Скачать 76.72 Kb.
|
Блок тем: интеграция музыки в медицину. Тема: Ритм и мелодия влияют на здоровье человека. Урок начинается с упражнения «дышим правильно». Когда мы вдыхаем воздух, диафрагма сокращается и опускается вниз (живот в это время выдвигается вперёд). На выдохе диафрагма расслабляется и поднимается вверх, а живот подтягивается. При таком вдохе объём лёгких увеличивается и вдыхаемый воздух получает возможность дойти до нижних отделов лёгких, в которых находится наибольшее количество кровеносных сосудов. Газообмен в лёгких усиливается, лёгкие работают более эффективно. Это сразу становится заметно людям болеющим бронхиальной астмой, пневмосклерозом, хроническим бронхитом - у них повышается выносливость и гораздо реже напоминает о себе одышка. И вообще, у всех кто начинает дышать подобным образом, значительно улучшается самочувствие. Происходит это вследствие того, что сокращения и расслабления диафрагмы, а также "выпячивание" и подтягивание живота (так называемой "брюшной стенки"), производят массаж наших внутренних органов, в котором те очень нуждаются. В самом начале этого сообщения я уже сказала, что все вокалисты пользуются диафрагмальным типом дыхания. "ДЫШАТЬ ПРАВИЛЬНО", это значит - НЕ БОЛЕТЬ и быть всегда БОДРЫМИ, ВЕСЁЛЫМИ и КРАСИВЫМИ! Раз я начала говорить и применять медицинские термины, то давайте попробуем сформулировать тему урока. 1000 лет существует музыка. К ней, как к солнечному свету тянутся люди, животные и даже растения. И сегодня этот музыкальный урок дарит вам тепло и свет, искренность и чистоту. Сели удобно, комфортно, а мелодия и ритм приветливо позаботятся о вашем душевном состоянии. Попробуем разобраться в основном вопросе, и для этого обращаем внимание на рубрики: Что такое музыка? Музыкальная терапия. Личность и деятельность слушателя музыки Будьте здоровы, пожалуйста! Цель: определить, какие ритмы и мелодии положительно влияют на человека, какие отрицательно. Задачи: Раскрыть понятие музыка через мысли выдающихся личностей. 2. Изучить процесс деятельности слушателя. 3. Показать целительные свойства музыки через музыкальную терапию. 4. познакомиться со схемой аутогенной тренировки Слайд 5. Музыкотерапия. К комплексной терапии можно отнести пение. Как известно, это и искусство дыхания. Легче переносятся ОРЗ и бронхолегочные заболевания, корректируется эмоциональный настрои. Произведём распевку. И,Э,А,О,У,Е,И. На пианино на одном звуке, потом под запись распевки. М и Н в целом на весь организм. И влияет на мозг и слух. Е - на горло. О - на сердце, У - на живот, диафрагму, стимулирующую венозный отток из брюшной полости. Следовательно, являясь стимулятором сердца. А - на конечности. Слайд 6. Вывод. ВЫВОД: музыкальная гимнастика осуществляет оздоровительную гармонию, а пение дополняет комплексные упражнения. Звучит песня: «Я хочу увидеть музыку». Слайд 5. Давайте обратимся к выдающимся людям, что они говорят о мелодии и ритме? - «Музыка – одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека», - писал Д. Д. Шостакович - «Музыка – тот язык, на котором Бог разговаривает с людьми. До конца эта великая тайна не будет разгадана никогда». Н. Правдина – специалист по позитивной психологии. - «Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет» нем. поэт Л. Тик. Работа в группах. Ответить на три вопроса. Группа. 1. На примере музыки Шумана сформулируйте, что такое серенада с. 64 2. С чем сравнивается музыка Моцарта? С.68. 3. Как назвал Рубинштейн Моцарта? С.69 звучит Моцарт «ночная серенада, симфонический оркестр. Подумайте и скажите, какое музыкальное средство преобладает в музыке Моцарта? Серенада это песня о любви, преобладают чувства – средство мелодия. Давайте вспомним, как мы можем любить, радоваться и восхищаться? Закрыли глаза и…(звучит Моцарт «ночная серенада» на ксилофонах) Прозвучала музыка Моцарта в исполнении ансамбля ксилофонистов. А инструменты как называются? - Ксилофоны. Это ударный инструмент, поэтому здесь приоритетное место делят уже два средства музыки. Какие? Мелодия и ритм. Какое музыкальное средство здесь явно выражено? Ритм, так как ударные инструменты. Слайд 8. Итог про Моцарта. Какой главный инструмент предназначен для исполнение серенады, кто-нибудь знает? Нет?! Тогда мы обратимся за помощью к учебнику, на стр. 64, назовите инструмент для исполнения серенады? Гитара. Сейчас Вы услышите произведение на гитаре. А теперь задание: определите, какое средство здесь на первом месте воспринимается на слух?. Звучит «Ритмичный этюд». Слайд 9. О ритме в органах, ритм музыкальных инструменты. Слайд 10. Личность и деятельность слушателя музыки. Восприятие музыкального ритма
Слайд 11. наушники. Опросы шестиклассников. Диаграммы. Какую музыку вы любите слушать? Какую музыку вы любите петь? Нравиться ли вам классическая музыка? Нравиться ли инструментальная музыка? Нравиться эстрадная музыка? Нравятся другие направления? Беспорядочность ритма Момент резонанса. Резонанс – явление резкого возрастания амплитуды. А причина — совпадение внешней (возбуждающей) частоты с внутренней (собственной) Лица со слабой нервной системой будут гораздо глубже чувствовать и переживать содержание музыкальных произведений.
Слайд 12. Русскими учеными Сеченовым, Боткиным и Павловым была открыта следующая зависимость - с помощью музыки можно регулировать дисинхронные ритмы, появляющиеся в мозгу при стрессе. При мелодичных звуках сердце сразу начинает «вслушиваться»: пульс замедляется, артериальное давление падает, сосуды расширяются. А ритмы отрицательные ритмы заставляют сердце испуганно встрепенуться и заторопиться. Слайд 13. Отрицательные ритмы. При сочетании большой силы звука, низкой частотности и жесткого ускоренного ритма со световыми вспышками частотой 6-25 Гц в организме происходят необратимые процессы: - происходит выделение в организме стрессгормонов, которые уничтожают в мозгу часть информации, в результате чего происходит деградация личности; Российские ученые зафиксировали следующее: после 10-минутного прослушивания тяжелого рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения. А японские журналисты в крупнейших рок-залах Токио произвольно задали зрителям всего три простых вопроса: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?» и «Какой теперь год?» И ни один из опрошенных не ответил на них. - вызывается резонанс клеточных структур организма, в результате чего возникает состояние, аналогичное приему наркотиков или алкоголя; - происходит перебивание пульса человеческого сердца и рассогласование работы нервной системы и эндокринных желез; - происходит повреждение внутренних органов, кровоизлияния, отеки, артриты; - оказывается отрицательное воздействие на центральную нервную систему. Группа “Пинк Флойд” сумела разрушить мост в Шотландии. А концерт этой группы на открытом воздухе привёл к тому, что в соседнем озере всплыла оглушённая рыба. Однообразные, пульсации басов в ритме «Дельта», совпадающей с частотой "дельта-волн" головного мозга, которые бывают в состоянии сна, глубокого транса и комы, присущие клубной, дискотечной техно-музыке, изменяют ритмы мозговой деятельности. Итальянские ученые пришли к заключению, что музыка в стиле «Хаус» способствует временному возникновению импотенции. Проблемная ситуация: ученик, твой друг попал в такое состояние – эмоциональное, как поступить - группы решают. Слайд 14. Чтобы вывести человека из того или иного эмоционального состояния, необходимо сначала дать ему прослушать мелодии, соответствующие этому настроению, затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желаемой переменой. Рекомендуется последовательно прослушивать 2—3 специально подобранных комплекса, состоящих из трех произведений, вызывающих сходную реакцию. Слайд 15. Успокаивающие варианты тренировки
Слайд 16. Воспользуйтесь рекомендациями психолога В. Братанич и, возможно, вам легче будет справиться со своими недугами. От гипертонии хороши ноктюрн ре-минор Шопена и концерт ре-минор для скрипки Баха. При депрессии слушайте элегии, ноктюрны, колыбельные - такая музыка возвращает в безмятежное детство. Слайд 17. От головной боли слушать «Венгерскую рапсодию» Листа, Успокоиться помогут «Колыбельная» Брамса, «Свет Луны» Дебюсси, «Аве Мария» Шуберта, Для снятия раздражительности и озлобленности подойдут «Лунная соната» Бетховена 18. Музыка лечит душу и тело человека Поднять настроение поможет песня- ритмично-мелодичная. Песня Бьют там-тамы Песня «Остров мечты» Всё выше изложенное говорит о том, что музыка обладает целительными свойствами. Рефлексия : мясорубка , чемодан и мусорка . Вешаю в классе - в конце урока ребята могут просто положить бумажку , а если делились на группы - то карточки - к той картинке , которую выбирают. Оговариваю правило заранее : ЧЕМОДАН - беру знания ,полученные на уроке с собой в жизнь МЯСОРУБКА - надо еще подумать над проблемой урока МУСОРКА - выброшу , мне эти знания не пригодятся Интернет источники. http://mp3sort.com/ |