Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 90.58 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.02.2014
Размер90.58 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Практическая направленность развивающего обучения на уроках биологии

Мокроусова Юлия Александровна, учитель биологии МБОУ СОШ с. Наровчат, Наровчатского района, Пензенской области

2013 год
Практическая направленность развивающего обучения на уроках биологии

Цель: формирование мотивации учащихся к изучению предмета и дальнейшему выбору профессии, связанной с сельским хозяйством

Задачи:

  1. Стимулировать познавательный интерес учащихся на уроках биологии;

  2. Уметь применять теоретические знания на практике;

  3. Уметь правильно и рационально использовать природные богатства;

  4. Учиться охранять природу и видеть ее красоту.


Практическая направленность в обучении биологии, всегда играла важную роль в профессиональной подготовке учащихся. Школа в наше время идет по пути формирования профильных классов в старшем звене. Рекомендации дают четкую картину для общеобразовательных школ в вопросе о том, что должна включать в себя предпрофильная подготовка обучающихся. Она направлена на развитие индивидуальных потребностей ребенка, а так же тесное изучение школьных предметов и основ современного производства. В таких условиях возрастает роль связи теории и практики при изучении биологических курсов в школе.

В школах сельской местности существуют более широкие возможности для применения теоритических основ биологии на практике сельского хозяйства. Именно через практическое применение биологических знаний и осуществляется предпрофильная ориентация обучающихся.

Я поделюсь опытом рационального осуществления требований школьной программы, раскрывая связь основ биологической науки с практикой сельского хозяйства, осуществляя тем самым предпрофильную ориентацию школьников на сельскохозяйственный труд и профессии, связанные с сельским хозяйством, начиная с курса изучения ботаники.

Над темой практической направленности на уроках биологии я работаю уже давно, из года в год совершенствуя ее, отвожу ей одно из главных мест в общеобразовательном процессе, так как считаю, что уроки биологии, особенно ботаники и тем более в сельской школе, должны быть теснейшим образом связаны с сельскохозяйственным производством, с уроками сельскохозяйственного труда на пришкольном участке. Эти уроки должен вести учитель биологии. При этом теоритические знания дети учатся применять на практике, убеждаясь в их правильности , что способствует применению их в повседневной жизни.
Изучение биологии как науки начинается с изучения ботаники - науки о растениях. В системе обучения ботаники ведущая роль принадлежит уроку, который был и остается основной формой учебно-воспитательной работы в школе. На уроках ботаники даются теоретические знания о строении и многообразии растений, формируются важнейшие ботанические понятия, которые закладывают основу для дальнейшего изучения биологии.

Содержание ботанического материала открывает большие возможности для рассмотрения практической направленности курса не изолированно, а в определенной взаимосвязи всех учебно-воспитательных компонентов. Ребятам предлагаю задания по использованию биологических знаний, как на практических уроках, так и в производственной, и общественно полезной работе. Важно приучать детей применять и проверять знания при постановке опытов и проведении работ на пришкольном участке, подкреплять их наблюдения на экскурсиях.

Все вопросы, возникающие в ходе практического обучения, стараюсь раскрывать на примере растений пришкольного учебно-опытного участка и растений окрестностей школы: культурных, цветочно-декоративных, дикорастущих, лекарственных, сорных и других.

Остановлюсь на некоторых методических особенностях изучения тем курса ботаники.

Тема «Биология - наука о живой природе» изучается на первых уроках, от успешного проведения которых во многом зависит дальнейшее отношение учащихся к предмету. Я тщательно продумываю все детали первого урока Убедительные примеры из окружающей природы, сельскохозяйственной практики родного села убеждают обучающихся в важности биологических знаний, а проблемные вопросы: «Какова роль растений в жизни человека? Что служит для человека основным источником питания?», мотивируют учащихся к более глубокому изучению предмета.

Решая эти вопросы, ученики обычно говорят о культурных растениях, которые выращивает человек на огороде, в поле, в саду. Обобщая ответы детей, подвожу их к мысли, что все растения являются богатством нашей страны. Но чтобы увеличить это богатство, и уметь выращивать урожаи культурных растений, необходимо знать жизнь растений, знать правила охраны и рационального использования природных богатств. В конце первого урока или до него обязательно знакомлю школьников с работой нашего пришкольного участка, особое внимание обращаю на бережное отношение к растениям и поясняю, куда идет весь выращенный на нем урожай.

В сравнении с другими темами курса ботаники наибольшую связь с практикой можно проследить в теме «Корень». Эту тему нужно начинать, с выяснения значения корня в жизни растения, установления взаимосвязи его с другими органами цветкового растения. Это способствует представлению о растении, как о целостном живом организме.

Объяснение стержневых и мочковатых корневых систем я, как правило, провожу на примерах наиболее распространенных культурных растений. При этом добиваюсь полного понимания учащимися, что такое главный корень, боковые, придаточные и как они образуются. Когда они усвоят, например, что придаточные корни стеблевого происхождения и что определенными агроприемами можно увеличить их образование, в связи, с чем расширяется площадь питания, улучшается рост и повышается продуктивность растений, они могут объяснить значение окучивания помидоров, кукурузы и других растений. И при работе на пришкольном участке, проводя опыт «Влияние окучивания на урожай томатов», школьники убеждаются на практике в эффективности применения этого агротехнического приема при выращивании растений.

На конкретных примерах я показываю, что способность многих растений образовывать придаточные корни широко используют в практике сельского и лесного хозяйства. Такие растения, как смородина, крыжовник, ива, тополь, хризантема и др., можно размножать черенками, образующими корневую систему.

В таком же плане раскрываю и значение пикировки для развития корневой системы и питания растений из почвы при высадке рассады капусты в грунт и при проведении опытнической работы с растениями.

Объяснив зависимость, роста растений от развития корневой системы ( чем больше у растения корней, тем больше оно поглощает из почвы воды и солей), подвожу детей к пониманию связи условий выращивания растений с повышением их урожайности. Для нормального развития корневой системы растений необходимо, чтобы почва была постоянно рыхлой и удобренной, чтобы корни получали достаточное количество воды, солей и воздуха и могли свободно разрастаться. Для этого и проводят окучивание и пикировку.

Знания о роли корневой системы в жизни растений неразрывно связаны с изучением темы «Почва». При изучении почвы необходимо особо остановиться на вопросе поглощения корнем воды из почвы. О том, что холодную воду корни растений поглощают хуже, нужно знать каждому школьнику. Это стараюсь довести до каждого ученика путем проведения опыта с комнатными растениями.

В связи с этим ставлю проблемный вопрос: «Почему в практике сельского хозяйства перед созреванием плодов и семян у злаковых и плодовых растений полив прекращают?»

Выясняем, что избыток влаги перед уборкой зерновых злаков (пшеницы, ржи) удлиняет период созревания семян, следовательно, затягивает сроки уборки. Подкрепив это новыми примерами, показываю и убеждаю школьников в этом во время работы на пришкольном участке.

Программой предусмотрено изучение минеральных солей, необходимых растению. Эту тему раскрываю на базе уже имеющихся знаний о почве, как о среде, создающей необходимые условия для растений, и о процессе поглощения корнями воды и минеральных солей. Эту тему, имеющую прямую связь с сельскохозяйственным производством, изучаю, используя дополнительные материалы из практики. Глубокое понимание вопросов минерального питания дает возможность школьникам понять правила выращивания культурных растений.

В учебнике предельно кратко описаны удобрения и их влияние на рост и развитие растений, поэтому предлагаю дополнительный материал по этому вопросу. Например, фосфор нужен растениям на протяжении всего периода роста, но особенно полезен на ранних фазах; если же фосфор внесен поздно, растение не может хорошо использовать его. Молодому ростку нужны богатые энергией соединения, которые идут на образование новых клеток, тканей, а из них - органов. Фосфор является и материалом, из которого строится клетка. Вот почему этот элемент особенно требуется в первые дни жизни растений.

Не менее важно обеспечить питание растений азотом - элементом, без которого не может образоваться белок клетки, не может жить клетка. Азот нужен растению на протяжении всего периода вегетации.

Для нормального формирования урожая важно обеспечить растение калием. Его роль в жизни растения очень разнообразны. Он способствует процессу фотосинтеза и образованию углеводов в зеленых клетках, а также их передвижению в другие органы. Растению калий требуется постоянно, но, учитывая его способность ускорять отток из листьев накопленных там веществ в органы, калийную подкормку дают ближе к началу созревания семян. Эти три элемента - азот, фосфор и калий - являются самыми главными в питании растений и требуются в больших количествах, чем другие.

В ходе внеклассной работы обучаю детей определению минерального голодания растений по внешним признакам. Выработка у учащихся навыков в наблюдении и анализе явлений, несомненно, окажет большую помощь в их будущей практической деятельности. Ведь наблюдательному и знающему человеку достаточно посмотреть на растение, на его окраску, форму листьев, и он уже может сказать, на что это растение «жалуется».

При недостатке азота зеленые листья бледнеют, делаются желто- зелеными; при фосфорном голодании растений листья не бледнеют, а делаются желто- зелеными, с фиолетовой окраской по краям;

от недостатка в почве калия листья растений становятся вялыми, как будто им недостает воды (при нормальном увлажнении почвы). Края листьев коричневые или бурые, как при ожоге. Эти наблюдения ведем при работе на пришкольном участке и принимаем меры по их ликвидации.

На эту тему проводили опыт: «Влияние внекорневой подкормки на урожай капусты сорта «Слава»». Опыт проводился в течение двух лет. Учащиеся пришли к выводу, что при внекорневой подкормке значительно повышается коэффициент использования питательных веществ из удобрений, так как последние поступают непосредственно в ткани листьев, минуя почву, где обычно большая часть этих питательных веществ теряется и урожай повышается.

На кружке юннатов разработали методику проведения опыта: «Значение различных доз и видов удобрений для урожайности картофеля». Например, для получения 1т пшеницы в основном необходимо 25-30 кг азота, 10-12 кг фосфора и 10 кг калия. Сколько нужно внести на 1га этих удобрений, чтобы собрать по 30 ц с га? Для этого использовали сведения об органических удобрениях, навозе. В среднем в 1т свежего навоза содержится 120 кг воды, 280 кг сухого вещества (примерно 5кг азота, 2,5 кг фосфора, 6т калия и З кг извести). Кроме того, навоз при разложении выделяет в воздух много углекислого газа (30 т навоза дают Ют углекислого газа), усиливая этим питание растений углеродом.

При выяснении этих вопросов и при закладке опыта обращаю внимание школьников, что вносить удобрения нужно строго по норме. Излишек их может повредить растениям. Таким образом, на практике выясняем все эти вопросы.

При изучении корневой системы уделяю должное внимание дыханию корней. Объясняю, что существует много факторов, мешающих обеспечению корней кислородом. Так, в тяжелых почвах, богатых органическими веществами, концентрация кислорода резко снижается, а содержание углекислого газа сильно возрастает. То же наблюдается и в том случае, когда на поверхности почвы образуется корка. Удаление корки и рыхление почвы заметно улучшает обеспечение корней кислородом, нормализуют процесс обмена веществ и усиливают рост корней.

Совместно с детьми делаем вывод, что рыхлением почвы разрушается плотная корка, и создаются условия для дыхания корней. На конкретных примерах показываю, почему рыхление почвы, по общеизвестному выражению, называют «сухой подкормкой».

На основе изученного предлагаю школьникам сделать сравнительный анализ, который подводит их к выводу, что рыхление почвы и орошение особенно полезны и необходимы в период усиленного роста вегетативных органов растений.

Поэтому при работе на участке нет необходимости объяснять, зачем необходимо рыхлить почву в лунках под капустой, междурядья в картофеле и т.д.

Таким образом, логическая взаимосвязь между уроками и работой на пришкольном учебно-опытном участке дает возможность раскрыть огромную роль биологии в жизни человека и понять многие вопросы, связанные с сельскохозяйственным производством

Источники информации:

http://festival.1september.ru/

http://nsportal.ru/

http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/

П.И. Подгорный «Растениеводство», М;1993 год

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск