Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пижмаринская средняя общеобразовательная школа»
Балтасинского района Республики Татарстан
Конспект урока по биологии в 8 классе
«Функциональные возможности дыхательной системы здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации»
подготовила
учитель биологии
Аглеева Гузалия Рафасовна
2013
Тема: Функциональные возможности дыхательной системы здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации
Цель: объяснить и познакомить учащихся со строением легких, с механизмами вдоха и выдоха, регуляцией дыхания.
Задачи:
Образовательные:
- изучить строение легких и органов дыхания
- сформировать знания о легочном и тканевом дыхании, вдохе и выдохе.
Развивающие:
- развитие навыков самостоятельной работы;
- развитие умений самоконтроля и самооценки.
- развитие умений частично-познавательной поисковой деятельности Воспитательные:
-Воспитание бережного отношения к своему организму, здорового образа жизни, санитарно-гигиенических навыков, охрана окружающей среды.
- бережное отношение к школьным принадлежностям.
Методы:
Объяснительно-иллюстративный
Частично- поисковый
Репродуктивный
Новые знания: артериальное давление, пульс, аорта, артерии, капилляры, верхняя и нижняя полые вены, легочные капилляры, гипотония, некроз, артериальная кровь, венозная кровь, гипертония.
Опорные знания: аорта, артерии, кровеносные и лимфатические капилляры, вены, лимфатические сосуды, лимфатические узлы, кармановидные клапаны
Форма урока: рассказ-беседа.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: таблица строение органов дыхания, муляж легких.
Использованная литература:
1. Кумаченко В.С., Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 кл.-2е изд.,перераб. и доп.-М.:Дрофа,2001.-224с.
2. Метод. рекомендации по организации и провед. пед.практики студентов 4-5 курсов биологического факультета- Казань: РИЦ «Школа» 2007.
3.Резанова Е.А. Антонова И.П., Резанов А.А., Биология человека в таблицах и схемах. – М. "Издат-школа 2000", 1999 г. – 2008 г.
4.Гуленков С.И., Дмитриева Т.А. Тестовые задания для проверки знаний по биологии. Человек (анатомия, физиология, гигиена). – М., ТЦ "Сфера", 1999 – 88 с..
ХОД УРОКА
№
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| t
| 1
| Организационный
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто сегодня дежурный в классе? Кто отсутствует на уроке?
| момент
Здравствуйте! Садятся. Я дежурная, все присутствуют на уроке.
| 1
| 2
| Актуализация опорных знаний и
1)как поддерживается газообмен в легких?
2) «ворота легких» - это?
3) где происходит тканевое дыхание?
4) что происходит во время чихания?
5) как работает дыхательный центр?
| умений учащихся
1)легочным дыханием: избыток СО2 выводится наружу, а поглощенный кровью О2 замещается О2 из свежий порции наружного воздуха.
2) место входа главных бронхов, легочных артерий и вен с грудной стороны называется «воротами легких»
3) происходит в капиллярах большого круга кровообращения.
4) давление воздуха нарастает, и наступает момент, когда он с силой прорывается через сомкнутые голосовые связки. Струя воздуха направляется наружу. И вызывает характерный звук чихания. Вместе с воздухом и слизью выделяются наружу и раздражители слизистой оболочки.
5) дыхательный центр расположен в продолговатом мозге. Он состоит из центров вдоха и выдоха. Спадение легочных альвеол, которое происходит при выдохе, рефлекторно вызывает вдох, а расширение альвеол рефлекторно вызывает выдох.
| 7
| 3
| Мотивация учебной
| деятельности учащихся
| 3
| 4
| Сообщение темы, целей и
Итак, ребята тема сегодняшнего урока «Функциональные возможности дыхательной системы здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации »
| задач урока
Тема: Функциональные возможности дыхательной системы здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации
| 1
| 5
| Изучение нового
При вдохе и выдохе поднимается и опускается грудная клетка и меняется ее обхват. В состоянии вдоха он больше, при выдохе меньше. Изменение грудной клетки при вдохе и выдохе называется экскурсия грудной клетки. Чем она больше, тем дольше может быть увеличена грудная полость, а легкие набрать больше воздуха. Сначала измерения проводят на вдохе, потом при выдохе.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Наибольшее количество воздуха, которое можно выдохнуть после максимального вдоха.
ЖЕЛ = дыхательный объем + резервный объем вдоха + резервный объем выдоха
Дыхательный объем – количество воздуха, которое человек вдыхает и выдыхает при спокойном дыхании.
Резервный объем вдоха – количество воздуха, которое человек может дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха.
Резервный объем выдоха – количество воздуха, которое человек может дополнительно выдохнуть после спокойного выдоха.
Остаточный объем – количество воздуха, оставшееся в легких после максимально выдоха. Его объем примерно 1000-1200 см3. ЖЕЛ зависит от возраста, пола, роста, а также от степени тренированности человека. Для измерения ЖЕЛ используют спирометр (рис.67).
Также важна выносливость дыхательной мускулатуры. Она считается хорошей, если при 5 пробах, проведенных подряд, результаты не снижаются.
Болезни дыхательной системы. Наиболее опасными болезнями являются туберкулез и рак легких.
Флюорография – это исследование грудной клетки путем фотографирования изображения со светящегося рентгеновского экрана, за которым находится обследуемый.
Туберкулез и рак легких. Возбудитель туберкулеза – палочка Коха. Он может попасть в организм через дыхательные пути, а также вместе с пищей. Микроорганизмы проникают в легкие или в другие органы и там размножаются, что ведет к заболеванию.
Рак легких часто встречается у курящих людей. Эпителиальная ткань некоторых бронхов перерождается и начинает разрастаться. Опухоль оказывает угнетающее действие на жизнедеятельность организма, ведет к его истощению, а затем и к смерти.
Первая помощь утопающему. После того, как утопавшего извлекли из воды, нужно освободить его дыхательные пути от воды: пострадавшего кладут животом на колено, и резкими движениями сдавливают живот и грудную клетку или резко встряхивают пострадавшего (рис. 68). После удаления воды при необходимости применяют искусственное дыхание.
Помощь при удушении и заваливании землей. Удушение может произойти при сдавливании горла, при западении языка. Западение языка происходит при обмороках, когда человек внезапно теряет сознание. Поэтому надо прислушаться к его дыханию. Если оно сопровождается хрипом или прекращается вовсе, необходимо открыть пострадавшему рот и оттянуть его язык вперед, либо откинуть голову назад (рис. 69 ). Дают понюхать нашатырный спирт, это возбуждает дыхательный центр и дыхание восстанавливается.
После извлечения человека из завала необходимо восстановить его дыхание. Сначала надо очистить рот и нос от грязи, затем начать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Только после восстановления дыхания можно приступить к осмотру повреждений, наложению жгутов и шин.
При оказании помощи утопающему или пострадавшему в завалах важно согреть больного. Это достигается растиранием кожи, закутыванием его в теплую одежду, употреблением чая, кофе.
Первая помощь при электротравме.
Поражения электрическим током и молнией часто приводят к остановке дыхания. Они имеют много общего, только при поражении электротоком прежде всего надо обесточить провод. Человек теряет сознание, нарушается дыхание. Сердце более устойчиво, но работает слабо.
Клиническая и биологическая смерть. Смерть наступает не сразу после прекращения дыхания и остановки сердца. Пока жив мозг, можно восстановить угасающие функции организма. Первая фаза, пока еще обратима, называется клинической смертью. Приемы возвращения к жизни называются реанимацией. Клиническая смерть длится несколько минут. Биологическая смерть связана со смертью мозга, она необратима.
Приемы искусственного дыхания. Наиболее эффективно искусственное дыхание из рта в рот или изо рта в нос(рис. 70).
Пострадавшего укладывают лицом вверх на твердую поверхность- пол, землю. Под голову подводят руку и слегка запрокидывают голову назад. При этом его дыхательные пути, заложенные языком, открываются. Оказывающий помощь делает глубокий вдох и, закрыв пострадавшему пальцами нос, выдыхает весь воздух ему в рот, при этом грудная клетка пострадавшего расширяется. После этого надавливают на грудную клетку пострадавшего и вызывают выдох. Оба действия повторяют ритмично, 16-20 раз в минуту.
Непрямой массаж сердца. При остановке сердечной деятельности искусственное дыхание приходится сочетать с непрямым массажем сердца. Пострадавшего укладывают лицом вверх на твердую поверхность- пол, землю, и слегка запрокидывают голову назад. Оказывающий помощь располагается сбоку. Ладонями, наложенными одна на другую, он с силой надавливает на нижнею часть грудной клетки, стараясь прогнуть ее по направлению к позвоночнику на 4 - 5 см. при этом он надавливается сем корпусом, чтобы создать нужное давление, затем опрокидывается назад и повторяет толчкообразный нажим. Частота 50-70 раз в минуту.
При эффективном массаже пульс становиться заметным на сонных артериях, происходит сужение зрачков, они начинают реагировать на свет, синюшная окраска кожи исчезает, восстанавливается самостоятельное дыхание.
| материала
Наибольшее количество воздуха, которое можно выдохнуть после максимального вдоха- жизненная емкость легких.
| 15
| 6
| Осмысление внутренних закономерностей, связей между изучаемыми предметами в процессе
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха
Для этого нужна мерная лента.
Ученикам предлагается приподнять руки и накладывают измерительную ленту так, чтобы на спине она касалась углов лопаток. Во время измерения руки должны быть опущены.
Вывод: в норме разница обхвата грудной клетки в состоянии глубокого вдоха и выдоха равна 6-9 см.
| мыслительной работы и выполнения познавательных заданий
ход работы
Измерение на вдохе: не напрягая мышц и не поднимая плеч, глубоко вдыхают.
Измерение на выдохе: плечи не опуская глубоко вдыхают.
| 6
| 7
| Обобщение и систематизация знаний и умений
Что такое ЖЕЛ ?
Как проявляется рак легких ?
Как проявляется туберкулез?
Как оказывают первую помощь утопающему?
| усвоенных на уроке
Наибольшее количество воздуха, которое можно выдохнуть после максимального вдоха.
Эпителиальная ткань некоторых бронхов перерождается и начинает разрастаться. Опухоль оказывает угнетающее действие на жизнедеятельность организма, ведет к его истощению, а затем и к смерти
Возбудитель туберкулеза- палочки Коха
После того, как утопавшего извлекли из воды, нужно освободить его дыхательные пути от воды: пострадавшего кладут животом на колено, и резкими движениями сдавливают живот и грудную клетку или резко встряхивают пострадавшего. После удаления воды при необходимости применяют искусственное дыхание.
| 4
| 8
| Итоги урока. Оценка работы всего класса и
Итак, давайте сделаем вывод к уроку. Чему научились на уроке? Узнали когда наступает клиническая смерть, как оказывается помощь при удушении, заглатывании языка и остановке сердца и дыхания.
| знаний отдельных учеников
мы сегодня познакомились с болезнями легких, приемами искусственного дыхания. Узнали как оказывается первая помощь утопающим, при удушении и задавливании землей, при электротравмах.
| 2
| 9
| Домашнее задание
Домашнее задание: подготовка к контрольной работе. Ответить на вопросы после §29.
|
Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе. Ответить на вопросы после §29.
| 1
| |