Рабочая программа по биологии – 10 класс (1 час в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень), (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов. Базовый уровень (авторы Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И) (Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 кл. - М: Дрофа, 2005) и Программы 5—11 классы : программы для обще- образоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника / авт.-сост. Г. М. Пальдяева. — М. : Дрофа, 2009 , полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации Т.А.Козловой по использованию учебника А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. 10 – 11 классы», допущенное Министерством образования Р.Ф. и опубликованные издательством «Дрофа» в 2009 году.
Изучение биологии в средней школе продолжается по 3 варианту концентрической программы (автор В.В.Пасечник), которая является логическим продолжением программы по биологии основной школы. Таким образом, соблюдается преемственность в изучением биологии между основной и средней (полной) школой.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках — уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи — отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы».
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Рабочая программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно – ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют
цели и задачи обучения по биологии на ступени среднего (полного) общего образования:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке (клеточная теория, законы генетики, клонирование, генная инженерия); роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения важнейших достижений биологии; сложных и противоречивых путей развития современных научных знаний, идей, теорий в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности собственному здоровью и здоровью других людей; обоснование и соблюдения мер профилактики заболеваний;
При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.
Применена чаще всего используемая в практике обучения биологии типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками на самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации.
Используются индивидуальные, фронтальные и групповые формы работы, семинары, диспуты.
Глубокому усвоению знаний способствуют организация работы с цифровыми образовательными ресурсами (Лабораторный практикум. Биология.»1 С «и «Дрофа»), научно-популярной литературой, система повторения и закрепления, разработанная с учётом индивидуальных особенностей школьников.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной и авторской (В.В.Пасечника) программой. Лабораторные и практические работы, являющиеся этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные и практические работы, рассчитанные на весь урок, оцениваются в обязательном порядке.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки – зачеты.
Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
В соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта на изучение курса биологии в 10 классе отводится 35 часов и из вариативной части школьного плана добавлено 35 часов. Всего на изучение биологии по школьному учебному плану в 10 классе отведено 70 часов, поэтому рабочая программа соответственно скорректирована. Таким образом, появляется возможность для более глубокого и полного изучения программного материала; увеличения времени для проведения лабораторных и практических работ, опытов и наблюдений; организации экскурсий в природу; проведения обобщающих уроков и уроков контроля знаний:
при изучении темы «Строение клетки» добавлен материал обобщающего характера «Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов», позволяющий логически завершить тему и являющийся вопросом подготовки к ЕГЭ;
авторская программа предполагает изучение материала «Вирусы» отдельной темой, в завершении изучения раздела 2 «Клетка»; логично же изучить данный материал после рассмотрения строения клеток эукариот и прокариот, т.е. в теме 2.3. Строение клетки;
в тему 2.2. «Химический состав клетки» добавлена лабораторная работа «Каталитическая активность ферментов в живых тканях», не указанная в авторской программе, но предусмотренная Примерной программой и позволяющая на практике проследить роль белков – ферментов в процессах жизнедеятельности клеток (выполняется дома);
в тему 2.2. «Химический состав клетки» добавлена лабораторная работа «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительной клетке», не указанная в авторской программе, но предусмотренная Примерной программой и позволяющая опытным путем выявить основные функции цитоплазмы (данная работа не оценивается, так как идёт повторение навыков работы с микроскопом и изготовление микропрепаратов, которые учащиеся получили в основной школе.);
в тему 2.3. «Строение клетки» добавлена лабораторная работа «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука», не указанная в авторской программе, но предусмотренная Примерной программой и позволяющая опытным путем выявить основные функции наружной клеточной мембраны (данная работа не оценивается, так как идёт повторение навыков работы с микроскопом и изготовление микропрепаратов, которые учащиеся получили в основной школе.);
тему 2.4. «Реализация наследственной информации в клетке» логично перенести в раздел 3 «Организм» и рассматривать в теме 3.5. «Наследственность и изменчивость, так как вторая непосредственно связана с первой и является её логическим продолжением;
в тему 2.4. «Реализация наследственной информации в клетке» добавлен учебный материал «Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме», позволяющий получить дополнительную информацию о закономерностях процесса биосинтеза белка в клетке;
Материал темы 3.1. «Организм — единое целое. Многообразие живых организмов» целесообразно рассмотреть после изучения материала о размножении и развитии живых организмов;
в теме 3.5. «Наследственность и изменчивость» выделены отдельные часы для отработки умений решения генетических задач, так как в части С ЕГЭ требуется решить задачи на использование генетических закономерностей различной степени сложности;
в тему 3.5. «Наследственность и изменчивость» добавлен учебный материал «Взаимодействие неаллельных генов», «Цитоплазматическая наследственность», «Генетическое определение пола», позволяющий более полно раскрыть содержание темы;
в тему 3.5. «Наследственность и изменчивость» добавлена лабораторная работа № 7 «Модификационная изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой», позволяющая на практике проследить закономерности ненаследственной изменчивости; на примере комнатных растений проследить статистические закономерности наследования признаков, роль факторов внешней среды при формировании признаков организма;
последним уроком запланирована экскурсия в природу «Многообразие живых организмов, их взаимодействие друг с другом»;
Авторская программа в большинстве случаев предусматривает слишком объемные названия темы урока, которые сложно записать в классный журнал. Рационально сократить основную тему урока до лаконичного и логически законченного варианта, а дополнительную информацию оставить в календарно – тематическом планировании, выделив соответствующим образом (курсивом).
В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы:
Распределение учебного материала по темам и часам:
№ п/п
| Название темы (раздела)
| Количество часов по программе В.В.Пасечника
| Количество часов по рабочей программе
| 1
| РАЗДЕЛ 1 Биология как наука. Методы научного познания
| 4
| 3
| 2
| РАЗДЕЛ 2 Клетка
| 10
| 10
| 3
| РАЗДЕЛ 3 Организм
| 19
| 20
| 4
| Резерв времени
| 2
| 1
| 5
| Обобщающие уроки по курсу
| -
|
|
| Итого
| 35
| 35
| В рабочей программе предусмотрено использование 1 часа резервного времени для проведения итоговых обобщающих уроков, позволяющих обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии в 10 классе.
УМК для учащихся
А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В. В.Пасечник Общая биология 10-11 классы - М.: Дрофа, 2009.
Т.В.Иванова. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение,2002
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения биологии на базовом уровне в 10 классе ученик должен
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
пп
| Раздел, тема
| Количество часов по программе В.В.Пасечника
| Количество часов по рабочей программе
| В том числе лабораторных работ
| В том числе практических работ
|
| РАЗДЕЛ 1 Биология как наука. Методы научного познания
| 4
| 3
| -
| -
| 1
| Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии
| 2
| 1
| -
| -
| 2
| Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи
| 2
| 2
| -
| -
|
| РАЗДЕЛ 2 Клетка
| 10
| 10
| 5
| 1
| 3
| Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория
| 1
| 1
|
|
| 4
| Тема 2.2. Химический состав клетки
| 4
| 4
| 2
| -
| 5
| Тема 2.3. Строение клетки
| 3
| 3
| 3
| 1
| 6
| Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке
| 1
| 1
| -
| -
| 7
| Тема 2.5. Вирусы
| 1
| 1
| -
| -
|
| РАЗДЕЛ 3 Организм
| 19
| 20
| 3
| 5
| 8
| Тема 3.1. Организм — единое целое. Многообразие живых организмов
| 1
| 1
|
|
| 9
| Тема 3.2. Обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов
| 2
| 2
| -
| -
|
|
|
|
|
|
| 10
| Тема 3.3. Размножение
| 4
| 4
| -
| -
| 12
| Тема 3.4. Индивидуальное развитие организма (онтогенез)
| 2
| 2
| 1
| -
| 13
| Тема 3.5. Наследственность и изменчивость
| 7
| 8
| 2
| 4
| 14
| Тема 3.6. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология
| 3
| 3
| -
| 1
| 15
| Обобщение
| -
| 1
|
|
| 16
| Резерв времени
| 2 часа
| 1 часа
|
|
|
| Итого
| 35 часов
| 35 часов
| 8
| 6
| |