Учитель начальных классов
МОУСОЛШ №11 г. Сарова
Постникова Н. О.
Предмет: обучение чтению
Тема: Звуки [x], [x’] и буква Х, х.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Задачи:
познакомить учащихся со звуками [х], [х’] и буквой, которая их обозначает.
учить детей различать звуки и буквы, правильно произносить звуки и названия соответствующих букв;
совершенствовать навык чтения;
развивать познавательную активность;
расширять словарный запас;
вырабатывать самооценку;
развивать коммуникативные качества.
Оборудование:
Демонстрационное пособие «Лесенка»;
Мягкая игрушка «Петушок»;
Рисунки животных, в названии которых есть звуки [х], [х’];
Мешочек с буквами Ж, Х, К, У, А, М, И;
Карточки дифференцированного характера;
Звуковой человечек
Ход урока
Действия учителя
| Действия ученика
| Организационный момент 1 мин
Каким бы вы хотели видеть наш урок?
Какие качества надо проявить, чтобы получился такой урок?
Желаю всем сегодня на уроке подняться на следующую ступеньку лестницы знаний.
Актуализация знаний 2 мин
- В городе Букв сегодня праздник – день рождения буквы. Жители города (звуки и буквы) пригласили нас в гости. Вспомним, с какими буквами мы уже знакомились на уроках.
- Откройте «Азбуку» по закладке. Назовите:
- Молодцы, ребята! Все буквы назвали правильно!
Формулирование темы и цели урока 3 мин
- Итак, отправляемся в путь. Дорога в город Букв ведёт по клеточкам. В какой клеточке мы сейчас?
- Проследите глазами наш путь:
2 клетки вправо,
4 клетки вниз,
1 клетка влево.
- В какой клеточке мы оказались?
ПЕРЕВЕРНУТЬ КАРТОЧКУ
- Кто нас встречает?
- Петух по кличке Хитрец поможет нам сегодня добывать новые знания.
- Послушайте внимательно слово: ПЕТУХ. Назовите последний звук.
- Послушай те следующее слово ХИТРЕЦ, назовите первый звук.
- Тема сегодняшнего урока – «Звуки [х], [х’] и буква, которая их обозначает».
- Опираясь на фразы, написанные на доске, скажите, чему мы сегодня должны научиться? Выделение новых звуков 5 мин
- В городе Букв строятся звуковой домик для слов ПЕТУХ и ХИТРЕЦ. Постройте и вы свои домики. - Какое слово живёт в твоём домике?
- Кто считает так же?
- В какой комнатке живёт звук [х]? - В какой комнатке живёт звук [х’]?
- Чем эти звуки похожи?
- Чем они отличаются?
Физкультминутка 2 мин
- Петух Хитрец решил пригласить к себе гостей – животных, в названии которых есть эти звуки. Кто может прийти в гости к петуху?
- Поможем петушку выбрать для них угощение. Как вы думаете, какие продукты любят гости?
- Если звуки [x][x’] есть в словах, вы приседаете, если нет – разводите руками. - Чем же будет петушок угощать своих гостей?
- Петушок благодарит вас за помощь.
Итог этапа 1 мин
- С какими звуками познакомил нас петух Хитрец?
- Расскажите, что вы узнали об этих звуках.
Знакомство с новой буквой 4 мин
- Своих гостей петушок повёл в сад. В траве они увидели мешочек с буквами. Есть ли среди них та, которая обозначает звуки [x][x’]?
- Как называется эта буква?
- Изобразите букву Х (встать, ноги шире плеч, руки в стороны, вверх).
- Где будет жить буква Х в городе Букв?
- Найдём страницу в Азбуке, где живёт буква Х. Сколько букв вы видите?
- Они похожи или отличаются?
- Чтобы вы запомнили букву Х, я повешу в классе страничку из нашей цветной АЗБУКИ. Назовите слова, где пишется буква Х?
- Где бы вы написали её в этих словах: в начале, в середине или в конце?
- Петушок хочет проверить, научились ли вы отличать букву Х от других букв? На карточках подчеркните букву Х. - Это задание я проверю позже и результаты скажу вам на следующем уроке. А сейчас петушок со своими гостями идут на прогулку.
Чтение слогов с буквой Х 4 мин
- Во время прогулки петушок и его гости увидели в траве необычные зёрнышки. В каждом зёрнышке написан слог. Поможем им прочитать слоги с буквой Х.
- Найдите в учебнике слоги с буквой Х. Прочитайте слоги про себя. Прочитайте слоги, где звук мягкий.
- Петушок Хитрец очень доволен, что вы помогли его гостям прочитать слоги. Он говорит вам: «Спасибо!» и предлагает немного отдохнуть.
Физкультминутка 1 мин
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем.
Вверх на солнце посмотрели,
Нас всех лучики согрели,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
Чтение слов с буквой Х 5 мин
- Петушок Хитрец предлагает своим гостям поиграть . поиграем вместе с ними. Возьмите карточки №2.
На страничках зелёного цвета такое задание: составьте из слогов слова, запишите их. Найдите лишнее слово.
На страничках голубого цвета надо соединить рисунок и слово.
Остальные ребята работают вместе со мной.
На доске слова и картинки:
муха, хобот, мухомор, хлебушек.
Называем гласные, читаем по слогам, читаем целое слово,
Индивидуально (соединить картинку со словом).
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ:
- Маша, прочитай слова, которые ты составила. Олег, ты согласен? Таня, у тебя такие же слова?
- Илья, какое лишнее слово ты выделил? Почему?
- Кто думает так же?
- Кому понравилось задание, которое предложил петушок?
- Что мы учились делать?
- Сравните группы слов, которые вы прочитали.
Таня, прочитай свои слова.
Серёжа, прочитай свои слова.
Никита, прочитай свои слова.
- Ребята, какое слово встретилось во всех группах слов.
Работа с предложениями
- Петушок любит читать познавательные книги. Из своей новой книги петушок узнал, почему этот гриб так называется. А вы можете ответить на этот вопрос?
Зелёные карточки: прочитать самостоятельно, приготовиться отвечать на вопрос, который содержится в тексте;
Вы работаете самостоятельно.
Голубые карточки: прочитать, вставляя пропущенные буквы;
Белые карточки: прочитать без ошибок.
ПРОВЕРКА:
- Прочитайте описание мухомора.
- Прочитайте предложение, где говорится о том, какую пользу приносит этот гриб животным. - Скажите, почему этот гриб так назвали?
- Чему учил нас петушок?
- Что нового вы узнали из текста?
Итог урока 1 мин
- Ребята, пора нам возвращаться из города Букв. Давайте вспомним, с какой буквой познакомил нас петух Хитрец?
- Оденьте звукового человечка и расскажите, как работает буква Х?
- Петушок приготовил вам интересные задания, которые вы можете выполнить дома или в группе. Он хочет поблагодарить вас за работу и говорит вам СПАСИБО.
Самооценка 1 мин
- Вспомните, какие задачи стояли перед нами в начале урока и подумайте, всё ли у вас получилось? Удалось ли вам подняться по лесенке знаний и узнать что-то новое? Выходя из класса, оцените свою работу на уроке.
- Наш урок окончен.
|
- Интересным, познавательным.
-Внимательно слушать, активно работать, не отвлекаться. «Лесенка» (Приложение 1)
Учащиеся по ленте букв в «Азбуке» называют:
буквы гласных звуков;
буквы звонких согласных;
буквы глухих согласных;
назовите буквы, обозначающие всегда мягкие согласные;
назовите буквы, обозначающие всегда твёрдые согласные.
Проверка:
ХЛОПНУТЬ - ТОПНУТЬ
- В клеточке Б-5.
А Б В Г Д
5
4
3
2
1
Учащиеся пишут ответ на индивидуальных досках.
- Мы оказались в клеточке В-1. - Нас встречает петушок. Мягкая игрушка - Последний звук [х]. - Первый звук [х’].
На доске написано:
Познакомиться …
Учиться отличать…
Учиться читать… Учащиеся выкладывают схему слов ПЕТУХ (мальчики) и ХИТРЕЦ (девочки).
Двое за доской.
- Этот звук живёт в последней комнатке.
- В первой комнатке.
- Эти звуки согласные, глухие.
- Звук [х] твёрдый, а звук [х’] мягкий. - К нему могут прийти черепаха, хомяк, хамелеон.
РИСУНКИ - Гости любят продукты, в названии которых есть звуки [x][x’]. Хлеб, конфеты, халва, горох, печенье, холодец, торт, молоко, сахар.
Учащиеся повторяют слова. Ответ ученика.
- Звук [х] – согласный, твёрдый, глухой, звук [х’] – согласный, мягкий, глухой.
Учащиеся по одному вынимают буквы, называя их.
- Буква «ха».
БУКВА Х ВСЁ ХОДИТ, ХОДИТ, МЕСТА ЧТО ЛИ НЕ НАХОДИТ,
- В переулке непарных, в сине-зелёном домике. ОТКРЫВАЮ ДОМИК. - Две буквы: заглавную и маленькую.
- Похожи, отличаются величиной. - В начале слов.
КАРТОЧКИ №1 (Приложение 2)
ПРОВЕРИТЬ ВЫБОРОЧНО
ах сах хса сха ох нох хно нхо их тих хти тхи
прочитайте тихо, громче, ещё громче (по строчкам) ВМЕСТЕ
Настя, прочитай предпоследний столбик, Даша – первый столбик.
читайте слоги, которые я покажу (вразброс)
- ХИ, ХЕ.
КАРТОЧКИ №2 (Приложение 3)
Зелёные карточки (средне - высокий уровень): составить из слогов, записанных в разных фигурах, слова (карточки со словами ХАМЕЛЕОН, ЧЕРЕПАХА, МУХОМОР). Найти лишнее слово.
Голубые карточки (средний уровень): сухари, мухомор, хобот, петух. На карточках лишние слова: муха, сухари. Ваше задание я проверю потом.
- Лишнее слово МУХОМОР. Остальные слова обозначают животных.
- Слово МУХОМОР.
Текст:
Средне - высокий уровень (зелёные карточки) – работают самостоятельно.
Красивый гриб – мухомор! Шляпка у него красная, а на шляпке белые горошки. А ты знаешь, почему его так называют? Раньше настоем этого гриба морили мух. Для человека этот гриб опасен. А вот для животных он служит лекарством.
Средний уровень (голубые карточки) – читает весь текст один ученик.
Краси*ый гриб – мухо*ор! Шл*пка у него кр*сная, а на шляп*е белые горо*ки. Для че*овека этот г*иб о*асен. А вот для жи*отных он сл*жит лека*ством.
Низкий уровень (читают по предложениям вслух):
Кра-си-вый гриб – му-хомор! Шляп-ка у не-го крас-на-я, а на шляп-ке бе-лы-е го-рош-ки. Для че-ло-ве-ка этот гриб о-па-сен. А вот для жи-вот-ных он слу-жит ле-карст-вом.
МУХОМОР
- Мы познакомились с буквой Х.
- Буква Х обозначает звуки [х, х’]. (Характеристика звуков).
Индивидуальные задания на карточках (КУ-КА-РЕ-КУ)
Учащиеся кладут фигуры со своим именем в кармашек на соответствующей ступеньке лесенки.
|
Литература
Г. А. Бакунина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 конец урока
начало урока
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КАРТОЧКИ №1
Низкий уровень (белые карточки):
Ж ж Ж Х Ж Ж Ж ж Ж Х х Х К К Х К х К Х К К К К Х К Х у К к
Ж Х К К Х К к К Х К К к К Х К Х Х Ж Ж Ж Х Ж Х К У у х х Ж
Средний уровень (голубые карточки):
ак ах их ки хи ке жит ужм жух жёл хол
суж сух хим жим ким хми ухм кух жимс хрус
Средне-высокий (зелёные карточки):
кружусь жужжу хожу дружу хижина художник
дудочка кухарка хозяйка хризантема пароход ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Средний уровень (голубые карточки):
мухомор муха хобот сухари
Средне – высокий уровень (зелёные карточки):
хо му че хо ре мяк па мор ха
_________________________ _________________________
_________________________ _________________________
_________________________ _________________________
Отметь лишнее слово.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Средне - высокий уровень (зелёные карточки)
Красивый гриб – мухомор! Шляпка у него красная, а на шляпке белые горошки. А ты знаешь, почему его так называют? Раньше настоем этого гриба морили мух. Для человека этот гриб опасен. А вот для животных он служит лекарством.
Средний уровень (голубые карточки)
Краси*ый гриб – мухо*ор! Шл*пка у него кр*сная, а на шляп*е белые горо*ки. Для че*овека этот г*иб о*асен. А вот для жи*отных он сл*жит лека*ством.
Низкий уровень
Кра-си-вый гриб – му-хомор! Шляп-ка у не-го крас-на-я, а на шляп-ке бе-лы-е го-рош-ки. Для че-ло-ве-ка этот гриб о-па-сен. А вот для жи-вот-ных он слу-жит ле-карст-вом.
|