БИОЛОГИЯ
8 КЛАСС
Тема: Заболевания пищеварительной системы.
Цель: Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с заболеваниями органов пищеварительной системы и профилактикой опасных желудочно-кишечных заболеваний и отравлений.
Задачи:
создать для обучающихся условия по обобщению и систематизации знаний в рамках данной темы с использованием одной из форм критического мышления «Синквейн»;
повторить отделы пищеварительной системы, вспомнить циклы развития некоторых плоских и круглых червей.
создать условия для развития биологической речи, коммуникативных навыков
обеспечить проверку и первичную оценку знаний обучающихся по теме;
обеспечить информацию обучающимися для применения знаний о желудочно-кишечных заболеваниях и их профилактики.
Место проведения занятия: кабинет Продолжительность занятия: 45 минут Материально-техническое обеспечение занятия: таблицы с изображением органов пищеварения, изображение микроорганизмов холеры и дизентерии, таблицы с циклами развития аскариды человеческой и лентеца бычьего, влажный препарат аскариды человеческой. Методическое и дидактическое обеспечение занятия: словари, дополнительная литература, тексты учебника, рабочая тетрадь 8 класс 1 часть. Технология: продуктивного чтения, исследовательская технология, прием составление «Синквейна» Метапредметные и личностные результаты:
Личностные УУД
Ознакомиться с заболеваниями и профилактикой желудочно-кишечных заболеваний.
Постепенно выстраивать целостное представление о строении человеческого организма.
Познавательные УУД
Формирование умения ориентироваться в учебнике и дополнительной литературе, находить и использовать нужную информацию.
Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений (как зависят заболевания от образа жизни человека).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Коммуникативные УУД
Формирование умения слушать и понимать и анализировать речь других людей.
Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
Регулятивные УУД
Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Тип занятия: урок получение новых знаний
1. Организационный момент
| Основные элементы
| Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)
| Сообщается тема урока и проблемный вопрос, на который они должны дать полный ответ в конце урока Сообщаются: план работы, форма результата к концу урока Фронтальный опрос, словестный метод
| • постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано обучающимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);
• организация планирования деятельности по достижению целей;
• описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя их на учебную деятельность, направленную на освоение содержания профессионального модуля, учебной дисциплины и темы урока (с учётом реальных особенностей группы, с которым работает педагог)
|
| Деятельность обучающихся
| Деятельность преподавателя
| Примечание
|
|
| В начале урока обучающимся сообщается общая тема ставиться проблемный вопросы «Какие бывают разновидности желудочно-кишечных заболеваний? Как осуществляется профилактика желудочно-кишечных заболеваний?»
| В начале урока учитель объясняет форму работы на данном уроке, напоминает структуру синквейна(приложение1)
| Регулятивные УУД
1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Коммуникативные УУД
Формирование умения слушать и понимать речь других людей и уметь анализировать выступления других людей.
| На данном этапе идет актуализация знаний. Ученики в процессе опроса вспоминают основные отделы пищеварительной системы и их функции.
| Но прежде чем перейти к новой теме, учитель предлагает в качестве повторения пройденного ранее материала фронтальный опрос по карточкам в которых нужно соотнести отделы пищеварительной системы и их характеристики. (шаблон карточки в приложении №3)
| На доске таблица «Строение пищеварительной системы»
|
|
|
|
|
| 2. Изучение нового учебного материала
| Основные элементы
|
| Обучающиеся должны в ходе проблемно-поисковой работы с дополнительной литературой и учебником составить «Синквейн» Основные положения материала обучающиеся находят сами, учитель корректирует знания в конце данного блока Парная и групповая работа, методы: самостоятельной работы, частично-поисковый, обсуждения, беседа. Метод обсуждения, форма парная работа.
Создание «Синквейна»,
| • организацию постановки обучающимися конкретной учебной цели на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
• изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися ( на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); • описание форм и методов организации изучения нового учебного материала, используемых средств; • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учётом особенностей класса, с которым работает педагог; • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала
| Познавательные УУД
1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений
Коммуникативные УУД
1.
Формирование умения слушать и понимать и анализировать речь других людей.
2.Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. Личностные УУД
1.Ознакомиться с заболеваниями и профилактикой желудочно-кишечных заболеваний.
2.Постепенно выстраивать целостное представление о строении человеческого организма
| Деятельность обучающихся
| Деятельность преподавателя
| Примечание
|
| Обучающиеся в ходе проблемно-поисковой работы с учебником и дополнительным материалом(н-р справочником) должны составить «Синквейн» (схема приведена ниже) Синквейн составляется парами, на работу дается минут 10-12, темы синквейнов берутся по колонкам:
1 колонка – «Желудочно-кишечные заболевания»
2 колонка – «Глистные заболевания»
3 колонка – «Пищевые отравления»
Происходит обмен информацией
| Найдите в справочной литературе и учебнике информацию на свое задание
| На доске таблицы: «Цикл развития аскариды человеческой», «Цикл развития лентеца бычьего»
| Познавательные УУД
1.Формирование умения ориентироваться в учебнике и дополнительной литературе, находить и использовать нужную информацию.
2.Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений (как зависят заболевания от образа жизни человека).
3. Вычитывать все уровни текстовой информации
| Происходит обмен информацией. Каждая пара из колонки представляет свои синквейны на свою тему. Как только высказываются все ученики с одной колонки, идет обсуждение, на сколько удачный оказался синквейн, что можно добавить или убрать.
| Учитель после каждой темы еще раз дает справочную информацию о каждом разделе и приводит интересные факты на тему «Паразитические черви. Если от них польза?» (приложение №2).
| Можно дать небольшое сообщение одному из учащихся на тему «Паразитические черви»
|
| .
|
|
|
| И последнее что нужно вспомнить на этом уроке – профилактика желудочно-кишечных заболеваний.
| Учитель проводит фронтальный опрос что нужно и не нужно делать, чтобы избежать желудочно-кишечных заболеваний.
| Этот этап урока можно доверить одному ученику, который сделает сообщение на тему «Желудочно-кишечные заболевания» на 2-3 минуты.
|
| Далее учащиеся , чтобы обобщить и запомнить материал урока выполняют задания в рабочей тетради (часть 1 № 117 и 118)
| После самостоятельной работы учитель предлагает обобщить сведения.
| Если не хватает времени, то задание в рабочей тетради можно дать на дом, т.к. обсуждения синквейном может затянуться или проверку задания можно перенести на начало следующего урока.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Закрепление учебного материала
| Основные элементы
|
| Определить, полученный уровень знания по данной теме у обучающихся Определить на каком уровне усвоен материал Опрос (устный или письменный)
Количество правильных ответов – 90-100% хорошее усвоение, менее 50% плохое усвоение материала. Акцентирование внимание на проблемных вопросах, изучение параграфа дома
| • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока)
• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учётом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;
• описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
• описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
| Регулятивные УУД
1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки
| Деятельность обучающихся
| Деятельность преподавателя
| Примечание
|
| Отвечают на вопросы по теме
| Учитель проводит либо фронтальный опрос, либо небольшой письменный опрос (приложение №4) с последующей проверкой на уроке, чтобы сразу выявить пробелы в понимании темы.
| Оценивается сразу - для определения проблемных зон
(лучше список вопросов с ответами «Да» и «Нет»)
|
| 4. Подведение итогов занятия
| Основные элементы
|
| Результаты опроса показывают уровень усвоения материала
Изучение параграфа, индивидуальные задания на поиск информации по желудочно-кишечным заболеваниям.
Устный метод: опрос Количество поднятых рук при опросе; количество желающих выполнить дополнительное домашнее задание
| • организацию определения продвижения к целям занятия;
• определение целей, содержания и способов выполнения самостоятельной домашней работы обучающимися;
• описание методов, позволяющих определить достижения обучающихся на уроке;
• описание критериев, позволяющих определить степень удовлетворенности учащихся.
| Регулятивные УУД
1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
| Деятельность обучающихся
| Деятельность преподавателя
| Примечание
|
| Ответы обучающихся
| Проведение опроса:
Что нового узнали на уроке?
Насколько понят материал урока?
Какие материалы урока вызывают затруднение?
|
|
| Дается задание на следующий урок. Повторить параграфы 29-35, подготовиться к итоговой тестовой работе по теме «Пищеварительная система». Подготовить сообщение к уроку «Обменные процессы в организме» по теме: «Космическая роль растений»- 1 человек
Так же ученикам дается мини-проект на дом. (приложение №5)
| Комментирование домашнего задания.
| Этой темой заканчивается глава «Пищеварительная система».
|
|
Приложение №1. Художественные формы письменной рефлексии
Синквейны
«Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого словарного запаса.
Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний». Это стихотворение, состоящее из пяти строк:
- в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное),
- во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия),
- в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета;
- в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету;
-в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения.
На первых порах предложите учащимся составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это, с одной стороны, облегчит процесс подбора слов, с другой – поможет выбрать наиболее точные. Пример синквейна учащегося на тему «Желудочно-кишечные заболевания. Глистные заболевания» Глисты
Грязные руки, сырое мясо
Заражают, отравляют, паразитируют
Тщательно мойте руки, овощи и фрукты
Паразиты Приложение №2.
Интересные факты о паразитических червях.
1)Исследования, проведенные в 2001 году в Эфиопии сотрудниками английского Ноттингемского университета и госпиталя Джимма, показали, что заражение круглыми червями двух видов –анкилостомой и аскаридой - снижает риск возникновения астмы на две трети. Девид Страхан, житель Канады, сильно страдал астмой и узнав об этих исследованиях, постарался заразить себя паразитом, но тчетно. Тогда он специально выехал в Африку, где целый месяц жил в Камеруне в глубокой деревне, где он уже начал чувствовать себя лучше. Кстати, по данным ВОЗ в Африке очень редко встречаются аллергические заболевания и заражена примерно одна пятая всего населения анкилостомой. По приезду в Канаду, анализы выявили у мужчины заражение анкилостомой. С этим паразитом он живет уже несколько лет, совсем излечился от астмы. Но конечно наблюдается у врачей и контролирует рост паразита. Вот такой получается симбиоз.
2) Почти все коренные народа крайнего Севера (чукчи, ненцы, якуты) заражены ленточными червями, т.к. постоянно употребляют в пищу сырую рыбу и мясо. Но они, зная об этом не спешат избавляться от паразитов. Летом хозяин кормит червя и он растет. Доказано, что черви не только запасают минералы и витамины впрок, но и умеют синтезировать некоторые из них. Зимой в тундре не хватает витаминов и червь начинает отдавать часть хозяину, сокращаясь в длину на треть, а то и на половину. Опять получается своеобразный симбиоз.
3) Паразитические черви используются для борьбы с ожирением. Конечно метод рискованный и не для всех подходящий, но достаточно распространенный в Китае, например.
Источник журнал «Что нового в науке и технике» 2006 год №11 Приложение №3. Соотнесите отделы пищеварительной системы и ее характеристики
Отделы пищеварительной системы:
Ротовая полость
Желудок
Печень
Двенадцатиперстная кишка
Тонкий кишечник
Толстый кишечник
Функции, характеристики:
Проходит всасывание воды
Начинают расщепляться жиры
Начинают расщепляться простые углеводы
Начинают расщепляться белки
В этот отдел выходят протоки желчно секрета
Происходит всасывание питательных веществ в кровь
Производиться желчь
Происходит первичная обработка пищи, смачивается слюной
Идет очистка крови от вредных продуктов распада сложных веществ
Отдел находиться между пищеводом и тонким кишечником
Последний отдел пищеварительной системы
В этом отделе находиться отросток-аппендикс
Приложение №4.
Тест «Заболевания желудочно - кишечного тракта и их профилактика»
К желудочно-кишечным болезням относятся:. А.малокровие
Б. туберкулез
В. грипп
Г. Дизентерия
2. Переносчиками Желудочно-кишечных заболеваний чаще всего являются:
А. мухи
Б. комары
В. бабачки
Г. Клопы
3. Чтобы избежать заражения дизентерией,нужно:
А. употреблять пищу только из холодильника
Б. мыть руки, овощи и фрукты
В. пить сырую воду.
Г. стирать полотенце
4. Паразитическим червем не является:
А. аскарида
Б. планария белая
В. бычий цепень
Г. кошачья двуустка Приложение №5.
Существуют так называемые «профессиональные» заболевания и вероятность заболеть той или иной болезнью не у всех одинакова. Предлагается следующий перечень литературных персонажей:
*Фрекен Бок
*Илья Муромец
*Паганель
*Санчо Панса
*Печорин
Для каждого героя приведите примеры заболеваний, вероятность заболеть которыми у них больше, чем у других, а также примеры болезней, вероятность которыми заболеть меньше, чем у остальных. Кто из этих героев будет наиболее подвержен желудочно - кишечным заболеваниям и почему. Ответы обоснуйте. (на работу дается 1 неделя, работа сдается в напечатанном виде, после чего она обсуждается и оценивается) |