Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Скачать
96.1 Kb.
Название
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации
19.03.2014
Размер
96.1 Kb.
Тип
Памятка
100-bal.ru
>
Биология
>
Памятка
МБДОУ д/с №6
Консультация для родителей
«Все про детский сон»
Подготовила педагог - психолог Ежова О.С.
2012г.
Памятка для родителей
Как помочь ребенку, чтобы у него был хороший сон
Соблюдайте строгий распорядок дня.
Ребенок должен ложиться и вставать в определенное время. Если вы заметили, что перед сном у него открывается «второе дыхание» и он становится очень беспокойным, можно сдвинуть время отхождения ко сну на позднее или раннее, чтобы приблизиться к биологическому времени засыпания ребенка. Убедитесь, что ребенок действительно хочет спать, перед тем как его укладывать в постель. Иногда родители, укладывая ребенка, руководствуются своими собственными убеждениями, а не его потребностями. Например, некоторые дети могут быть «совами» и иметь более поздние биологические часы засыпания. Такие дети засыпают с трудом, если их рано укладывать.
Установите режим дня.
Игры должны быть спокойными и приятными для ребенка. Принятие ванны и рассказывание сказок должны быть непродолжительными. Свет должен быть неярким. Всегда выключайте свет в комнате ребенка перед уходом.
Организуйте постоянство условий засыпания вашего ребенка.
Убедитесь, что условия, в которых спит ребенок, комфортные. Лучше всего он спит в прохладной и темной комнате, в спокойной обстановке. Не рекомендуется, чтобы в комнате ребенка находился телевизор.
Соблюдайте строгие временные рамки при организации режима отхождения ко сну.
Если ребенок не может уснуть и встает в кроватке, постарайтесь лимитировать свое поведение. Например, определите количество сказок или книг, которые вы читаете. Подходите к ребенку определенное количество раз, после того как уложите его в постель.
Нарушения сна у детей
Сон- сложное физиологическое состояние, которое, характеризуется относительным покоем, неподвижностью и выраженным снижением реакции на внешние стимулы.
Функции и фазы сна
Основная функция сна – восстановительная. Он играет важную роль в процессах обмена веществ в организме. Так, во время медленного сна высвобождается гормон роста, увеличивается синтез клеточных белков. Во сне происходит восстановление иммунитета. Во время быстрого сна происходит переработка информации и переход кратковременной памяти в долговременную.
Сон является неоднородным процессом и характеризуется последовательной сменой фаз – медленного сна (сон без сновидений) и быстрого (парадоксальный сон или сон со сновидениями). Основная функция фазы медленного сна – восстановительная. Уменьшается частота дыхания и ритм сердцебиения, расслабляются мышцы и замедляются движения глаз. По мере углубления медленного сна общее количество движений спящего уменьшается, его трудно разбудить в это время, и сновидения при пробуждении не запоминаются. Основная фаза быстрого сна – переработка информации, создание программы поведения на будущее. При быстром сне физиологические функции, наоборот, активизируются, дыхание, ритм сердцебиения и движения учащаются. Клетки мозга в эту фазу чрезвычайно активны, однако информация от органов чувств к ним не поступает и к мышцам не подается. В этом и заключается парадоксальный характер этого состояния. Движения глазных яблок становится быстрыми – спящий видит сновидения, если его разбудить спустя 10 минут, он расскажет о сновидении.
Продолжительность сна у детей
Количество сна – главная составляющая понятия «качества жизни». Сон у малышей существенно отличается от сна у взрослых. До 6 месяцев он начинается со стадии активного, быстрого сна. Общее время сна примерно одинаково днем и ночью. По мере взросления количество ночных пробуждений уменьшается, дневной сон становится короче, и уже к 4 годам потребность в дневном сне исчезает у большинства детей. Суточная продолжительность сна детей раннего возраста – в среднем от 12 до 14 часов. К 18 месяцам самопроизвольно устанавливается собственный режим сна, который включает послеобеденный однократный сон от1,5 до 3 часов.
Причины нарушения сна в детском возрасте
Стереотипные движения, связанные со сном: качание, биение, складывание, феномен «челнока», сосание пальцев во сне, онанизм во сне, другие стереотипные движения.
Пароксизмальные явления во сне: судороги, ночные страхи, ночной энурез, бруксизм, ночная астма, ночные носовые кровотечения, ночные рвоты, другие пароксизмы во сне.
Статические феномены сна: странные позы, сон с открытыми глазами, сон с открытым ртом.
Сложные формы психической деятельности во сне: снохождение, сноговорение, кошмарные сновидения.
Нарушения «переключений» в цикле «сон – бодрствование» у детей: нарушения засыпания, нарушения пробуждения, нарушения бодроствования, инверсия сна и бодрствования.
Виды нарушения сна
На сегодняшний день насчитывается более 100 нарушений сна. У детей часто встречаются инсомнии (нарушения засыпания), парасомнии (ночные страхи, ночные кошмары, снохождения, сноговорения, энурез) и апноэ во сне (остановка дыхания).
Инсомния – недостаточный или неадекватный сон, включающий сложности засыпания, беспокойный сон, частые ночные пробуждения, трудности пробуждения, ранее пробуждение. Наиболее частые причины инсомний у детей:
психофизиологические факторы (стрессы, изменение привычного режима)
нарушение циркадных ритмов (синдром сменяя часов)
соматические, неврологические и психические расстройства (тревога)
периодические движения конечностей во сне (железодефицитная анемия, ортопедические заболевания)
лекарственная зависимость (частое употребление капель в нос, например нафтизина)
неадекватные привычки, связанные со сном (нарушение гигиены сна)
синдром апноэ во сне (гипертрофия миндалин, заболевания нервно-мышечного аппарата и анатомические особенности верхних дыхательных путей).
У детей в возрасте от 3-5 лет самыми частыми причинами нарушения засыпания и поддержания сна могут быть: железодефицитная анемия, инфекция и интоксикация, глистная инвазия, тревожные расстройства.
Снохождение (сомнамбулизм)- наиболее частое нарушение сна, с которым встречаются родители. Оно может случиться с ребенком в любом возрасте, но чаще наблюдается у детей первого года жизни с максимальным проявлением в возрасте от 2 до 4 лет. При снохождении ребенок садится в постели с открытыми глазами, так называемый невидящий взор. Речь обычно невнятная. Ребенок не отдает себе отчета в действиях. В выраженных случаях могут отмечаться эпизоды хождения по дому. Лунатика разбудить очень сложно – лучше осторожно проводить его обратно к постели. Попытки разбудить ребенка при сомнамбулизме безуспешны и могут приводить к проявлениям агрессивности. Иногда агрессия может наблюдаться и спонтанно. Около 25% лунатиков наносят себе различные повреждения во время ночных блужданий. Бывает, что сомнамбулы вываливаются из окон, ошибочно принимая их за двери. В таких случаях необходима консультация врача и лечение.
Сноговорения чаще случаются у детей в периоды напряжения и тревоги, при этом психически дети совершенно здоровы.
Ночные страхи возникают обычно в первую половину ночи и сопровождаются пронзительным криком или плачем. Типичный возраст начала – от 3 до 8 лет. Через 60-90 минут после засыпания ребенок внезапно садится, начинает кричать. Состояние сопровождается учащенным сердцебиением и дыханием, расширением зрачков, повышением мышечного тонуса. С утра эпизод страха забывается. Обычно в лечении нет необходимости, но оно может быть показано, если эпизоды становятся частыми . в этих случаях обычно прибегают к короткому курсу препаратов снотворного действия, только после консультации сомнолога.
Ночные кошмары – устрашающие сновидения, от которых наступает пробуждение в фазу быстрого сна (фаза сновидений). Подобные сновидения встречаются у 10-15 % детей в возрасте 3-6 лет. До 75 % могут вспомнить хотя бы один такой эпизод в детстве. В редких случаях ночные кошмары могут продолжаться и в старшем возрасте, иногда всю жизнь. Возникновению ночных кошмаров могут способствовать тяжелые инфекционные заболевания и просмотр фильмов устрашающего содержания.
Ночной энурез является частой проблемой у детей. Он подразделяется на первичный и вторичный. Под первичным энурезом понимают наследственный вариант ночных мочеиспусканий. Он гораздо чаще встречается, продолжается с младенческого возраста, с частотой от 1-2 эпизодов в неделю до нескольких ежедневно. Вторичный энурез характеризуется повторным проявлением недержания мочи после того, как у ребенка созрели механизмы, препятствующие энурезу, и эпизодов которого не было уже на протяжении длительного времени (3-6 месяцев и более). В этом случае необходимо искать причины, которые могут быть самыми разными – от урологических до психиатрических. Энурез отмечается у 30% детей в возрасте 4 года, у 10% - в 6 лет и у 3% -в 12 лет. Особую обеспокоенность вызывают дети со стойким энурезом старше 5 лет. Обнаружена связь между обструктивными дыхательными нарушениями (
апноэ
во сне – остановка дыхания) и энурезом. У таких детей ночные мочеиспускания могут отмечаться несколько раз на протяжении ночи на фоне
гипоксии
(кислородное голодание, понижение содержания кислорода в тканях).
Храп и апноэ во сне. 3-12% детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют осложненный храп. У мальчиков храп встречается с такой же частотой, как и у девочек. Самое частое и клинически значимое осложнение храпа –
синдром обструктивного апноэгипопное сна.
Практически всегда он сопровождается храпом и приводит к неполноценному и неэффективному сну. Ребенок обычно просыпается на короткое время из-за
гипоксии
или
гиперкапнии
(повышенное парциальное давление и содержание углекислого газа в артериальной крови и в организме), а также из-за повышенных усилий при попытке вздохнуть. Дневные проявления синдрома – нарушения поведения: невнимательность. Отвлекаемость, раздражительность, гиперактивность.
Бруксизм- это периодически возникающие во сне приступообразные сокращения жевательных мышц, сопровождающиеся сжатием челюстей и скрежетом зубов. Помимо скрежета зубов, ребенок может жаловаться на мышечные и суставные боли в области нижней челюсти.
Периодическое движение ног во сне и синдром беспокойных ног. – характеризуются частыми движениями, обычно в ногах, но иногда в руках. повторяются во время сна с интервалами в 10-90 секунд. Могут вызывать пробуждения, что приводит к фрагментации сна и дневной сонливости. Дети спят очень беспокойно, могут принимать вычурные позы и даже падать с кровати во сне. Синдром характеризуется неприятными ощущениями в ногах (иногда в руках), которые появляются перед наступлением сна (а иногда и в другое время) и вызывают сильное желание совершать движения конечностями. У детей возникают ощущения зудящего, скребущего или ноющего характера, которые временно проходя, когда нижние конечности совершают движения, но в состоянии покоя возвращаются через несколько секунд. Симптомы продолжаются от нескольких минут до нескольких часов и могут значительно задерживать наступление сна, а иногда и лишить сна.
Ночное ритмичное качание головой или телом.- расстройство сна, обусловлено ритмическими движениями. Основные симптомы возникают в первые 2 года жизни. Типичны стереотипные движения головы и шеи, возникающие непосредственно перед засыпанием и сохраняющиеся во время поверхностного сна. Отмечаются различные виды стереотипных движений – удары головой, вращение, качание в стороны, катание тела. В подростковом возрасте данные нарушения сна иногда наблюдаются при аутизме, шизоидном расстройстве, пограничных психических расстройствах.
Вздрагивание при засыпании.- внезапные кратковременные сокращения мышц, рук, ног, иногда головы, возникающие при засыпании. При этом нередко испытываются ощущение падения, иллюзии. В ряде случаев вздрагивания приводят к частичному пробуждению, в результате чего может нарушаться засыпание.
Ночные судороги икроножных мышц (крампи) сопровождаются интенсивными болями в икроножных мышцах. Приступ продолжается в течение 30 мин, затем внезапно проходит, сопровождается сильным криком. Нередко подобные судороги могут быть вторичными и встречаются при широком круге заболеваний, таких как ревматизм, эндокринные, нервно- мышечные нарушения и нарушения обмена веществ. Во время приступа рекомендуется массаж икр, движения, согревание.
Рекомендации родителям
Профилактикой расстройств сна следует заниматься уже в раннем возрасте, вырабатывая у детей привычку, ложиться спать в определенное время. Перед сном необходимо избегать волнующих разговоров, эмоционально возбуждающей музыки и телевизионных передач, утомительных умственных занятий. Засыпанию способствуют воздушные ванны, обливания и обтирания, вечерни прогулки, общий массаж, занятия спортом. Если в доме есть лунатик, следует сделать загородку перед ведущей вниз лестницей, снабдить окна спальни крепкими решетками, не оставлять электропроводов, стеклянных столиков и хрупких украшений, лежащих на возможном пути. В связи с тем, что при сомнамбулизме имеется «внутренняя логика» поступков, прервать эпизод можно «входя в игру», например, ребенку, «готовящему уроки», сказать, что он уже все сделал, тогда тот послушно ложиться в кровать. Для детей дошкольного возраста с выраженным бруксизмом разработаны специальные капы для защиты зубов. Профилактика зубочелюстных аномалий позволяет устранить также риск возникновения расстройств сна, связанных со скрежетом зубов. Бруксизм, развивающийся в младенчестве, как правило, не требует лечения и самостоятельно прекращается к 6-7 годам.
На что надо обратить внимание родителям, чтобы обратиться к врачу-сомнологу? Продолжительность сна индивидуальна у каждого ребенка, однако родителям следует знать, что она одинакова и является постоянной характеристикой. Продолжительность сна может быть нарушена заболеванием, стрессовыми событиями и изменениями режима дня. Многие дети продолжают пробуждаться во сне на короткое время, хотя в большинстве случаев пробуждения являются причиной отсутствия строгого режима дня. Дети, у которых не выработана привычка засыпать самостоятельно, не в состоянии уснуть без помощи родителей. Основные нарушения сна этого возрастного периода – ночные страхи и кошмары, которые являются в большинстве случаев этапом нормального развития. Снохождения и ночные страхи также наиболее часто встречаются в этом возрасте.
Диагностика нарушений сна строится на констатации наличия постоянно (более месяца) или периодически (более трех месяцев) трех или более из представленных признаков:
ребенку требуется лее 30 мин, чтобы заснуть
частые пробуждения в течение ночи
ранние пробуждения и невозможность повторного засыпания
сниженный фон настроения и эмоциональные изменения
немотивированная тревога, страх
гиперактивность, импульсивность и нарушение внимания, утомление днем, утренние головные боли
храп во сне, различные движения во сне, ночные страхи, пробуждения с криками, снохождения, сноговорения.
Добавить документ в свой блог или на сайт
Похожие:
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школьные материалы
Школьные материалы
При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Рефераты
Лекции
Уроки
Доклады
Учебные
История
Философия
Финансы
Экономика
География
литература
математика
ответы к экзамену
титульный лист
реферат образец
реферат развитие
реферат по физкультуре
реферат Россия
понятие реферат
виды рефератов
контрольный работа
Поиск