Тема урока. Основы цитологии. Решение биологических задач.
Номер
учебного
элемента
| Учебный материал с указанием заданий
| Руководство по усвоению
учебного материала
| УЭ – 0
| Интегрирующая цель занятия: закрепить знания о строении и функциях молекул ДНК, РНК, АТФ; развить умения схематично изображать участки ДНК, строить комплементарные данному нуклеотиду.
| Внимательно прочитать цель урока.
| УЭ – 1
| Цель: развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК.
I. Выполните следующие задания:
Впишите в схему названия компонентов нуклеотидов ДНК и РНК.
1.
ДНК
? ? ? ?
2.
РНК
? ? ? ?
________________________________________________
II. Выполните тестовое задание.
В каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК?
а) рибоза, остаток фосфорной кислоты, тимин;
б) фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза;
в) остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин.
Мономерами нуклеиновых кислот является:
а) аминокислоты;
б) глюкоза;
в) нуклеотиды.
Вторичная структура ДНК поддерживается за счёт водородных связей между:
а) соседними нуклеотидами;
б) комплементарными основаниями в двух цепях;
в) остатками фосфорной кислоты в основе цепей.
В клетке ДНК содержится:
а) в ядре и митохондриях;
б) только в ядре;
в) в ядре и цитоплазме.
Какова функция ДНК в клетке:
а) хранение и передача наследственных свойств;
б) перенос аминокислот на рибосомы.
в) ускорение химических реакций.
Установите соответствие между молекулами РНК и их функциями:
1) и – РНК; А) переносит аминокислоты на рибосомы к месту синтеза белка;
2) т – РНК; Б) определяет порядок аминокислот в белке;
3) р – РНК. В) определяет структуру рибосом.
Какие типы нуклеотидов не встречаются в молекулах РНК:
а) аденин; б) тимин; в) цитозин; г) урацил; д) гуанин.
________________________________________________
III. Выполните следующие задания:
1. Чем отличается АТФ от обычных нуклеотидов?
2. Молекула АТФ содержит богатые энергией связи. Как называются эти связи? Какое количество энергии освобождается при разрыве одной или двух таких связей в молекуле АТФ?
3. Какую функцию выполняет АТФ в клетке.
_____________________________________________ IV. Обсудите результаты работы. ______________________________________________
V. Оцените свою работу.
|
Работайте самостоятельно в рабочей тетради.
Правильный ответ за задание №1 - 3 балла, за задание №2 - 3 балла.
____________ Работайте индивидуально. За каждый правильный ответ теста – 1 балл. Итого – 7 баллов.
__________ Работайте индивидуально. Правильный ответ: за задание №1 – 2 балла; за задание №2 – 3 балла; за задание №3 – 2 балла.
_____________
Работайте с классом.
_
____________
Максимальное число баллов по
УЭ – 2 – 20 баллов.
| УЭ – 3
| Цель: более глубокое понимание теоретического материала, запоминание и закрепление изученного.
1. Выполните задание.
На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в последовательности:
А – А – Г – Т – Ц – Т – А – Ц – Г – Т – А – Т.
1) Нарисуйте схему структуры двухцепочечной ДНК.
2) Объясните, каким свойством ДНК при этом вы руководствовались.
3) Какова длина (в нм) этого фрагмента ДНК? ( Каждый нуклеотид занимает 0,34 нм по длине цепи ДНК).
4) Сколько (в %) содержится нуклеотидов (по отдельности) в этой ДНК?
Найти: Решение.
II цепь ДНК 1) I цепь ДНК
длину ДНК А – А – Г – Т – Ц – Т – А – Ц – Г – Т – А – Т
% содержание ׀ ׀ ׀ ׀ ׀ ׀ ׀ ׀ ׀ ׀ ׀ ׀
нуклеотидов Т – Т – Ц – А – Г – А – Т – Г– Ц – А – Т – А Дано: II цепь ДНК
I цепь ДНК 2) Принцип комплементарности А с Т, Г с Ц.
3) Молекула ДНК всегда двухцепочечна, поэтому её длина равна длине одной цепи, а каждый нуклеотид в ней занимает 0, 34 нм; следовательно, 12 нуклеотидов в цепи 12 х 0, 34 нм = 4, 08 нм.
4) Всего в двух цепях 24 нуклеотида, из них А = 8, т.к. А = Т, то Т = 8.
8 х 100%
А = Т = 8 = ———— = 33,4 % (А и Т по 33,4 %)
24
Г = 4, т.к. Г = Ц, то Ц = 4.
4 х 100%
Г = Ц = 4 = ———— = 16,6 % (Г и Ц по 16,6 %)
24
________________________________________________
2. Выполните следующие задания.
Даны фрагменты одной цепи молекулы ДНК:
I вариант: Т – А – Т – Ц – Г – Т – Г – Г – А – А – Ц.
II вариант: Г – Ц – Г – А – Т – А – А – Г – Ц – Ц – Г – А – Т.
III вариант: А – Г – Ц – Ц – Г – Г – Г – А – А – Т – Т – А.
IV вариант: Ц – А – А – А – Т – Т – Г – Г – А –Ц – Г – Г – Г.
|
Работайте в паре.
Внимательно рассмотрите решение задачи.
_____________
Работайте самостоятельно в рабочей тетради.
Правильный ответ – 5 баллов.
|
| Определите в каждой задаче:
а) содержание (в %0 каждого вида нуклеотидов;
б) длину ДНК;
в) структуру II цепь ДНК.
________________________________________________
3. Решение цитологической задачи.
В молекуле ДНК обнаружено 880 гуаниловых нуклеотидов, которые составляют 22% от общего количества нуклеотидов этой ДНК. Определите: а) сколько содержится других нуклеотидов (по отдельности) в этой молекуле ДНК; б) какова длина ДНК.
Найти: Решение.
количество А На основе принципа
количество Т комплементарности
количество Ц (А+Т) + (Г+Ц) = 100%.
длину ДНК
Дано: 1) Определяем количество второго
количество Г = 880 (цитидилового) нуклеотида:
% содержание Г = 22 % Г =Ц = 880, или 22 %.
2) На долю других видов нуклеотидов (Т +А) приходится 100 % - (22 % + 22 %) = 56 %.
3) Для вычисления количества этих нуклеотидов составляем
пропорцию:
880 нуклеотидов составляют 22 %
Х нуклеотидов составляют 56 %
56 % х 880
Х = ————— = 2240 нуклеотидов (Т + А);
22 %
Т = А = 2240:2 = 1120 нуклеотидов.
Всего А + Т + Г + Ц = 880 +880 + 1120 + 1120 = 4000 нуклеотидов.
4) Для определения длину ДНК узнаём, сколько нуклеотидов содержится в одной цепи: 4000:2 = 2000.
5) Вычисляем длину одной цепи 2000 х 0, 34 нм = 680 нм, такова длина всей молекулы ДНК.
Ответ: а) Г = Ц = 880; А = Т = 1120; б) 680 нм.
________________________________________________
4. Выполните следующие задания.
I вариант:
В молекуле ДНК обнаружено 600 адениловых нуклеотидов, которые составляют 12,5 % от общего количества нуклеотидов этой ДНК. Определите: а) сколько содержится других нуклеотидов (по отдельности) в этой молекуле ДНК; б) какова длина ДНК.
Найти:
количество Т
количество Г
количество Ц
длину ДНК
Дано:
количество А = 600
% содержание А = 12,5 %
| II вариант:
В молекуле ДНК обнаружено 300 цитидиловых нуклеотидов, которые составляют 15 % от общего количества нуклеотидов этой ДНК. Определите: а) сколько содержится других нуклеотидов (по отдельности) в этой молекуле ДНК; б) какова длина ДНК.
Найти:
количество Т
количество Г
количество А
длину ДНК
Дано:
количество Ц = 300
% содержание Ц = 15 %
| III вариант:
В молекуле ДНК обнаружено 800 гуаниловых нуклеотидов, которые составляют 40% от общего количества нуклеотидов этой ДНК. Определите: а) сколько содержится других нуклеотидов (по отдельности) в этой молекуле ДНК; б) какова длина ДНК. Найти:
количество Т
количество А
количество Ц
длину ДНК
Дано:
количество Г = 800
% содержание Г = 40 %
| IV вариант:
В молекуле ДНК обнаружено 240 тимидиловых нуклеотидов, которые составляют 20% от общего количества нуклеотидов этой ДНК. Определите: а) сколько содержится других нуклеотидов (по отдельности) в этой молекуле ДНК; б) какова длина ДНК. Найти:
количество А
количество Г
количество Ц
длину ДНК
Дано:
количество Т = 240
% содержание Т = 20 %
|
| _____________ Работайте в паре.
Внимательно изучите решение биологической задачи.
_____________ Работайте самостоятельно в рабочей тетради.
Правильный ответ – 5 баллов.
| УЭ – 4
| I. Подведение итогов урока.
1. Прочитайте цель урока.
________________________________________________
2. Достигли ли Вы поставленной цели? В какой степени?
________________________________________________
5. Проверьте и оцените свою работу на уроке:
если по итогам урока вы набрали 28 – 30 баллов, то получаете оценку «5»;
25 – 27 баллов – оценка «4»; 22 – 24 баллов – оценка «3»;
менее 22 баллов – оценка «2».
________________________________________________
II. Домашнее задание:
Если получили оценку «5» - освобождаетесь от задания;
если испытывали затруднения, допускали ошибки, поработайте ещё по учебно-тематической карте.
| Индивидуально _____________
_____________
Ваша оценка за урок ______.
_____________
| |