Скачать 61.95 Kb.
|
Предмет – Биология 5 класс Тема урока – “Среды обитания организмов” Учитель биологии МКОУ Петропавловская СОШ Алёшина Ирина Анатольевна Учебник – Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс / В. В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012 г. Цели урока: Предметные: закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма; сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах. Метапредметные: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся; развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока. Личностные: формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха; прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. Задачи урока: Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов. Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания. Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока. Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий). Ожидаемые результаты: Учащиеся должны уметь давать определение понятия «среда обитания», называть четыре среды обитания, давать характеристику сред обитания по плану, приводить не менее 4-х примеров представителей той или иной среды обитания, приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания, уметь сформулировать не менее 3-х вопросов по теме урока. ХОД УРОКА I. Организационный этап – Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится… Для этого мне понадобиться ваша помощь. Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы? - Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей! II. Вводная часть а) Постановка проблемы . На Земле обитает огромное количество разнообразных живых организмов. Они очень сильно отличаются друг от друга. Одни из них летают, другие – быстро бегают, а третьи проворно плавают в толще воды. - Как вы думаете, в чем причина таких отличий? (организмы должны приспособиться к условиям существования) - Действительно это так, а эти условия создает среда обитания, то есть та часть природы, которая окружает живой организм и постоянно на него воздействует. СЛАЙД 1: Тема сегодняшнего урока: «Среды обитания организмов». б) Постановка задач урока самими учащимися. Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться? - Сформировать представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов; - о разнообразии сред; - о приспособленности организмов к условиям среды обитания. СЛАЙД 2: Цели урока. Узнать, что такое среда обитания организмов; Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов; Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них; III. Основная часть – Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы. Сегодня я расскажу вам сказку! Сказку о волшебных королевствах, о необычных жителях волшебных королевств… Начну я рассказывать сама, а вы мне помогать будете. СЛАЙД 3 -4 (рисунки древнейших организмов) Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история… Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами. - Что за свойства отличали их от других неживых тел? дыхание размножение, раздражимость, питание выделение рост и развитие обмен веществ. Правильно, да вы знаете эти существа, имя им на планете – живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на той Планете Земля, хоть многие и изменились с тех давних-давних времен, некоторые не дожили до Настоящего, канули в прошлом Лихолетье…Но и сегодня их немало - 5 миллионов видов! И разные они – и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные - кровожадные и безобидные - растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые… СЛАЙД 5. Повторение пройденного материала о многообразии живых организмов. (фотографии представителей различных царств живой природы: бактерии, грибы, растения, животные). СЛАЙД 6. Интерактивная игра “Кто из какого царства”. Учащиеся используют возможности интерактивной доски, размещая объекты живой природы по их принадлежности к определенному царству. - Почему же все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга? - Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях. В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ. Условия создает среда обитания, та часть природы, которая окружает организм и постоянно на него влияет (запись определения в тетрадь). Существует несколько сред обитания: водная, почвенная, наземно-воздушная и организменная. - Попробуем охарактеризовать условия, характеризующие каждую из этих сред и выяснить, как приспособились организмы к жизни в них. Учащиеся работают в парах, используя текст учебника (пар.4), дополнительную информацию заполняют таблицу в тетради.
Представление работы групп, общее обсуждение. СЛАЙД 7. «Приспособленность животных и растений к наземно-воздушной среде обитания». Обобщаются ответы учеников, устно оформляется вывод о приспособлениях к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособительные особенности животных и растений: крылья; конечности для передвижения по твердой поверхности; шерсть; перья; приспособления для экономного расходования влаги; приспособления для опыления растений. Физкультминутка. Физрук класса под музыкальное сопровождение проводит комплекс физических упражнений. СЛАЙД 8. Характеристика обитателей водной среды. Приспособления к водной среде обитания обтекаемая форма тела наличие слизи на теле плавники, ласты подкожный слой жира СЛАЙД 9. Обитатели почвенной среды Приспособления к почвенной среде обитания: компактное тело Отсутствие органов зрения Сильно развитое обоняние Мощные передние конечности когти IV. Заключительная часть. СЛАЙД 10. Игра «Кто где живет». Попробуем населить наши королевства – среды обитания соответствующими живыми организмами. Для этого нам необходимо распределить изображения животных, растений, бактерий, грибов по средам обитания. Рефлексия: – Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали… - Было непонятно… - Самым интересным было то, что… Дайте определение понятию “среда обитания”. Назовите среды обитания. Запись домашнего задания. Подведение итогов. Выставление оценок с комментариями учителя. |