Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 64.97 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.02.2014
Размер64.97 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок

Урок биологии для 6-го класса по теме

«Питание. Почвенное и воздушное питание растений»


Глазырина Галина Викторовна, учитель биологии, к.б.н., доцент

Задачи урока.

  1. Раскрыть содержание понятия “питание”, особенности минерального (почвенного) питания и его значение для жизни растений.

  2. Познакомиться с процессом образования органических веществ (фотосинтез), узнать условия их образования.

  3. Продолжить формирование умений узнавать ткани и органы растительного организма на слайдах, рисунках, работать с учебником.

  4. Научить правильному уходу за растениями.

Оборудование. Листья комнатных растений, микроскоп, проектор.

Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, элементы лабораторно- исследовательской деятельности.

Методы: проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала; эвристическая беседа; аудиовизуальные; наглядные (иллюстративные, демонстративные).

Основные биологические понятия урока. Минеральное (почвенное) питание, корень, стебель, лист; корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, фотосинтез, устьица, основная ткань листа.

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент. 

Проверка организованности и готовности обучающихся к уроку.
II. Актуализация изученного материала. Введение в новый раздел.

1. Актуализация знаний (биологическая разминка - показ слайда).

Слайд №3. “Строение корня”

- Какие вещества входят в состав растения?

- Какие минеральные вещества знаете и как они поступают в растение?

- В чем отличие минеральных удобрений от органических?

- Как организмы получают основные химические элементы, из которых построено их тело?

- Чем питание растений отличается от питания других организмов? Что такое питание?

- Какие функции выполняет корень? Что такое корневой волосок? Каково его значение? (СЛАЙДЫ № 4, 5)

2. Постановка познавательной задачи.

3. Сообщение ученика по теме “Питание растений”. (СЛАЙД № 6)

Питание – процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах – световой, химической, тепловой, электрической, механической и т.д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя – в тепловую. Энергию можно определить как способность совершать работу. Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами. Без притока энергии в растения, не могут осуществляться жизненно важные процессы в клетках, тканях и в организме в целом. Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя (рассказ с элементами беседы).

Типы питания живых организмов – автотрофы, гетеротрофы (записываем схему). (СЛАЙД № 7)

2. Особенность питания растений. Работа с учебником (параграф 27-28, с.102).

Ученики изучают текст на с. 99 и отвечают на вопросы (работа учебником) (СЛАЙД № 8)

- Что такое пищеварение, почему его нет у зеленых растений?

- Почему корневых волосков на 1 мм2 поверхности насчитывается десятки и сотни?

- В чем значение минеральных подкормок растений?

- Почему по отношению к удобрениям и воде не подходит поговорка: “Кашу маслом не испортишь”?

-Почему растения нельзя поливать холодной водой?

3. Обобщение знаний по изученному фрагменту темы (ответ ученика).

Почва, которая используется человеком для выращивания культурных растений, требует восстановления состава, т.к. питательные вещества выносятся растениями и почва «истощается, утомляется». Поэтому человек применяет минеральные и органические удобрения. Их вносят почву в разное время – до посева, одновременно с ним или после посева в виде подкормки. Удобрения восстанавливают и повышают плодородие почвы, улучшают минеральное питание в течение жизнедеятельности растений.

Корень, стебель и лист связаны непрерывной системой проводящих пучков, в которых есть сосуды. По сосудам, как по трубам, вода и растворенные в ней минеральные соли поднимаются из корня в лист, где вместе с углекислым газом они участвуют в образовании органических веществ.

Вывод: почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков - зоны всасывания корня. (СЛАЙД № 9)

Постановка вопроса урока. А что же такое воздушное питание растений? (СЛАЙД № 10)

Условия образования органических веществ (рассказ, работа с опорной схемой, составление характеристики по опорной схеме, работа с микроскопом – рассматриваем строение листа).

Фотосинтезэто процесс, в котором зеленые растения из неорганических веществ (углекислого газа и воды) с использованием энергии солнечного света образуют органические вещества – углеводы. (СЛАЙД о№11). В этом процессе зеленые растения улавливают энергию солнечного света и преобразуют ее в энергию химических связей, которая доступна для всех организмов. Воздушное питание за счет фотосинтеза поддерживается корневым питанием.

Посмотрим, какие условия необходимы для процесса фотосинтеза?

1-е условие фотосинтеза: наличие хлоропластов. (СЛАЙД № 12).

2-е условие фотосинтеза: наличие углекислого газа, поступающего через устьица из воздуха.

3-е условие фотосинтеза: наличие воды (поступает из почвы).

4-е условие фотосинтеза: наличие света. (СЛАЙД № 13)

Хлорофилл - это Прометей, который выкрал огонь с небес и подарил людям”. К.А.Тимирязев

4. Продукты фотосинтеза зеленых растений (обсуждение, связь с практическим значением органических веществ для питания). (СЛАЙД № 13). Выделенный в процессе фотосинтеза кислород используется всеми живыми существами для дыхания. Продуктивность фотосинтеза зависит от факторов внешней среды: от загрязнения атмосферного воздуха и почвы. Поэтому сохранение зеленых растений на планете,обеспечение нормальных условий для их воздушного питания – важная задача, стоящая перед человечеством.

IV. Закрепление изученного материала (работа с дифференцированными разноуровневыми заданиями, схемами).

-Типы питания (дифференцированное закрепление изученного материала). (СЛАЙД № 14)

- Какие вещества необходимы растению для нормальной жизнедеятельности?

- Откуда они поступают в процессе питания?

- У растений различают: почвенное (минеральное) и воздушное (фотосинтез) питание.

(СЛАЙД № 15)

(СЛАЙД № 16)

 

Составление схемы “Питание растений”. (СЛАЙД № 17)

ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ

 

ВОЗДУШНОЕ ПИТАНИЕ

КОРЕНЬ

ОРГАН

ЛИСТ

ВСАСЫВАЮЩАЯ

ТКАНЬ

ОСНОВНАЯ

КОРНЕВЫЕ ВОЛОСКИ

КЛЕТКИ

СТОЛБЧАТЫЕ

-------

СТРУКТУРЫ

ХЛОРОПЛАСТЫ

ВОДА И МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ

ВЕЩЕСТВА

ОРГАНИЧЕСКИЕ (ГЛЮКОЗА)

(СЛАЙДЫ № 17, 18,19)

V. Этап контроля. Дифференцированная самостоятельная работа. По окончании работы происходит взаимопроверка обучающихся с помощью данных ключей.

Минимальный уровень

1. Выберите правильные утверждения:

  1. Органические вещества растение получает при стеблевом питании.

  2. Минеральные вещества растение получает при воздушном питании.

  3. Клетки корневого чехлика недолговечны.

  4. Поступление воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.

  5. Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной.

  6. Внесение удобрений в почву называется подкормкой.

  7. При недостатке микроэлемента –магния нарушается образование хлоропластов и хлорофилла.

  8. Лист – единственный орган растения, в котором происходит фотосинтез.

  9. Питание растений, основанное на фотосинтезе, называется воздушным.

  10. Устьичные клетки не имеют хлорофилла.

  11. Процесс поглощения углекислого газа, воды и минеральных солей называется питанием.

  12. Стержневая корневая система имеет один корень.

2. Докажите, что луковица видоизмененный побег.

Ключ: правильные утверждения: 3, 4, 6,7,8,9,11,12.
Повышенный уровень

1. При дыхании корни поглощают:

а) кислород; б) воду; в) углекислый газ;

г) растворенные минеральные вещества.

2. В поглощении воды и минеральных солей участвует:

а) зона деления; б) зона роста;

в) зона всасывания; г) зона проведения.

3. Органическое удобрение:

а) навоз; б) зола; в) селитра; г) мочевина.

4. Почка – это:

а) зачаточный побег; б) зачаточные листья;

в) видоизмененный побег; г) видоизмененные листья.

5. Клубень – это:

а) плод; б) видоизмененный побег; в) корень; г) часть побега.

6. Вегетативные органы:

а) семена; б) плоды; в) корни и побеги; г) цветки.

7. Фотосинтез происходит:

а) только на свету; б) в темноте; в) только осенью; г) только ночью.

8. Стержневая корневая система имеет:

а) один корень; б) много корней;

в) много придаточных корней; г) главный и боковые корни.

9. Придаточные корни:

а) развиваются из корешка зародыша;

б) отрастают от стебля;

в) развиваются на главном корне;

г) отрастают от боковых корней.

Ключ: правильные утверждения:1. а,.2.в.,3.а,б,, 4.а, 5.б, 6.в, 7.а, 8.а. 9.б.

VI. Домашнее задание. Параграф 27-28, стр.101, подготовить сообщение о минеральном и органическом питании растений.

VII. Рефлексия.

Давайте подведем итог нашей работы. Что нового вы узнали на уроке? Были ли трудности восприятии материала? Что было сложным для восприятия? Какие выводы по теме урока вы сделали?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск