Муниципальное общеобразовательное учреждение Вожеровская основная общеобразовательная школа муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ
ТЕМА «Плод. Значение и разнообразие плодов».
Учитель биологии
МОУ Вожеровская ООШ
Цыбульская Галина Александровна
2013 г.
Технологическая карта
урока биологии в 6 классе.
Урок –путешествие в «Королевство плодов» по теме: «Плод. Значение и разнообразие плодов». – 1 час.
Цель урока: Сформировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосеменного растения.
Задачи урока:
Образовательные:
сформировать понятие плода;
познакомиться со строением плодов и его функциями;
выяснить, какое значение и применение имеют плоды;
научиться определять виды плодов.
Развивающие:
развитие основных мыслительных процессов:
-развивать сопоставительный анализ через сравнение и определение видов плодов;
-продолжить развитие логического мышления через решение теста и проблемных вопросов;
-продолжить работу над развитием наблюдательности через работу с наглядным материалом;
-продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;
развитие личностных качеств:
-умение работать с лабораторным оборудованием,
-умение работать быстро и аккуратно.
Воспитательные: воспитывать внутреннюю мотивацию к учению через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование нестандартных приёмов; воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе; продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений.
Место и роль темы в курсе: По программе на изучение раздела «Органы цветковых растений» отводится 18 часов. Урок по теме «Плод. Значение и разнообразие плодов» это шестнадцатый урок, он предназначен для усвоения пройденного учебного материала и изучения нового. Материал урока связан с предметом технология (сельскохозяйственный труд).
Тип урока: комбинированный
Методы: наглядно-образный, частично поисково-исследовательский, словестный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная
Оборудование: таблицы: “Строение цветка”, “Типы плодов”, «Распространение плодов и семян». Корзина с плодами яблок, груш, кабачков, тыквы, помидор, семечек. Доска, семена фасоли, пшеницы, яблок; скальпели, чашки, салфетки, колокольчик, музыкальный центр.
Этапы урока
| Длительность
этапа
| Методы и формы работы
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Предварительная
подготовка
|
| Метод: информационно-рецептивный
Формы работы: индивидуальная, коллективная, устная
| За день до урока объявляю тему урока, формирую пассажиров в вагоны; подготавливаю индивидуальные листы, плоды овощей, карточки – задания, схемы, бланки-отчета, подбираю музыку.
| Выполнить творческие домашние задания:
1.Придумать названия вагонов
2.Подобрать и выучить стихи о плодах.
4.Повторить названия сказок, связанные с растениями и плодами 5.Подобрать пословицы, поговорки о плодах и семенах
| Этап1
Организационный момент.
Цель: актуализация внимания. Мотивация.
| 5 мин
| Определение темы, цели и задач через мотивацию
Метод:
репродуктивный
Формы работы: коллективная
| Вхожу в класс с корзиною плодов.
Приветствую учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.
Загадываю загадку:
Весной повис –
Все лето кис.
А сладок стал-
На землю пал.
Предлагаю определить тему и задачи урока, используя записанные на доске глаголы:
-познакомиться
-научиться
-выяснить
Подвожу итог.
Записываю тему урока на доске
| Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие урока.
Отгадывают загадку
Учащиеся определяют тему и задачи урока
Пишут тему урока в тетрадь
| Этап 2
Актуализация знаний
Цель: проверка усвоения пройденного материала
| 5мин
| Метод: репродуктивный
Форма работы: индивидуальная,
письменная
| Чтобы приобрести билет в вагон и отправиться в путешествие, необходимо заработать его своими знаниями. Предлагаю выполнить тест по теме: «Цветок»
(приложение1),
называю критерии
оценок. Прошу оценить работу друг друга.
Анализирую результаты тестирования.
|
Индивидуальная работа с тестом
Обмениваются работами и проверяют правильность выполнения по ключу с доски.
Самооценка.
| Этап 3.
Изучение нового материала
Станция 1.
Значение плодов
Цель: выяснить значение плодов в жизни человека
| 3мин
| Метод: наглядно-образный
Форма работы:
устная
| Включаю музыку, отправляю в путешествие.
Демонстрирую выставку плодов, выращенных на пришкольном участке
Создаю проблемную ситуацию: для чего человеку необходимо все знать о плодах? Какое значение имеют плоды в жизни человека?
| Обобщают результаты работы на пришкольном участке и, решая проблемную ситуацию,
делают вывод о том, что человеку необходимо все знать о плодах, чтобы уметь их выращивать и использовать их в питании, медицине, промышленности
| Станция 2. Строение плода и его функции
Цель: познакомиться со строением и функциями плодов
| 7 мин
| Метод: частично-наглядно-поисковый
Форма работы: самостоятельная
индивидуальная,
письменная, устная
| Предлагаю прочитать текст учебника п. 25 стр. 92-93 и выяснить строение и функции плодов, заполнить схему (Приложение 2.Индивидуальный лист пассажира, задание 1)
строения плода.
Инструктирую учащихся по составлению схемы.
Организую беседу по результатам выводов.
Анализирую.
| Читают текст в учебнике стр. 92-93 заполняют схему на индивидуальном листе
Делают вывод, что плод состоит из семени и околоплодника. Записывают в тетради функции плодов
| Станция 3.
Разнообразие плодов
Цель: выяснить классификацию плодов
| 5мин
| Метод: наглядно-образный, частично-поисковый
| Демонстрирую плоды помидора и ореха.
Задаю проблемный вопрос: Чем отличается плод помидора от плода ореха?
Обобщаю полученную информацию.
Предлагаю рассмотреть таблицы на доске
и составить схему «Разнообразие плодов».
Анализирую и определяю правильность составления схемы
| Рассматривают, рассуждают, отвечают на вопрос и делают вывод о том, что плоды классифицируют на сочные и сухие, односемянные и многосемянные
Рассматривают таблицы, анализируют их.
Учащиеся составляют схему на индивидуальном листе
| Станция 4.
Распространение плодов и семян
Цель: определить способы распространения семян
| 3мин
| Метод: репродуктивный
Форма работы: самостоятельная
индивидуальная,
устно-письменная
| Загадываю загадки
(Приложение 3).
Проверяю полученную запись в тетради
Анализирую, оцениваю.
| Разгадывают загадки
с последующей записью способов распространения семян в тетрадь.
Делают вывод о том, что плоды распространяются человеком, животными, водой и ветром, самораспространением.
| Этап 4.
Закрепле
ние изученного материала
Станция 5
Лаборатор
ная работа
Цель: закрепить полученные знания и умения.
| 12мин
| Метод: частично поисково-исследовательский.
Форма работы: индивидуальная, самостоятельная
| Провожу инструктаж.
Знакомлю с карточками -определителями плодов, бланком отчета на индивидуальном листе пассажира.
Организую, направляю работу и беседую с учащимися по результатам исследования.
Анализирую и
оцениваю работу.
| Исследуют
натуральные
наборы плодов.
Выделяют сухие и сочные. Определяют
названия растений и виды плодов.
Результаты исследования
записывают в бланк отчета.
Делают выводы.
| Проверка подготовленного домашнего задания:
Подобрать и выучить стихи о плодах и семенах, пословицы и поговорки.
Повторить названия сказок, связанные с растениями, плодами.
|
| Метод: поисково-творческий, словестный
Форма работы:
коллективная, устная
| Слушаю выступления, оцениваю.
| Читают стихи, пословицы и поговорки о плодах и семенах
| Этап 5.
Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: проверить уровень усвоения знаний по данной теме. Дать анализ и оценку успешности достижения цели.
| 5мин
| Метод: репродуктивный
Форма работы: устная, коллективная
| 1.Организую беседу с классом по вопросам:
-что нового вы узнали?
-что было интересным?
-что было самым трудным?
-чему научились?
| Отвечают на вопросы
|
|
| Метод: творческий.
Форма работы: письменная, индивидуальная
| Предлагаю выполнить задания:
1.Синквейн к слову плод.
Оцениваю работу
2.Установить соответствие между плодом и растением. (Приложение 4).
Анализирую,
оцениваю работу
| Составляют и записывают в тетради синквейн.
Учащиеся зачитывают синквейн.
Выполняют задание.
Меняются работой с соседом по парте, проверяют по ключу, оценивают работу.
|
|
|
| Предлагаю:
оценить свою работу на уроке, дорисовать улыбку и определить настроение от урока.
Анализирую оценку успешности достижения цели
| Самооценка.
Выставляют оценки в дневник.
Записывают домашнее задание по выбору: п.25, задания по выбору: придумать кроссворд «Плоды», написать сочинение «Мой любимый плод», написать небольшую сказку «Распространение плодов и семян»
| Список литературы
И.Н.Понамарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Учебник «Биология 6 класс. Растения.Бактерии. Грибы. Лишайники». М., Вентана-Граф, 2004г.
УМК И.Н. Понамарева.Биология 6класс
А. Теремов. В.Рохлов. Занимательная ботаника. М., «АСТ-ПРЕСС», 1999 г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Вожеровская основная общеобразовательная школа муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ
ТЕМА: «Строение растительной клетки»
Учитель биологии
МОУ Вожеровская ООШ
Цыбульская Галина Александровна
2013 г.
Технологическая карта урока биологии в 6 классе.
Урок-исследование по теме «Строение растительной клетки»
Цель урока: повторение, закрепление и расширение знаний по заданной теме.
Задачи урока:
1.–образовательные: определить уровень знаний по теме «Строение растительной клетки»; способствовать выработке умений применять полученные знания при работе со схемами, карточками – заданиями, терминами, компьютером.
2. – воспитательные: продолжить формирование умения работать в коллективе и находить согласованные решения; воспитание независимости суждений; воспитание культуры поведения на уроке.
3 – развивающие: развивать познавательный интерес к биологии; продолжить развивать навыки самостоятельной работы, эмоциональной сферы, анализа своей работы и умения пользоваться ПК.
Ведущая дидактическая цель: повторение с контролем.
Место и роль темы в курсе: По программе на изучение раздела «Клеточное строение растений» отводится 5 часов. Урок по теме «Строение растительной клетки» -это третий урок, он предназначен для усвоения пройденного учебного материала и изучения нового. Материал урока связан с предметом технология (сельскохозяйственный труд)
Форма урока: комбинированный урок
Оборудование: доска, компьютер, схемы, карточки – задания, презентация по теме «Строение растительной клетки»; рабочая тетрадь, цветные карандаши.
Этапы урока
| Приемы урока
| Время
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Ход урока.
Организационный момент
| Приветствие.
Определение целей и задач урока
| 3 мин
| Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Объявляет тему урока и сообщает задачи урока. Напоминает о правилах проведения урока, этапах и времени на каждом этапе.
| Настраиваются на восприятие материала урока.
| Дополнительная информация по теме.
| Расширение знаний. Сообщения учащихся об учёных, открывших клетку, сопровождаемые показом фотографий на слайде.
Ознакомление с термином «цитология»
| 5 мин:
4 мин
1 мин
| Слушает сообщения двух учащихся об учёных: К. Линней и Антонио Левенгук. Демонстрирует слайд с портретами учёных и термином «цитология» на экране.
Просит учащихся записать термин в рабочих тетрадях
| Слушают сообщения, смотрят слайд. Записывают в рабочих тетрадях значение термина «цитология».
| Повторение изученного материала.
1 задание
Индивидуальная работа.
| Индивидуальная работа по схемам
Работа в парах.
Проверка и оценка работ.
Взаимоконтроль.
| 6 мин (5 мин выполнение задания, 1 мин проверка)
| Выдаёт детям схемы. Проводит инструктаж:
Подпишите свою фамилию на листке со схемой;
Обозначьте основные части клетки и соответственно раскрасьте их.
Показывает на компьютере схему «Строение растительной клетки». (Слайд 1). Называет критерии оценок. Просит оценить работу друг друга в каждой паре учащихся.
Даёт задание: подпишите фамилию на листке самоконтроля и выставьте оценки за 1 задание.
| Работают со схемой.
Подписывают свою фамилию внизу на листке со схемой. Обозначают основные части клетки под цифрами 1-6 и раскрашивают их в соответствующие цвета.
Обмениваются схемами и проверяют правильность заполнения и оформления, сверяя со схемой на слайде, оценивают работу.
Подписывают свою фамилию на листке самоконтроля и выставляют оценки за 1 задание.
| 2 задание
Индивидуальная работа
| Дифференцированный контроль (карточки – задания)
Работа в парах.
Проверка и оценка работ.
| 6 мин (5 мин выполнение задания, 1мин проверка)
| Слово учителя.
Проводит инструктаж:
Подпишите свою фамилию на карточках- заданиях;
Ответьте на вопросы по строению органоидов клетки (задания на повышенном уровне для 2 учащихся, которые занимаются на «4» и «5»)
Допишите фразу…(для остальных учащихся)
Показывает слайд 2 с ответами к заданиям, называет критерии оценок, просит оценить работу друг друга в каждой паре учащихся.
Просит учащихся выставить оценки за 2 задание в листки самоконтроля.
| Отвечают на вопросы повышенного уровня
Дописывают фразу
Обмениваются карточками – заданиями, сверяют с ответами на экране, оценивают работу.
Выставляют оценки за 2 задание.
| 3 задание
| Групповая работа
| 10 мин
| Слово учителя.
Проводит инструктаж:
Занять рабочие места за компьютером.
Найти файл «Строение клетки»
Разгадать кроссворд
Получить оценку за работу и выставить её в листках самоконтроля за 3 задание
| Работают за компьютером в группе: разгадывают кроссворд, получают оценку и выставляют в лист самоконтроля оценки за 3 задание.
| Дополнительная информация по теме.
| Расширение знаний. Ознакомление со всеми органоидами строительной клетки и с клеточной теорией.
| 5 мин
| С целью расширения знаний по теме демонстрирует слайд 3 «Строение растительной клетки», где изображены все органоиды. Просит учащихся исследовать подробное строение клетки по слайду и записать в рабочих тетрадях название незнакомых для них органоидов.
Организует беседу с учащимися по результатам исследования.
Демонстрирует слайд 4 «Основные положения клеточной теории». Просит учащихся ознакомиться с основными положениями клеточной теории.
Собирает листки самоконтроля и заносит оценки в журнал.
| Знакомятся с подробным строением клетки, которую будут изучать в старших классах.
Записывают в рабочей тетради название новых органоидов, местоположение и их окраску.
Знакомятся с основными положениями клеточной теории, которую подробно будут изучать в старших классах.
| Итог урока.
| Подведение итогов.
Рефлексия.
| 5мин.
| Организует беседу с классом по вопросам:
Достигли ли вы цели урока?
Что было главным на уроке?
Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
Что нового вы узнали?
Что было интересным?
Чему научились?
Комментирует оценки.
Демонстрирует слайд 5 с дифференцированным домашним заданием.
| Отвечают на вопросы.
Выставляют оценки в дневник.
Записывают домашнее задание по выбору: если оценка «4» или «5» -составить кроссворд по теме «Строение растительной клетки»; если оценка «3» - проработать материал п.5 и ответить на вопросы к нему.
| Список литературы:
И.Н.Понамарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Учебник «Биология 6 класс. Растения.Бактерии. Грибы. Лишайники». М., Вентана-Граф, 2004г.
УМК И.Н. Понамарева.Биология 6класс
А. Теремов. В.Рохлов. Занимательная ботаника. М., «АСТ-ПРЕСС», 1999 г.
Д.И. Трайтак. Книга для чтения по ботанике. М. «Просвещение», 1978 г. |