Скачать 118.44 Kb.
|
Цели урока 1. Помочь шестиклассникам разобраться в идейном содержании рассказа П. Краснова «Шатохи»; увидеть «духовное начало повседневного человеческого состояния». Оборудование урока
Предварительная подготовка к уроку
ХОД УРОКА
Мир... Прекрасный, неповторимый, вечный... Человек в нем словно соломинка в бушующем весеннем водовороте. Наша жизнь в этом вечном мире - действительно мгновенье. Но осознаем ли мы это? Существует точное наблюдение: воздух мы «замечаем» только тогда, когда начинает его не хватать и человек задыхается. Лишь оказавшись в жаркой пустыне, понимаем ценность глотка воды. Ценность жизни осознаем только тогда, когда тяжело заболели или когда в дом постучалась беда... К нам ко всем она, кажется, уже постучалась. Один за другим исчезают на земле целые виды растений, животных, птиц. Гибнут реки, озера, степи, луга. Человек почему-то перестает быть Человеком, а больше напоминает дикаря. Иначе как объяснить его варварство? И больше всего страдают те, кто не может постоять за себя, беззащитен, те, кого мы приручили и за кого в ответе. Вспомним-трагедию Белого Бима... К сожалению, она повторяется. Сегодня нам предстоит соприкоснуться с горькой судьбой не одной собаки, а целой стаи. Их называют «шатохами», то есть обездоленными, шатающимися, никому не нужными. О них нам рассказал оренбургский писатель Петр Краснов. Его портрет на классной доске. Скромный„_человек неприметной наружности , но глаза у него удивительные: кажется, они заглядывают прямо тебе в душу - тревожные, умные, печальные глаза... Годы жизни, проведенные в деревне, работа агрономом во многом определили характер и особенности его книг, герои которых в подавляющем своем большинстве связаны с землей, близки к природе. Обратимся к стихам Куняева из эпиграфа к уроку: Им объявили смертную борьбу, Придумали отстрелы и облавы. Здесь дети часто слышали стрельбу И знали, что она не для забавы, Что будет безопаснее играть, Ходить из школы, ездить на салазках... Естественно, кто думал о собаках, Когда им приходилось умирать?! Как вы думаете, ребята, почему Г. Троепольский , Петр Краснов и многие другие пишут о судьбах собак? (-Собака- верный друг человека. - Потому что ведутся отстрелы собак. - Страшно, когда человек убивает друга…) О чем рассказ «Шатохи»? Определите его тему. (Это рассказ о судьбе бродячих собак,'"которых на селе звали «шатохами». События происходят на улице небольшого села, среди людей - взрослых и детей). • Какие пути привели сюда собак? Кто виноват в том, что они стали шатохами? (На окраине деревни, возле скотомогильника, прижилась стая «шатох». Разные пути приведи сюда собак, но все они оказались здесь по вине людей: либо выброшены за ненадобностью, либо так обижены хозяевами, что даже непоколебимая собачья преданность была разрушена.) . Судьба какой собаки особенно потрясает? Почему? Вспомните, что и как говорят о Лютом участники событий? (С искренним сочувствием колхозный шофер: «Взять хоть этого Анисия Лютого так Анисий его порол! Знамо дело, синяков или еще чего у пса не увидишь; заметно это у них в тех местах, куда саданули, шерсть так топорщится... так трава вянет, когда дернину подстрижешь. И помню, всегда он в людях бегал, а в позапрошлом году Анисий на дойке его как перетянул кнутом при моих глазах... Я думал, он его надвое охвостником развалил!... Нет, оклемался где-то пес, травки покусал и вернулся-таки к хозяину, простил. Пошло у них опять все по-старому; Анисий дрыхнет, а Лютый коров сторожит день-деньской за двоих, а если что не так, Анисий - за кнут. Кобель, известное дело, от этого злел, ну и дотерпелся до точки, и теперь вот ни себе, ни людям... Непутево с ним вышло. - Так от Анисия уже вторая собака бегает... Не вытерпливают. Скучная, должно быть, житуха». Кузька: «Лютый, он умный - страсть! Только он людей не любит, дикий стал».) . Почему собаки набросились на Гришука? Какое, хорошо известное ему правило, он нарушил? (Гришук нарушил правило, которое знал: «бегать никак нельзя, потому что собаки тогда кинутся, хотя бы из любопытства». -Но он, подгоняемый страхом, все-таки побежал.) Чтение этой сцены. • Что случилось, почему Лютый спасает мальчика? Чтение сцены («Собаки, повалив Гришука, драли зубами его валенки и одежонку, и он, почти теряя сознание от страха, жалобно, как последнюю надежду и защиту, позвал «маменьку», и в то же мгновенье он услышал короткий взвизг и захлебывающееся рычание». Собаки разом отпрянули от него, и Гришук увидел Лютого: «... пес стоял к стае боком и тихо, сотрясая воздух, рычал... Собаки, отскочив, глядели на Гришука безучастно, одна из них с остервенением уже искала блох в свалявшейся шерсти, а веселая Волна как ни в чем не бывало ластилась к Лютому. Лютый куснул подвернувшийся ему собачий бок и увел за собой всю стаю».) Милосердный ли это жест сильного по отношению к слабому, мудрость взрослого, который инстинктивно оберегает «детеныша», или идущая от века собачья преданность человеку, которую жестокостью так и не смогли до конца уничтожить люди, - автор ре дает ответа. Беду от мальчика отвел гонимый людьми пeс . . Каково отношение автора в данной ситуации к стае «шатох»? Зачитать текст. («Гришук вытер рукавом глаза и огляделся назад. Собаки, прибавив ходу, разрозненной цепочкой уходили в степь... поджав хвосты, горбясь, с yrрюмостью бродяг перед всем оседлым, хозяйским й потому никем не гонимым.) Какова же реакция людей на милосердный, «человечный» поступок гонимого «шатохи»? (Первая эмоциональная реакция Пантелеева, бывшего свидетелем события: «Погодите, шатохи... отучим!» Фельдшерица Тамара Павловна возмущается тем, что за 2 года она перевязала 5 человек! Раскаляя себя, она явно подстрекает Пантелеева: «Не понимаю, как вы, родители... можете терпеть у себя под боком эту банду! Вы не мужчины, у вас ружья там... на худой конец, можно участкового попросить, чтобы помог... сделайте это сейчас же, на днях!»). • Ребята, обратите внимание, кто-нибудь вспоминает о том, благодаря кому мальчик остался жить? (-Никто не вспоминает. - Все забыли о Лютом, не приласкали его.) Учитель: Да, вы правы: никто не испытывает благодарности к старому, преданному псу, который не разучился любить людей... А у этих людей все мысли сейчас только о том, как расправиться со стаей собак. Люди готовят им кровавое побоище... . Каковы корни жестокости, безжалостности Понырина? • Как вы думаете, почему бывший фронтовик стал таким? (Понырин - сиволапый, неприбранный, с неопределенной ухмылкой на занозистом, обрюзгшем лице, пологими бабьими плечами; презрительно-высокомерен в отношении к односельчанам: «Набегут - не разгонишь. На дело нет, а на безделье... найдутся охотники». Автор подчеркивает плоские циничные шутки Понырина, постоянное хвастовство орденами и медалями. Но главное в нем - безжалостность. Это странно, потому что Понырин - фронтовик («на войне лейтенантом был»), видел страдания и смерть, а превратился в жестокого циника. Он с наслаждением рассказывает, что уже участвовал в облавах на собак и сам убил «штук пять, не менее». Инстинкты собственника толкают Понырина на кровавую месть, не оставляя в нем ничего человеческого. «И вдруг он обрюзг еще больше, заносчиво оглядел всех... и сказал средь тишины: «А ты что думал, что я сюда ради одного кобелька приплясал, едрена корень?! Не-ет, милай, пока я их, - он похлопал широкой ладонью по карману, патроны приглушенно звякнули, - не поцукаю, с пажи не уйду и от собак не отстану... я на них давно зубок имею - за цыплаков моих, инкубаторских, и вообще... Мне плевать, какие они там, и с каких бед они от хозяев поразбежались, я сюды стрелять пришел. И я им устрою кордебалет, они у меня попляшут! - Понырин опять ухмыльнулся, сдабривая общее впечатление, и с показной силой потряс ружьем. - Повоюем!?» Он идет на расправу за своих «цыплаков». Поражают эгоистическое равнодушие этого человека («мне плевать, какие они там») и жестокость, ставшая нормой поведения. Осенью он ни за что («просто так») убил собаку своего соседа. Обыкновенное человеческое сострадание и жалость. Понырин воспринимает как что-то ненормальное («Что за разговоры такие - жалеть? Кто тебя знает: может быть, ты дома мух не бьешь оттого, что жалко... Ненормальный какой-то», - сказал Понырин Фильке, брезгливо и равнодушно отвернулся»). . Кто противостоит Понырину? Кто вызывает у вас симпатию? (Филька, несмотря на то, что выпил, вызывает нашу симпатию - он против расправы над «шатохами». В нем говорит не только голос сердца, не только протест против жестокости, но страстное желание остановить ее.) Новый термин: кульминация Противостояние Понырина и Фильки - кульминация рассказа . Здесь открыто столкнулись две жизненные позиции, две философии. . Что, по мнению Фильки, самое страшное в происходящем? (Он видит глубинный смысл происходящего: « Вы не думайте, что если вас много собралось, то вы уже и народ! Мальчонков набрали, приучаете, а они вам потом сами головы поотвертывают!...» Вот что самое страшное – страшен пример взрослых!) Подтвердились ли его предостережения в последующих событиях? ( Да. Финал рассказа: поведение Кузьки.) Почему состоялась расправа? Почему зло победило? (Большинство сельчан собрались вовсе не для того, чтобы творить зло. Они пришли, чтобы 'посудачить, покурить, посмотреть. Да и Филькины слова не оставили людей равнодушными. Но Понырин подстрекает людей, и они пошли за ним. В отличие от Фильки, он агрессивен, его безнравственность подавляет, и его зло очень aктивно и действенно.) Сравните описание природы перед расправой и после, в моменты «охоты» (прочитать два отрывка). Что переживал и перечувствовал Грищук во время расправы над собаками? Как менялось его состояние? (Картины одна страшнее другой запечатлеваются в сознании мальчика. Умирающая на снегу красавица Волна, дикая расправа с ее детенышем, который лежал с перебитым позвоночником, а Кузька (вот он пример взрослых!) совал ему в морду палку, и щенок от боли и страха скулил виновато и боязливо, как провинившийся. Гришук видел трупы собак, слышал стоны и вой недобитых, взгляд его выхватил фигуру своего спасителя, умного, гордого, смелого и великодушного Лютого, который бежал сейчас, припадая на свою криво сросшуюся лапу, «подобрав хвост и согнувшись, словно ожидая удара в спину». И оттого, что так , бежал Лютый, было невыносимо страшно. Гришук испытывает чувство тоски, от которой все немеет внутри, «и какое-то недетское одиночество» (чтение второго эпиграфа.) Подведение итогов 1) Вспомните сцену гибели Лютого. В чем нелепость, противоестественность творимого?
Сцены гибели собак читают четыре ученика. «Собак было десять-двенадцать, они бежали растянутой стаей... Сзади, неподалеку от Волны, чуть припадая на свою криво сросшуюся лапу, бежал Лютый, подобрав хвост, словно ожидая удара в спину. Вдруг заскулила еще одна собака, потом другая заплясала тонко и жалобно, приостановившись и подняв к небу морду, точно принюхиваясь в тоске к опасности, исходящей со всех сторон. Короткий нервный скулеж возник на пажити, потянулся в небо, скорбный; и такая обреченность, такая тоска слышалась в этих глухих, будто из самой земли вышедших звуках, такая ребячья боязнь перед окружающей их неизвестностью, творимой судейской жестокостью людей... Волна ковырялась в снегу, все пыталась поднять голову, и ее сиплое страшное скуление прорезывало … испуганное тявканье растерявшихся собак, проникало насквось, в самую душу. В муке, в недоуменье доживала она свои последние минуты … Она пыталась поднять голову, посмотреть, а сильное тело не слушается ее и уже подрагивает, дергается в первых мускульных разрядах агонии и слабеет с каждым новым мгновеньем боли и муки … Лютый вспрянул, оторвался от конюха и, вытянув оскаленную морду и прижав к черепу уши, рванулся на него... Лютый хрипел, судорожно вытягивая задние лапы, и глаз его остекленело-гневно, неподвижно был устремлен не на своих губителей, а в серый, скатывающийся в тягучие сумерки день над их головами... Его так и вынесли на вилах, еще подрагивающего пегой, линяющей шкурой, с волочившейся по утоптанному снегу крупной головой, вынесли бестолково и торопливо, как муравьи таскают свою добычу... Заключительное слово учителя Гришук знал, что ему надо бы уйти сейчас подальше от людей, но теперь было все равно. И он сидел, потому что устал очень, и еще у него болел бок ~ так болел после тычка конюха, что даже дышать больно было. «Пусть они сами все уходят, ему будет в сто раз лучше, - думал он, - в тысячу раз легче ему будет». По вине человека гибли животные... Убийц было несколько, несколько из 30! А остальные?! Большая, серая толпа, равнодушно взирающая на происходящее. С их молчаливого согласия вершился суд! Гришук, измучившись, хочет остаться один, как «шатоха», потому что жить по-прежнему с этой серой массой не может. Он понимает, что в стае собак нашлась одна, которая спасла ему жизнь. Среди людей же не нашлось ни одного, кто пожелал бы спасения беззащитных животных. Как хотелось, чтобы после сегодняшнего урока остановилась чья-то рука, занесенная для удара, чтобы кто-то из вас остановил чужую руку, поднявшуюся на другого: будь то животное или человек. Доброта - великое чувство, которое нужно учиться растить в себе. Экскурсия по фотовыставке «Мой верный друг». Учитель: А теперь, ребята, обратимся к нашей фотогазете. Мне кажется, что она - убедительное свидетельство того, что многие из вас «вырастили» в себе это великое и прекрасное чувство - доброту. Фото ваших домашних животных и подписи к ним нельзя сделать ленивыми руками и продиктовать равнодушным сердцем. Вы только посмотрите, сколько здесь тепла, добра и поэзии! (Обращается внимание на наиболее яркие и удачные фотографии домашних животных и подписи к ним). Домашнее задание: написать сочинение –миниатюру на тему « Мой верный друг». МОУ « Гимназия №29» Урок по литературе на тему « Спешите стать терпимей и добрей …» урок по рассказу П. Краснова « Шатохи » Учитель Грунина Елена Васильевна Саранск 2011 |