Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наримановского района
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Астраханской области.
-
|
| «Утверждаю»: Директор МБОУ НР «СОШ № 8»
___________ /Пронякина Т.В./
«____» ____________ г.
|
Рабочая программа
по биологии
6-9 класс
Учитель: Т.Г. Калашникова
МБОУ «СОШ №8» Наримановский район
Рабочая программа по биологии
6 - 9 класс Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по биологии для 6 – 9 классов авторского коллектива под руководством И.Н.Пономаревой
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами.
Программа авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (Биология в основной школе. Программы. - М.: Вентана- Граф, 2005).
Программа предусматривает реализацию учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования:
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. - М.: Вентана-Граф, 2007.
В.М. Константинов, В.Г. Бабенко. Биология: Животные. 7 класс. - М.: Вентана-Граф, 2010.
А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология: Человек. 8 класс. - М.: Вентана-Граф, 2010.
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова. Основы общей биологии. 9 класс. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Учебный процесс строится с использованием УМК под ред. И.Н. Пономаревой:
И.Н. Пономарева. Рабочая тетрадь. 6 класс. Часть 1, 2.- М.: Вентана - Граф, 2012.
С.В. Суматохин. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1, 2.- М.: Вентана - Граф, 2012-2013.
Р.Д. Маш. Рабочая тетрадь. 8 класс. Часть 1, 2.- М.: Вентана - Граф, 2013.
Т.А. Козлова. Рабочая тетрадь. 9 класс. - М.: Вентана - Граф, 2013.
Актуальность разработки программы заключается в необходимости приведения содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Программа ориентирована на деятельный аспект биологического образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
Усвоение программы рассчитано на 272 часа: 6 класс - 68 часов (2 часа в неделю ),
7 класс – 68 часов (2 часа в неделю), 8 класс - 68 часа (2 часа в неделю ), 9 класс - 68 часов (2 часа в неделю).
Цель программы – усвоение минимума содержания основных образовательных программ основного общего образования по биологии, достижение требований к уровню подготовки выпускников основной школы, предусмотренных федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования
Задачи программы.
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы.
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе.
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Достижению целей и задач способствуют особенности программы по биологии в основной школе, разработанной авторским коллективом под ред. И.Н. Пономаревой:
увеличение объема экологического содержания за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала;
усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира; к изучению живой природы России и бережному отношению к ней;
усиление внимания к идеям эволюции органического мира, о взаимосвязях и зависимостях в структуре и жизнедеятельности биологических систем разных уровней организации; к идеям об устойчивом развитии природы и общества;
расширение перечня практических работ и экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное познание явлений природы и развивающих практические и творческие умения у учащихся.
Данная рабочая программа имеет ряд особенностей,
Увеличено время на подведение итогов тем и обобщение знаний и лабораторных работ в 7 классе за счет резервного времени (7кл -7ч).Во всех классах проводятся кратковременные(10-15 мин.) работы по обобщению знаний. Также предусмотрен более длительный тематический контроль (20-25 мин.).Объёмным работам, насыщенным разноуровневыми заданиями отводиться 35-45 мин. Они проводятся отдельным уроком и отображены в поурочном планировании.
Подводятся итоги выполнением годовых работ во всех классах.
Практическая часть предусматривает проведение лабораторных работ, практических работ, экскурсий.
Для реализации данной учебной программы используются следующие методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые. Преобладающими методами контроля знаний и умений являются практические работы, семинары, разноуровневые контрольные работы, тестирование, зачеты.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием ИТ);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; предупреждения травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); профилактики нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания, размножения и ухода за культурными растениями и домашними животными;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«БИОЛОГИЯ. 6 – 9 КЛАСС»
№
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| всего
| л/раб.
| Экскурсии
| 6 класс. Биология: Растения. Бактерии .Грибы. Лишайники.
| 1
| Введение
| 1
|
|
| 2
| Общее знакомство с растениями
| 6
| 2
| 2
| 3
| Клеточное строение растений
| 5
| 2
|
| 4
| Органы цветковых растений
| 18
| 8
| 1
| 5
| Основные процессы жизнедеятельности растений
| 11
| 2
|
| 6
| Основные отделы царства растений
| 10
| 5
|
| 7
| Историческое развитие многообразия растительного мира Земли
| 4
|
|
| 8
| Царство Бактерии
| 3
| 1
|
| 9
| Царство Грибы. Лишайники
| 3
| 1
|
| 10
| Природные сообщества
| 5
|
| 1
| 11
| Заключение
| 2
|
| 1
|
| Итого
| 68
| 21
| 5
| 7 класс. Биология: Животные
| 1
| Общие сведения о мире животных
| 4
|
| 1
| 2
| Строение тела животных
| 2
|
|
| 3
| Подцарство Простейшие, или Одноклеточные
| 4 +1 из резервного времени на обобщение
| 1
|
| 4
| Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные
| 2
|
|
| 5
| Типы: Плоские, Круглые, Кольчатые черви
| 6 +1 из резервного времени на Л/Р
| 2
|
| 6
| Тип Моллюски
| 4 +1 из резервного времени на Л/Р
| 1
|
| 7
| Тип Членистоногие
| 7
| 1
|
| 8
| Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные
| 1
|
|
| 9
| Подтип Черепные. Надкласс Рыбы
| 5 +1 из резервного времени на Л/Р
| 2
|
| 10
| Класс Земноводные, или Амфибии
| 4 +1 из резервного времени на обобщение
| 2
|
| 11
| Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии
| 4 +1 из резервного времени на обобщение
| 1
| 1
| 12
| Класс Птицы
| 6
| 3
| 1
| 13
| Класс Млекопитающие или Звери
| 8 +1 из резервного времени на обобщение
| 1
| 1
| 14
| Развитие животного мира на Земле
| 4
|
| 1
|
| И того
| 68
| 20
| 5
|
8 класс. Биология: Человек.
| 1
| Введение
| 1
|
|
| 2
| Организм человека: общий обзор
| 5
| 2
|
| 3
| Опорно- двигательная система
| 8
| 2
|
| 4
| Кровь. Кровообращение
| 9
| 1
|
| 5
| Дыхательная система
| 5
| 2
|
| 6
| Пищеварительная система
| 7
| 2
|
| 7
| Обмен веществ и энергии. Витамины
| 3
|
|
| 8
| Мочевыделительная система
| 2
|
|
| 9
| Кожа
| 3
|
|
| 10
| Эндокринная система
| 2
|
|
| 11
| Нервная система
| 5
|
|
| 12
| Органы чувств. Анализаторы
| 5
|
|
| 13
| Поведение и психика
| 7
|
|
| 14
| Индивидуальное развитие организма
| 5
|
|
| 15
| Заключение
| 1
|
|
|
| Итого
| 68
| 9
|
| 9 класс. Основы общей биологии
| 1
| Введение в основы общей биологии
| 3
|
| 1
| 2
| Основы учения о клетке
| 10
| 1
|
| 3
| Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
| 5
| 1
|
| 4
| Основы учения о наследственности и изменчивости
| 11
| 2
|
| 5
| Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
| 5
|
|
| 6
| Происхождение жизни и развитие органического мира
| 5
|
|
| 7
| Учение об эволюции
| 11
| 1
|
| 8
| Происхождение человека(антропогенез)
| 6
|
|
| 9
| Основы экологии
| 11
| 2
|
| 10
| Заключение
| 1
|
|
|
| Итого
| 68
| 8
| 3
| |