Уроки учителя химии и биологии Чертовой Елены Николаевны
Организация учебного процесса по биологии в рамках концепции «1ученик:1компьютер».
В курсе биологии в учебном плане некоторое количество часов отведено на экскурсии. Это время можно использовать на составление электронного гербария растений данной местности, который в дальнейшем используется учащимися на уроках ботаники при выполнении ряда лабораторных работ. Кроме того, фотогербарий можно составлять при выполнении летнего задания , а также в ходе работы школьного экологического лагеря. Для этой работы необходимо: цифровой фотоаппарат и компьютер. Подача учебного материала на опыте самого учащегося позволяет привить у него бережное отношение к природе (не надо уничтожать растения при сборе гербария), возможности использования собранного материала на и в последующие годы изучения биологии в разделах «Экология растений», «Общая биология», «Биосфера».
Так же учащиеся приобретают опыт работы с фотоаппаратом, закрепляют и усовершенствуют навыки работы с компьютерными программами WORD, POINT, POVER- POINT. Самостоятельная работа по составлению фотогербария выходит за рамки предмета, но позволяет учащимся глубже проникнуть в учебный материал, более качественно его усвоить, систематизировать, задуматься над вопросами общего характера: влияние человека на биосистемы, смена экосистем. В ходе выполнения этой работы ребенок должен понимать ее значение, овладеть умениями видеть, наблюдать, фиксировать, обобщать, представлять значение и возможности техники, которую он использует. В курсе основ по общей биологии гербарий может использоваться в качестве демонстрационного материала на уроках биологии при изучении раздела "Растения», «Селекция растений», «Генетика» и др.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся, направленная на развитие у них навыков самостоятельного овладения знаниями, проведения и анализа научного эксперимента, творческого восприятия современных наук, создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач поискового характера невозможна без персонального компьютера.
В образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Урок по теме «Жизненные формы растений.»6-й класс Цель: сформировать у учащихся знания основных жизненных форм растений, особо обратив внимание на характерные для нашей территории формы, связь с экологическими факторами окружающей среды.
Задачи:
Выяснить особенности внешнего вида растений.
Познакомить учащихся с основными классификациями жизненных форм.
Выявить особенности внешних проявлений приспособленности растений к среде мест обитания.
Оборудование: ПК, фотоаппарат
Микро-цель
| Ход занятия
| Организация творческой образовательной среды
| Место и роль ПК и его составляющих
| Результат
| Активизация наглядно-образного мышления учащихся
| Орг. момент
| Визуализация на местности изученного материала, нахождение объектов (жизненные формы растений)
|
| Мотивация, построение мыслительного образа, сопоставление с материалом учебника и жизненного опыта учащихся
| Развитие умения учащихся соотносить воспринимаемую информацию и действительность, развивать умения преобразовывать и творчески представлять воспринятое
| При знакомстве с заданием, на основе учебного материала представить свое авторское видение
| Увидеть в окружающей среде(школьный двор, парк, лес и т.п.) нужные объекты природы, сфотографировать их или зарисовать, попробовать предположить какие преимущества имеют растения в соответствии с их внешним видом
| Используется фотоаппарат, нет.бук, программы WORD, POINT, POVER- POINT.Пока ребенок находится на местности, его внимание не отвлечено, работа, сделанная своими руками наиболее ценна для него, к ней он может обратиться в любое время и использовать в разных ситуациях на уроках биологии
| Развить умение: наблюдать, фиксировать, иллюстрировать, максимально используя возможности техники, учитывая природо-охранную роль проводимой работы
| Развитие умения представлять сделанную работу
| Анализ и систематизация полученного материала
| Анализ и отбор материала по заданным критериям с обоснованием выбора, подготовка презентации
| Эта работа не возможна без использования ПК
| Развивать умения анализировать и делать правильный выбор
|
.Тема урока: "Способы распространения плодов и семян" 6-й класс
“Практика – лучший учитель”
Цицерон
Цели и задачи урока.
Цель: ознакомление с различными способами распространения плодов и семян растений, их значением
Развивающие задачи:
развивать навыки самостоятельной работы
продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, обобщать, делать выводы
учить объективно оценивать свои знания.
Образовательные задачи:
создать условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний
познакомить с факторами, способствующими распространению плодов и семян
научить определять способ распространения плодов и семян по их внешнему виду
научить выявлять черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения
Воспитательные задачи:
воспитывать культуру общения и ответственность за результат своего труда
Оборудование:
инструктивные карточки для работы в группах
ПК, мультимедийный проектор, презентация Power Point к уроку.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная
индивидуальная
групповая.
Микро-цель
| Ход занятия
| Организация творческой образовательной среды
| Место и роль ПК и его составляющих
| Результат
| Активизация наглядно-образного мышления учащихся
| Орг. момент
| Визуализация на местности изученного материала, нахождение объектов (семена растений)
| Используется
| Мотивация, построение мыслительного образа, сопоставление с материалом учебника и жизненного опыта учащихся
| Развитие умения учащихся соотносить воспринимаемую информацию и действительность, развивать умения преобразовывать и творчески представлять воспринятое
| При знакомстве с заданием, на основе учебного материала представить свое авторское видение с материалом учебника
| Увидеть в окружающей среде(школьный двор, парк, лес и т.п.) нужные объекты природы (семена и плоды), сфотографировать их или зарисовать, попробовать предположить какие преимущества имеют растения в соответствии с их строением плодов при распространении и расселении.
| Используется фотоаппарат, нет.бук, программы WORD, POINT, POVER- POINT.Пока ребенок находится на местности, его внимание не отвлечено, работа, сделанная своими руками наиболее ценна для него, к ней он может обратиться в любое время и использовать в разных ситуациях на уроках биологии
| Развить умение: наблюдать, фиксировать, иллюстрировать, максимально используя возможности техники, учитывая природо-охранную роль проводимой работы, элементы исследовательской работы
| Развитие умения представлять сделанную работу
| Анализ и систематизация полученного материала, классификация плодов
| Анализ и отбор материала по заданным критериям с обоснованием выбора, подготовка презентации
| Эта работа не возможна без использования ПК
| Развивать умения анализировать и делать правильный выбор, элемент конкуренции с другими группами учащихся
|
Урок по биологии «Внешнее строение листа. Жилкование листьев» 6-й класс Цель: формирование навыков исследовательской деятельности учащихся по биологии в процессе ознакомления с внешним строением листа
Задачи урока:
Знакомство с внешним строением листа.
Жилкование листьев.
Отличие простых и сложных листьев.
Листорасположение Познавательные:
Формировать у учащихся знания о листе – важной составляющей части побега.
Познакомить учащихся с особенностями строения и основными функциями листа, типами жилкования.
Воспитательно-развивающие:
Развивать умение дифференцировать простые и сложные листья, тип их расположения на стебле, типы жилкования.
Воспитывать бережное отношение к флоре нашей местности.
Оборудование:
инструктивные карточки для работы,
ПК, мультимедийный проектор, презентация Power Point к уроку.
Микро-цель
| Ход занятия
| Организация творческой образовательной среды
| Место и роль ПК и его составляющих
| Результат
| Активизация наглядно-образного мышления учащихся
| Орг. момент
| Визуализация на местности изученного материала, нахождение объектов (листья растений)
| Используется презентация.
| Мотивация, построение мыслительного образа, сопоставление с материалом учебника и жизненного опыта учащихся
| Развитие умения учащихся соотносить воспринимаемую информацию и действительность, развивать умения преобразовывать и творчески представлять воспринятое
| При знакомстве с заданием, на основе учебного материала представить свое авторское видение с материалом учебника
| Увидеть в окружающей среде (школьный двор, парк, лес и т.п.) нужные объекты природы (листья и их расположение на стебле), сфотографировать их или зарисовать, попробовать предположить какие преимущества имеют растения в соответствии со строением листьев, их расположением на стебле, зависимости типа жилкования листьев от строения семени.
| Используется фотоаппарат, нет.бук, программы WORD, POINT, POVER- POINT.Пока ребенок находится на местности, его внимание не отвлечено, работа, сделанная своими руками наиболее ценна для него, к ней он может обратиться в любое время и использовать в разных ситуациях на уроках биологии
| Развить умение: наблюдать, фиксировать, иллюстрировать, максимально используя возможности техники, учитывая природо-охранную роль проводимой работы, элементы исследовательской работы
| Развитие умения представлять сделанную работу
| Анализ и систематизация полученного материала, классификация листьев на простые и сложные, разнообразия форм и рассечений листовых пластин, зависимость от среды обитания, экологических факторов
| Анализ и отбор материала по заданным критериям с обоснованием выбора, подготовка презентации
| Эта работа не возможна без использования ПК
| Развивать умения анализировать и делать правильный выбор
| |