Скачать 55.85 Kb.
|
Обобщающий урок по теме : бактерии, грибы, лишайники. Работа с классом На доске написан план характеристики представителей царств бактерий, грибов, лишайников. 1. Название царства. 2. Особенности строения организма. 3. Место обитания. 4. Представители. Отвечает любой желающий, консультант заносит отметки в оценочный лист. Задание № 2. Индивидуальная работа Каждому выдаются 2–4 отдельные карточки, на которых напечатаны термины по темам урока. Карточки с терминами необходимо распределить соответственно темам по кармашкам классификатора. Количество терминов зависит от количества учащихся в классе. Например: ядерное вещество, ядро, нуклеотид, прокариоты, эукариоты, аэробы, анаэробы, сыворотка, иммунитет, вакцина, микология, гетеротрофы, фитофтора, пенициллин, «манна небесная», слоевище и др. Каждый учащийся подписывает свою карточку (фамилия) и кладет ее в соответствующий кармашек.
Работа оценивается консультантами. Задание № 3. Биологический диктант Учащиеся выслушивают вопросы и записывают ответы. 1. Надцарство живой природы, представители которого не имеют ядра. 2. Организм, который для питания использует органические вещества живых организмов. 3. Взаимовыгодное сожительство двух и более организмов. 4. Вещества, поглощаемые грибами из корней деревьев. 5. Отрасль производства, которая использует живые организмы и биологические процессы для производства ценных для народного хозяйства продуктов. Учитель проверяет ответы, пока консультанты проводят конкурс по заданию № 4. Задание № 4. Коллективно-индивидуальная работа Каждый ученик получает карточку с тремя вопросами и устно отвечает на них, при затруднении на вопрос может ответить любой желающий из той же группы. Примерные варианты вопросов. Вариант 1 1. Какие организмы называют паразитами и почему? 2. Что такое лишайники? 3. Что «лишнее»: накипные, азотфиксирующие, почвенные, молочнокислые. Вариант 2 1. В сосновом лесу встречается много маслят, а в березовом подберезовиков. Почему? 2. Как питаются бактерии? 3. Найди пару:
Вариант 3 1. Как размножаются бактерии? 2. Почему лишайники медленно растут? 3. Заполни пробел: «Живые организмы, состоящие из одной клетки, встречаются среди представителей царства... (из предложенных на теме урока). Вариант 4 1. Какие живые организмы называются сапрофитами. Приведите примеры бактерий сапрофитов. 2. Почему лишайники называются первопроходцами жизни? 3. Дополни ответ: «Готовыми органическими веществами питаются представители царств ... ». Работа оценивается консультантами. Задание № 5. Работа с сигнальными карточками Ученики читают вопросы, записанные на кодотранспаранте. Оценивается верность вопроса: ДА – красная карточка, НЕТ – синяя. Вопросы открываются по мере ответов. 1. Бактерии, грибы и лишайники участвуют в круговороте веществ в природе. 2. Мукор и пеницилл – шляпочные грибы. 3. Ультрафиолетовый свет благоприятен для бактерий. 4. Все бактерии – паразиты человека и животных. 5. Лишайники – индикаторы чистого воздуха. 6. Деревья от грибов получают минеральные вещества. 7. ЛСД делают из спорыньи. 8. С помощью микроорганизмов получают пенициллин, витамины, ферменты, кормовые дрожжи. 9. Грибы используют в пищу, так как они содержат много витаминов, белки и микроэлементы. 10. Для грибов характерен только паразитический образ жизни. Задание № 6. Коллективная работа Значение бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека. Отвечают все желающие. Задание № 7. Кроссворды Разгадывание кроссвордов по группам. Пока ребята разгадывают кроссворды, консультанты и учитель подводят итоги и каждому выставляется отметку за проделанную на уроке работу. (Представлен один из вариантов.) СЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ
|