№ дата
| Тема урока
| Тип урока
| Основное содержание
| оборудование
| Требования к знаниям и умениям обучающихся
| Домашнее задание
| Контроль знаний
|
Введение в курс общей биологии (5 часов)
|
1
| Содержание и построение курса общей биологии
| (лекция)
| Система биологических наук
Объект изучения биологии, методы познания живой природы, этапы познания, роль биологии.
|
| Называть:
Естественные науки, составляющие биологию
Объяснить:
Роль биологии в формировании научного мировоззрения
| § 1
|
|
2
| Основные свойства жизни
| Урок изучения нового
(лекция)
| Отличительные особенности живых организмов от неживых тел. Обмен веществ, процессы синтеза и распада
|
| Называть:
Признаки живых организмов
Описывать: проявление свойств живого
Выделять: особенности взаимоотношений со средой
| § 2
| О биологии как системе биологических наук, областях ее исследований и значении в жизни человека.
|
3
| Структурные уровни организации жизни.
| Урок изучения нового
(лекция)
| Основные уровни организации живой природы.
Лабораторная работа № 1
|
| Перечислять: уровни организации живой материи
Характеризовать: проявление свойств живого на различных уровнях организации.
| § 3
| Об общих свойствах живого и их характеристиках.
|
4
| Значение практической биологии. Методы биологических исследований.
| Урок изучения нового
(лабораторный практикум)
| История биологии, достижения современной биологии, методы биологических исследований.
Лабораторная работа № 2
|
| Называть:
Методы исследования живой природы
Объяснить:
Роль биологии в формировании научного мировоззрения
| § 4-5
| О многообразии уровней организации живой материи
|
5
| Значение биологических знаний.
| Урок обобщения и систематизации знаний.
(семинар)
| Тестирование в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.
|
Биосферный уровень жизни (8 часов)
|
6
| Учение о биосфере
| Урок изучения нового
(лекция)
| Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Распределение живого вещества в биосфере. Биомасса.
Учение В.И. Вернадского.
|
| Называть: структурные компоненты и свойства биосферы, границы биосферы и факторы их обуславливающие.
Характеризовать: живое вещество, костное и биокостное в-во биосферы.
| § 7
|
|
7
| Происхождение живого вещества
| Урок изучения нового
(лекция)
| Гипотезы о происхождении жизни
|
| Называть: ранние гипотезы происхождения жизни, этапы возникновения жизни
Знать: современные гипотезы происхождения жизни
| § 8
| О биосфере, ее структуре, границах и основной функции.
|
8
| Биологическая эволюция и развитие биосферы
| Урок изучения нового
(лекция)
| Роль прокариот и эукариот в эволюции жизни на Земле.
|
| Выявлять: черты био прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции.
Устанавливать взаимосвязь: закономерностей развития орг. мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.
| § 9
| О современных гипотезах происхождения жизни на земле, об этапах физико-химической эволюции
|
9
| Биосфера как глобальная экосистема
| Урок изучения нового
(лекция)
| Биосфера как биосистема
|
| Характеризовать компоненты биосферы
| § 10
| Об основных ароморфозах, о роли прокариот и эукариот в эволюции жизни на Земле.
|
10
| Круговорот веществ в природе
| Урок изучения нового
(лекция)
| Круговорот углерода, фосфора, воды и т.д. Роль живого вещества в биосфере.
|
| Описывать биохим циклы воды, углерода; проявление физико-хим воздействия организмов на среду.
Характеризовать сущность и значение круговорота веществ, и превращение энергии.
| § 11
| О биосистеме биосферы и ее компонентах, о функции живых организмов в биосфере.
|
11
| Человек как житель биосферы
| Урок изучения нового
(лекция)
| Ноосфера. Этапы и способы воздействия человека на биосферу.
|
| Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу
| § 12
| О круговороте веществ в биосфере
|
12
| Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле.
| Урок изучения нового
(лекция)
| Особенности биосферного уровня. Основные структурные элементы уровня. Значение биосферного уровня.
| Таблица «Биосфера», кинофильм
| Характеризовать высший уровень организации жизни на Земле
Раскрывать значение биосферного уровня.
Развивать убежденность учащихся в необходимости сохранения биосферы и ее разнообразия.
| § 13
Подготовить сообщения о загрязнении среды на глобальном, региональном и местном уровне.
| О способах воздействия человека на природу и его отношение к ней в разное историческое время.
|
13
| Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы
| Урок изучения нового
(лекция)
| Человек как фактор биосферы. Загрязнение среды. Научная основа сохранения биосферы. Задачи устойчивого развития.
| кинофильм
| Характеризовать человека как фактор биосферы
Раскрывать значение научных знаний о природе.
Познакомиться с задачами устойчивого развития.
Развивать убежденность учащихся в необходимости сохранения биосферы и ее разнообразия.
| § 14, сообщения о сознанательных и случайных воздействиях человека на природу.
| О структурных элементах, основных процессах и организации биосферного уровня
|
14
| Экологические факторы и их значение.
| Комбинированный урок
| Лабораторная работа № 3
Среды жизни на Земле. Экологические факторы и свойства среды.
| Таблица «Среды жизни», «Действия факторов среды на живые организмы», гербарий, комнатные растения.
| Расширить знания об экологических факторах.
Формировать знания о среде жизни организмов.
Характеризовать условия обитания организмов.
Раскрывать взаимосвязь условий жизни и приспособлений организмов к ним
| § 15, выписать в тетрадь термины и объяснить их.
| О человеке как о факторе биосферы.
|
15
| Урок обобщения по теме: «Биосферный уровень жизни»
| Урок обобщения и систематизации знаний (семинар)
| Тестирование в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.
|
Биогеоценотический уровень организации жизни (9 часов)
|
16
| Биогеоценоз как особый уровень организации жизни
| Урок изучения нового
(лекция)
| Понятие о биогеоценозе как надвидовой биосистеме.. Структурные элементы биогеоценотического уровня.. Значение биогеоценотического уровня.
| Таблицы «Биогеоценоз дубравы», «Биогеоценоз пруда», «Строение экосистемы», «Типы питания», комнатные растения
| Знать о надорганизменных уровнях.
Характеризовать структурные элементы, основные процессы и организацию б-го уровня
| § 16
| О средах жизни на Земле, об экологических факторах, о последствиях воздействия на природу.
|
17
| Биогеоценоз как био- и экосистема.
| Урок изучения нового
(лекция)
| Природные сообщества. Учение о биогеоценозе. Учение об экосистеме.
| Таблицы «Строение экосистемы», «Биогеоценоз дубравы», «Биогеоценоз пруда», гербарии, чучела животных.
| Давать определение понятиям биосистема, экосистема.
Объяснять основные условия возникновения биогеоценозов.
Характеризовать биологический круговорот веществ.
| § 17
| О биогеоценотическом уровне организации, о его структурных элементах, основных процессах и значении.
|
18
| Строение и свойства биогеоценоза.
| Урок изучения нового
(лекция)
| Трофическая структура биогеоценоза. Пространственные связи в б-зе
| Таблицы «Биогеоценоз дубравы», «Пищевые цепи», «Экологическая пирамида», «Строение экосистемы»
| Формулировать понятия «пищевая цепь» и «пищевая сеть».
Раскрывать сущность трофических уровней и правила экологических пирамид.
Показывать ярусное строение наземных биогеоценозов и биотопов.
| § 18
| О природных сообществах, о биогеоценозе и экосистеме, об ученых - авторов терминов «биогеоценоз» и «экосистема»
|
19
| Совместная жизнь видов (популяций)
| Комбинированный урок
| Лабораторная работа №4
Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Взаимные адаптации в биогеоценозе.
| Таблицы «Биотические взаимодействия», «Биогеоценоз дубравы», чучела, коллекции, гербарии
| Анализировать конкретные примеры взаимоотношений организмов в биогеоценозе,
Иметь представление об экологической нише, жизненных формах и их значении.
| § 19
| О трофической структуре экосистем, о пространственных связях в биоценозе, об экологической нише, жизненных формах и их значении.
|
20
| Причины устойчивости биогеоценозов.
| Урок изучения нового
(лекция)
| Богатство видового состава и функциональное разнообразие. Значение жизненного пространства для поддержания биогеоценоза. Средообразующие свойства видов.
| Таблицы «Биогеоценоз дубравы», «Строение экосистемы» коллекции, гербарии.
| Давать определение понятиям «устойчивость экосистемы», «гомеостаз экосистемы»
Раскрывать свойства б-за и факторы, определяющие устойчивость экосистемы.
Знать структурные и функциональные единицы э-мы.
| § 20
| О разнообразии биоценотических связей и их значение.
|
21
| Зарождение и смена биогеоценозов.
| Урок изучения нового
(лекция)
| Понятие системы биогеоценозов. Смена б-за. Типы сукцессионных смен.
| таблицы
| Объяснять понятия о смене б-зов, конкретном б-зе, факторах, вызывающих смену б-за.
Определять роль человеческой деятельности в смене б-за.
| § 21
| Об основах устойчивости б-зов, о причинах смены б-зов, о причинах нарушения устойчивости б-зов.
|
22
| Сохранение разнообразия биогеоценозов.
| Урок изучения нового
(лекция)
| Антропогенное влияние. Сохранение разнообразия б-зов
| Таблицы по общей биологии, портреты ученых, тексты международных соглашений и проектов, карта России и мира.
| Понимать значение разнообразия б-зов для устойчивости глобальной экосистемы.
Классифицировать деятельность человека на природу.
| § 22
| О смене б-зов, о причинах сукцессионных смен, о типах смен б-зов, о проблеме сохранения б-зов
|
23
| Экологические законы природопользования.
| Урок изучения нового
(лекция)
| Б-зы как источник благополучия людей. Экологические законы природопользования
| Карты мира и России, Красная книга.
| Понимать влияние биосоциальной сущность человека на природу.
Знать об охраняемых территориях Земли
| § 23
| О влиянии хоз деятельности человека на б-зы, о путях и перспективах сохранения биоразнообразия
|
24
| Урок обобщения и подведения итогов по теме: «Биогеоценотический уровень жизни»
| Урок обобщения и систематизации знаний (семинар)
| Тестирование в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.
|
Популяционно-видовой уровень жизни (12 часов)
|
25
| Вид, его критерии и структура.
| Урок изучения нового
(лекция)
| Лабораторная работа №5
Вид - основной структурный элемент б-зов. Репродуктивный критерий вида. Современное представление о виде.
| таблицы
| Давать понятие вида как основной структурной единице в системе организмов и качественном этапе эволюции видов.
Называть критерии вида и их признаки.
Уметь составлять характеристику видов.
| § 24
| Об экологических законах природопользования, о стратегии человечества в деле сохранения экосистемного многообразия.
|
26
| Популяция как форма существования вида.
| Урок изучения нового
(лекция
| Популяция - надорганизменная биосистема. Популяция - компонент б-за. Популяция - генетическая система.
| Таблицы по общей биологии
| Понимать особенности популяции как надорганизменная биосистема и значении индивидуальных территорий
| § 25
| О виде, его основных критериях и их значении, о современном понимании вида.
|
27
| Популяция как основная единица эволюции.
| Урок изучения нового
(лекция)
| Популяционные основы экологии. Понятие о микроэволюции. Движущие силы и факторы эволюции.
| Таблицы «Естественный отбор» «Искусственный отбор», «Мутационная изменчивость», «Борьба за существование»
| Объяснять популяционные основы экологии.
Давать определение понятиям «макро и микроэволюция»
| § 26, подготовить сообщения о ведущих причинах вымирания видов в различные периоды истории человечества.
| О популяции и виде, о популяции как единице эволюции, о роли популяции в микроэволюции.
|
28
| Видообразование и его способы.
| Урок изучения нового
(лекция)
| Понятие о видообразовании как о сложнейшем процессе в развитии живой материи. Способы образования видов. Причины вымирания различных групп организмов.
| Таблицы «Географическое видообразование» «Экологическое видообразование», гербарий, коллекции насекомых.
| Иметь представление о видообразовании как результате эволюции.
Называть причины образования новых видов.
Характеризовать пути видообразования.
| § 27, подготовить сообщения об этапах происхождения человека, «Биосоциальная сущность вида Человек разумный»
| О популяционных основах экологии, о микроэволюции и ее результате, о движущих силах и факторах эволюции.
|
29
| Этапы происхождения человека.
| Урок изучения нового
(лекция)
| Происхождение человека. Антропогенез. Общая закономерность эволюции человека.
| Таблицы «Эволюция человека»
| Называть стадии антропогенеза.
Понимать действие движущих сил в эволюции человека.
Иметь представление о разнообразии древнейших представителей рода Человек.
| § 28, подготовить с сообщения о человеческих расах.
| О процессе видообразования, его причинах и основных способах, о причинах вымирания различных групп организмов
|
29
| Человек как уникальный вид живой природы.
| Урок изучения нового
(лекция)
| Популяционные основы антропогенеза. Уникальная особенность вида Человек разумный. Расы людей
| Таблицы «Человеческие расы»
| Иметь представление об особенности эволюции современного человека.
Объяснять полиморфность вида Человек разумный.
Знать о единстве всех рас и их равноценности.
| § 29
| Об этапах антропогенеза и их особенностях.
|
30
| История развития эволюционных идей.
| Урок изучения нового
(лекция)
| Вклад ученых в развитие эволюционных идей. Теория Ч.Дарвина.
Естественный отбор.
| Таблицы «Естественный отбор» «Искусственный отбор», «Мутационная изменчивость», «Борьба за существование», портреты ученых
| Знать о разнообразии взглядов на эволюцию в разные исторические периоды.
Уметь давать сравнительный анализ эволюционных идей.
| § 30
| О популяционных основах антропогенеза, об уникальных особенностях вида Человек разумныйда, о гипотезах происхождения человека.
|
31
| Современное учение об эволюции
| Урок изучения нового
(лекция)
| Формирование синтетической теории эволюции. Связь современной ТЭ с теорией Ч. Дарвина
| Таблицы, иллюстрирующие популяцию и вид, живые экземпляры растений
| Иметь представление о современных взглядах на эволюцию животных.
Называть основные положения современного учения об эволюции
Понимать синтетический характер современного эволюционного учения.
| § 31
| О сущности и значении основных положений эволюционного учения.
|
32
| Результаты эволюции и ее основные закономерности.
| Урок изучения нового
(лекция)
| Лабораторная работа №6
Результаты эволюции. основные закономерности эволюции.
| Таблицы, иллюстрирующие популяцию и вид, живые экземпляры растений, кинофильм «Вид и видообразование»
| Знать основные закономерности эволюции.
Давать определение понятию «коадаптация»
Называть результаты эволюции.
| § 32
| О синтетической теории эволюции и ее основных положениях
|
33
| Основные направления эволюции.
| Урок изучения нового
(лекция)
| Основные направления эволюции. Ароморфоз, идеоадаптация, эволюционный регресс.
| Таблицы «Современная система орг мира», «Главные направления эволюции», «Эволюционное дерево»
| Иметь представление о современной системе живой природы.
Давать определения понятиям «биологический прогресс и регресс»
Характеризовать три основных направления эволюции.
| § 33
| Об эволюции, ее движущих силах, результатах и значении.
|
34
| Особенности популяционно-видового уровня жизни
| Урок изучения нового
(лекция)
| Двойственное положение популяции в природе. Значение популяционно-видового уровня в природе.
| Таблицы по общей биологии.
| Уметь объяснять особенности популяции как надорганизменной системы.
Характеризовать популяционно-видовой уровень.
| § 34
| Об основных направлениях прогрессивной эволюции организмов, о способах достижения биологического прогресса.
|
35
| Всемирная стратегия охраны природных ресурсов.
| Урок обобщения и коррекции знаний
(семинар)
| Категории видов по степени угрозы исчезновения таксонов и популяций. Международная охрана природы.
| Таблицы по общей биологии., тексты международных соглашений и проектов.
| Систематизировать категории видов по степени угрозы исчезновения.
Иметь представление о всемирной стратегии охраны природных видов
| § 35, собрать сведения о редких и вымирающих видах своего края.
| Об особенностях популяционно-видового уровня и его значении.
|