| Предмет, класс | Биология,8 класс
|
| Учитель
| Михайлова Т.А.
|
| Тема урока,
№ урока по теме
| Роль кожи в терморегуляции организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе
Урок № 42
|
| Место проведения урока
| Кабинет биологии
|
| Тип урока
| Комбинированный
|
| Формы организации учебной деятельности
| Фронтальная, индивидуальная и групповая
|
| Методы обучения
| Проблемная ситуация, репродуктивные, частично-поисковые, работа с текстом, иллюстративные
|
| Технология
| Технология развития критического мышления
|
| Приемы
| Анализ, синтез, обобщение, приемы: Кластера, Инсерт.
|
| Оборудование
| Компьютеры, проектор, таблица «Кожа», карточки с заданиями, флешка, спирт 40, пипетки, химические стаканчики
|
| Актуальность использования средств ИКТ
| Более эффективное достижение общеобразовательных целей;
Усиление мотивации обучения.
|
| Цели урока
| образовательные
| развивающие
| воспитательные
|
| Кокретизировать знания о строении кожи.
Сформировать знания о коже, как органе теплоотдачи.
Сформировать знания о нарушениях терморегуляции и умения оказывать первую помощь.
| Продолжить развитие умений самостоятельно работать с текстом, рисунками, анализировать, делать выводы.
Развивать умение устанавливать взаимосвязь между физической работой и терморегуляцией организма.
Развивать умение устанавливать взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека.
| Прививать бережное отношение к своему здоровью
Заниматься закаливанием организма.
|
| Задачи урока
| Познакомиться с ролью кожи как органа теплоотдачи
Раскрыть условия сохранения постоянства температуры тела
Выяснить механизм теплорегуляции
Выяснить взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека
Научиться оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе.
|
| Планируемые результаты
| Уметь применять знания о теплорегуляции, методах закаливания умение оказывать 1-ю помощь при тепловом и солнечном ударе
|
| Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)
| Ресурсы сети Интернет. Презентация, выполненная учителем средствами
MS Power Point
|
| Необходимое аппаратное и программное обеспечение
| Выход в Интернет при подготовке к уроку и во время урока, компьютер, программное средство Power Point проектор
|
| Образовательные ресурсы Интернет
| http://files.school-collection.edu.ru/.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этап | Цель | Длитель-ность | Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Форма организации деятельности учащихся | Функции преподавателя на данном этапе | Основные виды деятельности преподава-теля | Промежу-точный контроль |
Этап 1 Организационное начало урока.
| Проверка отсутствующих Проверка классного помещения Проверка учащихся на рабочих местах Установка внимания | 1мин. | _ | Проверяют свою готовность к уроку | Организация успешного начала урока
| Концентри-рует внимание детей на предстоящей деятельности Распределе-ние учащихся по группам | - |
| Проверка домашнего задания по теме: «Кожа. Строение и функции» | 4мин. | Работа с презентацией «Строение и функции кожи» Сл. № 7, 9,10 Сл. № 12
| Индивидуальная работа по карточкам, работа на компьюторе Взаимопроверка
Самооценка Рефлексия
(слайд12)
| Обеспечение дидактического материала, компьютера. Оценивание работы учащихся
| Корректирует работу в группах, ведет индивидуаль- ный опрос у доски | _ |
Этап 2 Актуализация знаний Вызов
| Подвести учащихся к осознанию вопроса о терморегуляции кожи | 2 мин. | Работа с компьютером Презентация (слайд 13)
| Формулирова-ние темы и цели урока
| Информация о «золотом мальчике»
| Концентри-рует внимание детей на предстоящей деятельности | |
Информация о «золотом мальчике» | В 1646 году в Италии в замке герцога Л. Моро состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик», олицетворявший «золотой век». Тело его было покрыто сплошь краской. Вскоре про него забыли, и он всю ночь провел на каменном полу зала. Краска вызвала расширение кожных кровеносных сосудов. Он потерял много тепла и вскоре умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Предложите свои варианты объяснения этого случая. |
Этап 3 Подготовка учащихся к восприятию нового материала
| Установить связь между сформулированной ученической целью урока, задачами урока, практической значимостью материала, подлежащего изучению и учебной проблемой | 5 мин. | «Корзина предложений» Работа в группах
| Слушают рассказ учителя, отвечают на проблемный вопрос». | Ознакомление учащихся с новым материалом, постановка проблемы.
| Ставит проблемный вопрос : «Почему температура тела постоянная?». Знакомит учащихся с новым материалом.
| Обсужде-ние проблем-ного вопроса. |
| | | | |
|
| |
Этап 4 Осмысление | Умение работать с текстом учебника. (Прием Инсерт)
Развитие коммуникативных способностей
Учение правильно выражать мысли. Самооценка. Взаимооценка
| 8 мин. | Работа с текстом учебника
параграф 43
(слайд15) Задания:1.Роль кожи в процессе терморегуля-ции.
2.Если все органы
выделяют тепло, то почему человек до сих пор не сгорел?
3.Как достигается постоянная температура тела?
4.Почему повышается температура тела при болезнях и зачем ее необходимо понижать
| Выполняют работу в группах по заданиям. Модератор высказывает мнение группы по заданиям в бортовом журнале отмечает активность ребят.
| Слушает ответы учащихся
Объясняет понятия: терморегуляция, теплоотдача, теплообразова-ние
Вместе с учащимися составляем схему теплорегуляции (Прием Кластера).
Объясняет механизм теплорегуля-ции.
| Консульти-рует, координирует групповую работу. Задает вопросы на усвоение материала.
|
|
Первичная проверка
Опыт. Испарение спирта с поверх-ности кожи
| Умения работать с текстом, выделять главное, отвечать на вопросы, работать в группе. Выяснение понимания материала темы. Выяснение понятий: теплоотдача, теплоизлучение, потоиспарение, теплообразование,
Теплорегуляция
Выяснить механизм олаждения кожи при испарении спирта.
Уметь применять законы физики в биологии, использовать межпредметные связи.
| .3мин.
2 мин.
| Слайд15.
Тест теплорегуляция
Первичная проверка http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b82d187a-3335-4084-b8d1-4b3317b448a9/%5BBIO8_08-43%5D_%5BQS_05%5D.html
теlocalhost/C:/Documents%20and%20Settings/Admin/Рабочий%20стол/КОЖА/[BIO8_08-43]_[QS_05].htmlст Теплорегуляция
| Отвечают на вопросы и задания
Проводят опыт.
Капнуть на тыльную сторону ладони 1-2 капли спирта. Что ощущаете? Почему? Объясните ощущения.
| Справка:
1.За сутки человек выделяет столько тепла, что его хватит довести до кипения 33 литра ледяной воды. Во сне за 1 час расходуется 4,2 кДж на 1 кг массы тела
1.Откуда берется столько энергии?
2.Куда излучается энергия?
2.22% - испарение легкими и кожей
44% излучение
3%- нагревание выделяемых веществ
31% теплоотдача с поверхности кожи. Объясняет технику безопасности при работе со спиртом.
Корректирует работу учащихся.
| Проверяет усвоение материала, умение учащихся высказывать мнения, дополняет ответы учащихся: 1.Теплообразо-вание 2.Теплоотдача
3.Потоиспаре-ние(см.ниже)
Проверяет ответы ребят, слушает комментарии ответов учащихся
Дополняет ответы учащихся. объясняет процессы.
| |
Проверка усвоения механизма терморегуляции
| Провести контроль усвоения темы «Теплорегуляция» и умения учащихся применять знания в практической жизни
| 2 мин.
|
| Заполняют таблицу (см. (Приложение 2«) по группам: Горячий душ, – Холодный душ. Взаимопроверка.
| Предлагает учащимся заполнить таблицу (см. Приложение 2)
|
| |
Теплообразова-ние | Синтез АТФ и окисление органических веществ в митохондриях, энергетический обмен в клетках печени, в мышцах. | |
Теплоотдача: | Теплопроведение, теплоизлучение, потоиспарение, участие кровеносных сосудов.
: теплопроведение – это при контакте с холодными телами тело быстро охлаждается – происходит переохлаждение внутренних органов; теплоизлучение – потеря тепла в виде инфракрасных лучей;
- | |
Потоиспарение | 270 -2700л воды за сутки испаряется, если температура воздуха выше температуры тела;
при низкой влажности и влагопроницаемой одежде. В условиях высокой влажности испарения пота затруднено. Во влажных тропиках и парных банях возможно перегревание организма. Риск возрастает, если одежда влагонепроницаема. Благодаря терморецепторам кожи изменяется просвет кровеносных сосудов – приспособление к условиям среды.
| |
Рефлексия | | |
| Знал Не знал
Узнал
|
| | |
.Этап 5 Усвоение новых знаний.
| Выделить в содержании урока наиболее важное, основные идеи, понятия и акцентировать на них внимание учеников Выяснить понятие «закаливание» «тепловой и солнечный удар»
Способы закаливания.
Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Выяснить практическое применение знаний по терморегуляции и закаливанию организма.
| 6 мин. | http://files.school
#Первая помощь при тепловом и солнечном ударе
Слайд 16.
| Отвечают на вопрос учителя Сообщения учащихся о способах закаливания, первой помощи при нарушении теплорегуляции,предложения о новых способах закаливания. Выяснение главного правила закаливания: «Осторожность, постепенность, регулярность».
Демонстрация одежды из разных видов ткани и объяснение их применения.
| Мотивирует учащихся на восприятие материала.
.Вопрос: К чему приводит попеременное включение холодного и горячегодуша?
Ознакомление учащихся с новым материалом, постановка проблемы
| Ставит проблемный вопрос, знакомит учащихся с новым материалом, корректирует объяснения учащихся.
| Обсужде-ние |
Закрепление знаний | Устранить выявленные у учащихся пробелы в понимании нового материала
| 3 мин |
| Выполняют проверочный тест (Приложение1 )
| Организация работы с ресурсами
| Координирует индивиду-альную работу
| Промежуточное тести-рование. |
Этап 6 Рефлексия | Подведение итогов урока | 2 мин. | | Участвуют в обсуждении успешности достижения цели Знал
Хотел знать
Узнал
| Обеспечение адекватной оценки собственной деятельности учащихся | Организует анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспекти-ву последующей работы | _Выводы:
|
Выводы | | 2 мин. | 1.Кожа – орган теплорегуляции.
2.Регуляция постоянства температуры тела и обмен веществ осуществляются центральной нервной системой (центр терморегуляции находится в промежуточ-ном мозге) и гуморально.
3.Закаливание необходимо проводить для укрепления здоровья человека, но при этом учитывать его индивидуальные особенности и соблюдать правило: «Осторожность, постепенность,
регулярность»
4.Для предупреждения теплового и солнечного удара соблюдать правила приема соблюдать правила приема солнечных и воздушных масс. 5.Подбирать одежду из натуральных тканей, влаго- и воздухопроницаемую, по сезону. |
Этап 7 .Информация о домашнем задании |
| 2 мин.
| Установить соответствие вида д / з цели урока. Обеспечить дифференцированный подход и психологический настрой учащихся. ( параграф 43.). Выполнить задания по закаливанию организма. |
Итого
| 40 мин.
|