "Без труда не вынешь рыбку из пруда" (пословица). Ход урока I. Вступительное слово учителя Здравствуйте. Сегодня у нас заключительный урок по теме "Рыбы". Мы проведем его в виде состязания. В ходе состязания мы выявим лучшую команду этого сезона. Ей окажется та команда, у которой будет богаче "улов". А чтобы "наловить" как можно больше рыб, команды должны будут показать свои знания, смекалку, эрудицию, сплочённость. Ребята, вы должны быть внимательны к ответам товарищей по команде и соперников. Готовы потрудиться? Учащиеся: Готовы! II. Учитель: Итак, "рыбная ловля" начинается! Только прежде чем "удочки" начнёте забрасывать, я хотела бы понять, кто вы такие, с кем я дело имею. Конкурс 1. "Визитная карточка играющих команд" Представление команд (название, девиз, приветствие, отражающие тему урока ) Конкурс 2. "Разминка" Русский народ всегда подмечал признаки тех или иных явлений, предметов живой и неживой природы. На основе этого складывались пословицы, загадки, шарады. Немало загадок в русской литературе и о рыбах. Я задам их вам, а вы дайте отгадку. Правильная отгадка будет вашим первым уловом. Загадки 1-й команде: У маленькой скотинки сто монеток на спинке. (рыба) Полосатые бока, и клюёт на червяка. (окунь) Чешуёй богата, шириной с лопату. (лещ) Не лягушка, и не ёж. На змею скорей похож. (угорь, вьюн) Загадки 2-й команде: У реки росла рябина А река текла, рябила. Там гуляла рыбина. Эта рыба - рыбий царь Называется . . . (пескарь) Хищна и прожорлива, Длинна и поворотлива. (щука). Мастер шубу себе сшил, И иглы вынуть позабыл. (ёрш) Он в самом омуте живёт, Хозяин глубины, Усы огромные на нем, А глазки чуть видны. (сом) - Вот вам первый улов в ваше ведёрко Конкурс 3. "Загадка Робинзона Крузо" 1-й улов имеется, но что-то вы заскучали. "Что заскучали? Как можно скучать?! Когда приключения ждут вас сейчас. Отправимся с вами в чужую страну, На остров чудесный, в долину одну. Там ждёт Робинзон нас, Который уж год, Посланья свои он настойчиво шлёт". Известно, что знаменитый персонаж Даниэля Дефо Робинзон Крузо написал письма с просьбой о помощи, и бросил их в океан в запечатанных бутылках. И эти письма через много-много лет вынесло на берег. Чтобы спасти Робинзона, а заодно и получить "улов", вы должны будете восстановить текст послания, который слегка подпортила морская вода. (Каждой команде вручается бутылка с "письмом". В обоих письмах "утрачены" отдельные слова. Пока команды восстанавливают послание, звучит музыка О. Газманова "Ты морячка, я моряк. . . ") Текст для 1-й команды а) У большинства рыб . . . форма тела. (обтекаемая) б) Тело покрыто . . . . (чешуей) в) Кожные железы выделяют . . . уменьшающую тела рыб при движении в воде . (слизь) г) Окраска рыб . . . (разнообразна) и зависит от . . . (от фона) окружающей среды. д) Органом дыхания рыб служат . . . . (жабры) е) Дышат рыбы при помощи . . . (жабр), . . . (кислородом), растворённым в воде ж) Органами передвижения рыб являются . . . (плавники) з) К органам чувств рыб относятся . . . , . . . , . . . и . . . . (органы слуха, зрения, обоняния и осязания ) и) Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимает. . . (боковая линия) к) Рыбы относятся к. . . (холоднокровным) животным, т. к. температура их тела непостоянна и зависит от температуры окружающей среды. Текст для 2-й команды а) Рыбы . . . (раздельнополые) животные и имеют . . . (парные) половые железы. б) У самцов они называются . . . (семенники), а у самок . . . (яичники) . в) В яичниках созревают . . . (яицеклетки), в семенниках . . . (сперматозоиды) . г) Период размножения рыб называется . . . (нерест). д) Оплодотворение у большинства рыб . . . (наружное), хотя встречаются рыбы, у которых оплодотворение. . . (внутреннее), например, акулы. е) После оплодотворения в . . . (икринках) развивается . . . (многоклеточный зародыш) ж) Вскоре личинка становится похожей на взрослую рыбу и её называют . . . (мальком) . з) У некоторых, не очень плодовитых рыб, развилась такая форма приспособленности к выживанию, как . . . (забота) о . . . (потомстве) . и) Самка трёхиглой колюшки откладывает икру в . . . (гнездо), а самец . . . (охраняет) икру и появляющихся личинок. (Команда, давшая верную расшифровку, "послания" получает "улов) Конкурс 4 "Кто быстрее" Задание 1-ой команде: Напишите названия отделов головного мозга рыб. (Передний, промежуточный, средний, мозжечок, продолговатый) Задание 2-ой команде: Напишите названия плавников рыбы. (Парные: грудные, брюшные. Непарные: спинные, хвостовой, анальный. ) Команды получают "улов" в том случае, если ответ точный. Конкурс 5 Блиц-турнир "Рыбные вопросы" Вопросы 1-ой команде:
Вопросы 2-ой команде:
(За каждый верный ответ - одна “рыбка”). Конкурс 6: "Следствие ведут знатоки" Определите, какому силуэту рыбы соответствует каждое из данных здесь названий. (командам раздаются рисунки с силуэтами данных рыб) Ответы: Пила Хвостокол Удильщик Мурена Веслонос "Улов" - 1 "рыбка" Конкурс 7: "Рекламный ролик"(Домашнее задание) Команды "рыболовов" должны будут в течении 1-3 мин показать рекламный ролик в пользу той или иной рыбы (значение рыб в природе и в жизни человека) ("мах" улов - 5 "рыбок"). Конкурс 8: "Приплыла к нему рыбка" На крючке удочки находятся вопросы. Вопросы 1-й команде:
Вопросы 2-й команде:
(За каждой верный ответ - 1 "рыбка") Конкурс 9: "Литературный салон"
Конкурс 10 "Разгадай шифровку" Из океана от Нептуна пришли шифровки. Буквы в словах перепутались. Переставьте буквы так, чтобы получилось название рыб, которые можно употребить в пищу. Карточка 1-ой команде: Тапвол (плотва) Секрат (треска) Дукса (судак) Карточка 2-ой команде: Знаас (сазан) Торес (осетр) Млина (налим) Конкурс 11 "Музыкальная шкатулка" (звучит мелодия музыкальной шкатулки) Необходимо отгадать мелодию, которая сейчас прозвучит и ответить на предложенный вопрос. Мелодия для 1-ой команды - "Вдоль по Питерской…" вопрос: Какую рыбу нес кум до кумы в этой известной русской народной песни? ответ: Судака: "То не лед трещит, ни комар пищит. Это кум до кумы судака тащит"). Мелодия для второй команды - "Шаланды полные кефали…" вопрос: "Ловом именно этой рыбы с успехом занимался Костя - моряк из знаменитой песни. Какой?" ответ: Кефаль. Конкурс 12 "Кто точнее?" Быстро, точно определите общие признаки рыб во внешней и внутренней организации. 1. команда: Общие признаки рыб во внешней организации:
2. команда: Общие признаки рыб во внутренней организации:
Учитель: А теперь подсчитаем улов в своем ведерке! Улов богаче у команды…! Ш. Рефлексия. IV. Итоги урока, выставление оценок. Использованная литература :
|