Скачать 75.78 Kb.
|
Тема урока «Иммунитет» Цели урока: сформировать представления об иммунитете как защитном механизме организма человека, разъяснить, каким образом иммунная система обеспечивает защиту организма от чужеродных веществ, клеток и тканей, ознакомить учащихся с достижениями иммунологии. Задачи: Образовательные: формирование новых анатомических понятий: иммунитет, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки. Развивающие: формирование умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой, а также развитие умений сравнивать и обобщать; развитие мыслительных способностей учащихся, логического мышления; Воспитательные: формирование диалектико-материалистического мировоззрения; Воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Оборудование: таблица “Кровь”, портрет И. И. Мечникова, компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point “Иммунитет. Виды иммунитета”. Ход урока
Приветствие учащихся.
Ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать с произведения А. С. Пушкина «Пир во время чумы» Ныне церковь опустела; Школа глухо заперта; Нива праздно перезрела; Роща темная пуста; И селенье, как жилище Погорелое, стоит, - Тихо все. (Одно кладбище) Не пустеет, не молчит. Поминутно мертвых носят, И стенания живых Боязливо Бога просят Успокоить души их! Поминутно места надо, И могилы меж собой, Как испуганное стадо, Жмутся тесной чередой. (А.С. Пушкин “Пир во время чумы”). Оспа, чума, тиф, холера и многие другие заболевания лишили огромное число людей жизни. Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы: “Города и селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах можно было увидеть только могильщиков”. В VI веке от чумы в Европе погибла ? часть населения – 10 млн человек. Чуму называли черной смертью. Не менее опасна была оспа В XVIII веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Особой приметой того времени считалось “Знаков оспы не имеет” В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926 год. - Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних людей и проходили без особых последствий для других. (Учащиеся пытаются высказывать свое мнение). Каждый организм индивидуален, он имеет защиту и эта защита различна! Итак, давайте рассмотрим какие же средства защиты имеются у человека. (Слайд) Вторым средством является внутренняя среда! - Каков состав внутренней среды? В чем ее значение для организма? Примерный ответ. Внутреннюю среду организма образуют межклеточная жидкость, лимфа и кровь. Межклеточная (тканевая) жидкость выполняет дыхательну и питательную функции. С помощью нее происходит очищение клеток от продуктов распада. Лимфа выполняет защитную функцию от болезнетворных микроорганизмов. Кровь выполняет дыхательную, питательную, выделительную, терморегуляторную, защитную и гуморальную функции - Что такое кровь? Из чего она состоит? Примерный ответ. Кровь – это соединительная ткань, которая состоит из плазмы и форменных элементов (клеток): 96% эритроцитов,3% лейкоцитов и1% кровяных пластинок – тромбоцитов. - Что такое плазма крови? Каково ее значение? Примерный ответ. Плазма крови – это межклеточное вещество одной из разновидностей соединительной ткани – крови. В ее состав входят: 90 -92% воды, около 1% минеральных веществ (соли натрия, кальция и многие другие), органические вещества (белки, глюкоза и др.), причем белок составляет 7% плазмы крови. Значение плазмы крови: принимает участие в транспортировке веществ и участвует в свертывании крови - Каковы особенности строения эритроцитов? Где они образуются и какую функцию выполняют? Примерный ответ. Эритроциты – это мелкие, безъядерные клетки, формы двояковогнутой линзы; эластичные, содержат особый белок гемоглобин, который придает крови красный цвет. Образуются в красном костном мозге, живут 100 – 120 суток. В 1 мм3 – 4,5 - 5,5% эритроцитов. Выполняют дыхательную функцию. - Каковы особенности строения лейкоцитов? Где они образуются и какую функцию выполняют? Примерный ответ. В 1 мм3 крови содержится 6000 – 8000 лейкоцитов и лимфоцитов. Это бесцветные клетки различной формы, содержат ядро, могут активно передвигаться. Образуются в красном костном мозге, в селезенке, в лимфатических узлах. Они защищают организм от болезнетворных микроорганизмов. - Каковы особенности строения тромбоцитов? Где они образуются и какова их функция? Примерный ответ. Тромбоциты – это небольшие безъядерные образования. Образуются в красном костном мозге, живут 5 – 7 дней. В 1 мм3 находится до 400 000 тромбоцитов, которые участвуют в свертывании крови. - Что такое свертывание крови? Как оно происходит? Примерный ответ. Свертывание крови – это защитная реакция организма, препятствующая потере крови и проникновению в организм болезнетворных организмов. При повреждении кровеносных сосудов нежные, нестойкие кровяные пластинки – тромбоциты – разрушаются, при этом в плазму выделяется особый фермент. Под его влиянием происходит целая цепь химических реакций, в результате которых растворимый белок плазмы фибриноген превращается в нерастворимый – фибрин. Его нити образуют густую сеть – сгусток крови (тромб), который закрывает рану. Итак, сделаем вывод что внутренняя среда организма это… и она является защитным барьером организма.
В крови существует две группы лимфоцитов: В- и Т-клетки. В-клетки образуют особые вещества - антитела, которые, соединяясь с бактериями, делают их беззащитными против фагоцитов. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и чужеродных веществ называется фагоцитозом. На основании своих наблюдений И. И. Мечников предположил, что фагоциты имеют место и у высших млекопитающих животных, в том числе, и у человека. В крови взрослого человека лейкоцитов содержится 6-8 тыс. в 1 мм3, однако их число может изменяться после приема пищи, мышечной работы, во время сильных эмоций. При инфекционных и некоторых других заболеваниях их число резко увеличивается (лейкоцитоз). При лучевой болезни наблюдается значительное уменьшение числа лейкоцитов (лейкопения). Т-клетки сами находят болезнетворные бактерии или клетки, пораженные вирусом. Вступая с ними в контакт, они выделяют особые вещества, вызывающие гибель бактерий или вирусов. Эти особые вещества называются антителами и имеют белковую природу. Фагоцитоз и выработка антител - единый защитный механизм, названный иммунитетом.) Какие виды иммунитета существуют? (схема) Естественный врожденный иммунитет - это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных. Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно. Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д. Пассивный искусственный иммунитет - это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии. Развитие очень опасной болезни - столбняка - можно предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной сыворотки. Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням. В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.
Какие виды иммунитета существуют? (схема) Естественный врожденный иммунитет - это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных. Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно. Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д. Пассивный искусственный иммунитет - это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии. Развитие очень опасной болезни - столбняка - можно предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной сыворотки. Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням. В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной. 2. Заполните пропуски в тексте Иммунитет – это способность организма избавляться от ……………. тел и соединений, сохранять химическое ……………….. внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым барьером на пути болезнетворных факторов являются ………….. и …………… оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов является ………….. среда организма (…………. и лимфа). В состав иммунной системы входят Задание № 3 (слайд)
Выучить §18; Уметь отвечать на вопросы после параграфа. Подготовить сообщения: «Л. Пастер. Вакцина. Лечебные сыворотки» «Э. Дженнер. Методы оспопрививания
|