Пояснительная записка к рабочей программе по биологии в 6 классе.
Данная рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по биологии, автор Сонин Н.И., Захаров В.Б., Захарова Е.Т. М.: Дрофа, 2005.
Курс биологии 6 класс рассчитан на 70 часов в год с включением регионального компонента. Содержание данного курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических мировоззрений, умений экологической культуры. Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни. В программу включен экологический и краеведческий материал.
Цель данного курса:
Познакомить учащихся познакомить учащихся с основами современных общебиологических знаний и основами знаний о растениях, грибах и бактериях;
Развить у учащихся способность решать творческие задачи по биологии;
Сформировать интерес к самостоятельному формулированию творческих задач и вопросов из области биологии или других естественных наук.
Задачи курса:
Изучение основ клеточной теории и первоначальных представлений о строении и жизнедеятельности клетки;
Знакомство со строением, жизнедеятельностью и разнообразием растений, грибов и бактерий;
Обсуждение с учащимися методов получения естественнонаучных знаний (наблюдений, создания гипотез и проверяющих гипотезы опытов),
Выполнение учащимися заданий по конструированию ответов на биологические вопросы из имеющихся у них базовых знаний.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Учащиеся должны знать:
- основные понятия и термины курса (уметь давать им определения или характеристику):
клетка, ядро, мембрана, клеточная стенка, хлоропласт, хромосома;
- митоз, мейоз;
- половое, бесполое, вегетативное размножение;
- органические вещества (белки, жиры, углеводы, ДНК),
- неорганические вещества; минеральные вещества;
- фотосинтез, дыхание;
- автотрофы, гетеротрофы; осмотрофы, фаготрофы;
- биоценоз, биогеоценоз (экосистема);
- сапрофиты, паразиты, симбионты, эндосимбионты;
- орган; ткань;
- семя, зародыш, эндосперм, семядоли;
- корень, стебель, лист, побег, почка; цветок (его части), плод;
- корневище, клубень, луковица;
- опыление, двойное оплодотворение;
- особенности строения клеток представителей разных царств;
- способы питания живых организмов;
- способы размножения и их связь с типом деления клеток;
- строение и назначение органов и тканей наземных растений;
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться микроскопом; самостоятельно изготавливать простейшие временные препараты;
- на препаратах и таблицах распознавать изученные объекты – клетки и их части (ядро, хлоропласты, клеточную стенку), ткани и органы растений, представителей различных систематических групп и др.;
- использовать метод рядов для измерения малых тел, пользоваться размерностями (микрометр, нанометр) и уметь переводить эти размерности в метры и миллиметры, рассчитывать относительную поверхность куба;
- пользоваться понятиями зависимости и графиками как выражением зависимостей для объяснения биологических процессов и явлений; строить графики прямой пропорциональной зависимости и геометрической прогрессии;
- разбивать учебные тексты на смысловые отрезки, выделять главные мысли и составлять конспект;
- объяснять результаты опытов, планировать мысленные эксперименты для проверки гипотез;
- устанавливать и объяснять причинно-следственные связи изученных явлений и процессов;
- объяснять связь строения организмов, органов, тканей, органоидов с их функциями; объяснять связь строения организмов со средой обитания;
- сравнивать организмы, таксоны, органы, ткани и клетки разных организмов, находить их сходства и различия.
Распределение времени на изучение тем курса:
Строение и свойства живых организмов. 23 часа
- Основные свойства живых организмов; 2 часа
- Химический состав клеток; 4 часа
- Строение растительной и животной клетки; 2 часа
- Деление клетки; 2 часа
- Ткани растений и животных; 2 часа
- Органы и системы органов; 9 часов
- Растения и животные как целостные организмы; 1 час
- Обобщение. 1 час
Жизнедеятельность организма. 31 час
- Питание и пищеварение; 5 часов
- Дыхание; 3 часа
- Передвижение веществ в организме; 4 часа
- Выделение; 4 часа
- Опора и движение; 3 часа
- Регуляция процессов жизнедеятельности; 4 часа
- Размножение; 4 часа
- Рост и развитие; 4 часа
Организм и среда. 6 часов
Перечень лабораторных, практических работ, экскурсий, рекомендуемых для обязательного выполнения по УМК
Н.И. Сонина
на общеобразовательном уровне:
6 класс:
Определение состава семян. Лаб.работа.
Строение клеток живых организмов. Лаб.работа.
Ткани растительных организмов. Лаб.работа.
Ткани животных организмов. Лаб.работа.
Изучение органов цветкового растения. Лаб.работа.
Распознавание органов животного. Лаб.работа.
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Лаб.работа.
Размножение комнатных растений. Лаб.работа.
Прорастание семян. Лаб.работа.
ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
для 6-го класса по учебнику «Биология. Живой организм» Н.И.Сонин.
(60 часов + 10 часов резервного времени)
№ п/п
| Класс
| Дата
| Тема урока
| Методический инструмент
| Учебно-методическое обеспечение
| Домашнее задание
| Лабораторные работы
| Примечание
| План
| Факт
| Тема 1. Строение и свойства живых организмов. (23 часа)
| 1.
|
|
|
| Многообразие живых организмов. Региональный компонент: растения и животные Ульяновской области.
| Вводный урок.
Знакомство учащихся с учебником;
Эвристическая беседа.
| Учебник с. 4-5
Комнатные растения, табл. слона, кита, секвойи, баобаба.
| Учебник, с.4, принести тетрадь по биологии.
|
| Основные понятия и термины:
живые организмы, объекты природы, микроорганизмы, растения, животные, грибы, биосфера, среда обитания.
|
|
|
| 2.
|
|
|
| Основные свойства живых организмов.
| Комбинированный урок.
Беседа.
Работа с учебником.
Постановка проблемы.
Подведение к выводу.
| Учебник с.4-9, таблицы, бинт (мокрый), заводная игрушка (волчок, юла)
| Учебник с. 4-9
|
| Основные понятия и термины: обмен веществ, раздражимость, рост, размножение, саморегуляция, химический состав клетки.
| 3.
|
|
|
| Химический состав клетки.
| Комбинированный урок.
Постановка проблемы.
Лаб. Работа № 1.
Работа с учебником (текст, рис., диаграммы)
| Учебник с.10, 12-13, зерна пшеницы, предмет.стекло, пробирка, спиртовка, штатив, держатель, табл. «Строение семени пшеницы», доп.источник: научно-популярная литература о происхождение жизни.
| Учебник с.10, 12-13.
| Лаб.работа №1 «Состав семян»
Проведение инструктажа по технике безопасности;
Подготовка микропрепарата по инструкции.
Обсуждение и выводы.
| Основные понятия и термины: химический элемент, органические и неорганические вещества, минеральные соли.
| 4.
|
|
|
| Органические вещества клетки
| Комбинированный урок.
Повторение пройденного материала.
Эвристическая беседа.
Составление таблицы в тетради.
| Учебник с. 11-14, панцирь рака, клубень картофеля, древ.побег.
| Учебник С. 11, 14-15
|
| Основные понятия и термины: органические вещества, белки, жиры, углеводы, крахмал, химический элемент.
| 5.
|
|
|
| Химический состав клетки. Повторение и закрепление изученного материала.
| Обобщающий урок.
Повторение пройденного материала.
Лаб.работа №2.
Закрепление
изученного материала (тестирование).
Обсуждение его результатов.
| Учебник С.15, вода, мука, семена подсолнечника, растительное масло, клубень.
картофеля, пипетки, бумага
|
| Лаб.работа №2 «Определение физических свойств белков, жиров и углеводов».
| Основные понятия и термины: физические свойства, жиры, белки, углеводы,
| крахмал, химический элемент.
| 6.
|
|
|
| Клетка-элементарная частица живого. Лаб.работа «Строение растительной клетки»
| Комбинированный урок.
Работа с учебником.
Лаб.работа №3.
Эвристическая беседа.
| Учебник с.16, 19, микроскоп, предметное стекло, лук, йод, пипетка, салфетка, баночка с водой.
| Учебник с.16, 19
| Лаб.работа №3 «Строение клетки»
Инструктаж по ТБ при работе с инструментами
Подготовка микропрепарата по инструкции.
Обсуждение, выводы.
Зарисовка уч.рисунка.
| Основные понятия и термины: мембрана, фагоцитоз, органоиды клетки.
| 7.
|
|
|
| Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клетки.
| Комбинированный урок.
Рассказ.
Работа с учебником.
Эвристическая беседа.
Рис. по учебнику.
| Учебник с.16 – 20, 22, таблицы, транспаранты для графопроектора, диафильм. Доп.источник: Д.И.Трайтак. Растения, бактерии, грибы. С.6-10
| Учебник с.16-20. Подготовить сообщения о вирусных заболеваниях: грипп, гепатит, СПИД.
|
| Основные понятия и термины: мембрана, фагоцитоз, органоиды клетки.
| 8.
|
|
|
| Вирусы. Обобщение знаний по химическому составу клеток.
| Диалог.
Проведение теста.
Обсуждение проблемы вирусных заболеваний, их профилактика.
| Учебник с.19, 21, таблица.
| Учебник с.21, таблица, доп. – брошюры о вирусных заболеваниях
(доклады), Д.И.Трайтак с.236-239
|
| Основные понятия и термины: неклеточные формы жизни,
вирусы, бактерии, фаги, ДНК,РНК.
| 9.
|
|
|
| Деление клеток. Митоз.
| Комбинированный урок.
Постановка проблемы.
Работа с учебником.
Зарисовка рисунков.
Обсуждение проблемы.
| Учебник с.24-25, таблица, цветные мелки, микроскоп, микропрепараты.
| Учебник с.24-25, рисунок в тетради.
|
| Основные понятия и термины: митоз, мейоз, хромосомы, удвоение ДНК, дочерние клетки.
| 10.
|
|
|
| Мейоз, его биологическое значение.
| Комбинированный урок.
Проверка домашнего задания (опрос).
Рассказ с помощью рисунка на доске.
Обсуждение и подведение итогов.
| Учебник с.26-27, цветные мелки, таблица. Доп.материалы средств массовой информации о клонировании растений и животных.
| Учебник с.26-27, с.28-29
|
| Основные понятия и термины: удвоение хромосомы, хроматиды, гомологичные хромосомы.
| 11.
|
|
|
| Ткани растений. Лаб.работа №4 «Ткани растений»
| Лабораторная работа.
Постановка проблемы.
Лабораторная работа.
Подведение итогов.
| Учебник с. 30-31, микроскоп, комнатное растение, микропрепараты тканей.
| Учебник с.30-31
| Лаб.работа №4 «Ткани растений»
|
| 12.
|
|
|
| Ткани животных. Лаб.работа №5 «Ткани животных»
| Лабораторная работа.
Постановка проблемы.
Лаб. работа.
Подведение итогов
| Учебник с. 32-35, микроскоп, микропрепараты тканей, таблица.
| Учебник с. 32-35.
| Лаб.работа №5 «Ткани животных».
|
| 13.
|
|
|
| Органы цветкового растения. Региональные компоненты: примеры растений, гербарий.
| Контрольно-учетный урок.
Проведение среза по теме.
Эвристическая беседа.
Практическая работа.
| Учебник с. 38, комнатные растения, гербарий, таблица.
| Учебник с.38.
|
| Основные понятия и термины: орган, корень, побег, цветок, плод с семенами, низшие и высшие растения.
| 14.
|
|
|
| Строение и функции корня. Региональные компоненты: примеры растений, гербарий.
| Комбинированный урок.
Анализ срезовой работы.
Организация лабораторных работ.
Эвристическая беседа.
| Учебник с.38-39, 42, гербарий корневых систем, таблица, микропрепараты, микроскоп.
| Учебник с.38, 42.
| Лаб.работа №6 «Строение корневых систем»
Лаб.работа №7 «Микроскопическое строение корня»
| Основные понятия и термины: стержневой, мочковатый корень, зоны корня.
| 15.
|
|
|
| Значение и строение побега. Региональный компонент: примеры растений, гербарий.
| Комбинированный урок.
Проверка изученного материала.
Лабораторная работа.
Закрепление.
| Учебник с.40, ветки тополя, липы, бузины с почками, лупа, препар.игла, таблица.
| Учебник с.40
| Лаб.работа №8 «Строение и расположение почек».
| Основные понятия и термины: побег, почки, конус нарастания.
| 16
|
|
|
| Стебель как осевой орган побега.
| Практическая работа в группах.
Повторение д/з.
Работа с раздаточным материалом.
Обсуждение.
Тестирование
| Учебник с.39, 42-43, таблица ветки растений, скальпель, иллюстрация лубков.
| Учебник с.39, 42-43. Сообщения о значении цветка. Доп. – легенды о цветках.
| Практическая работа №1.
Познавательные задания.
Классификация побегов.
Работа с
текстом учебника.
Вывод о тканях
| Основные понятия и термины: стебель одно- и двудольного растения, кора, луб, камбий,
древесина.
| 17.
|
|
|
| Строение и функции листа. Региональные компоненты: примеры растений, гербарий.
| Работа в группах. Лабораторная работа.
| Учебник с.38-39, 43, комнатные растения, наборы листьев в конвертах, гербарные экземпляра растений.
| Учебник с.38-39, 43.
| Лаб.работа №9 «Простые и сложные листья»
| Основные понятия и термины: сидячий, черешковый лист, листовая пластинка, прилистник, фотосинтез.
| 18.
|
|
|
| Цветок, его значение и строение. Соцветия. Значение соцветий в жизни растений. Региональные компоненты: примеры растений, гербарий.
| Комбинированный урок.
Организация опроса.
Проведение лабораторной работы.
Эвристическая беседа.
Обобщение темы.
| Учебник с.40-43, цветки, бумага, открытки, гербарий.
| Учебник с.40-43, замочить семена фасоли, гороха или бобов.
| Лаб. работа №10 «Строение цветка»
| Основные понятия и термины: цветок, чашечка, венчик, соцветия, одно-двудомные растения, части цветка: рыльце, пестик, тычинка, завязь, столбик.
| |