Календарно-тематическое планирование 6 класс
|
№ урока
| Дата
| Тема
| Тип урока
| Основные понятия и элементы обязательного минимума образования
| Виды деятельности и контроль
| ДЗ
|
1
|
| Наука о растениях – Ботаника. Мир растений
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные Наука о растениях – ботаника. Роль в природе и жизни человека Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Методы изучения растений *Культурные и дикорастущие растения
| Групповая, индивидуальная (рабочая тетрадь, наблюдение) работа
| Д.з. Введение, §1
|
2
|
| Разнообразие растений
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Признаки растений. Высшие и низшие растения. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Растение – живой организм (биосистема). Условия жизни растений. *Абиотические и биотические факторы
| Индивидуальная и групповая работа
| Д.з. §2, задание 3 - с.6 в рабочей тетради №1§3-4
|
ТЕМА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 часа) Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения растительной клетки и клеточных структур, особенностей процессов жизнедеятельности растительных клеток; особенностей строения и функционирования тканей растения как единого живого организма.
|
3
|
| Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клетки
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Правила работы с микроскопом. Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро. Особенности строения мякоти листа. Хлоропласты Хлорофилл Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы. Деление и рост. *Изменения ядра и цитоплазмы при делении.
| Индивидуальная работа, работа в малых группах
| Д.з. §7, рабочая тетрадь№1 Задание 2 - с.14 §8, рабочая тетрадь задания 1,2 – с.16
|
4
|
| Ткани
| Комбинированный урок
| Ткань Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей. *Ксилема Флоэма
| Индивидуальная и групповая работа
| Д.з. §9
|
ТЕМА 2. ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (9 часов) Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей внешнего и внутреннего строения вегетативных и генеративных органов покрытосеменных растений; особенности строения семян; для приобретения практических навыков по определению на живых объектах видоизменённых побегов; для приобретения умения доказывать, что растение является биосистемой и объяснять взаимозависимость растения от влияния окружающей среды.
|
5
|
| Строение семени
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Двудольные Однодольные Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. Особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Значение семян для растений как органа его размножения и распространения. *Прорастание семян: надземное и подземное. Условия прорастания семян: вода, кислород воздуха, температура.
| Индивидуальная работа, работа в парах
| Д.з. §10, задание 2 на с.20 в рабочей тетради №1, §11 (Задание1- с.22), §12, с.49 (выписать в тетрадь вывод о значении семян)
|
6
|
| Корень. Внешнее и внутреннее строение
| Комбинированный урок
| Виды корней: главный, боковые, придаточные. Функции корня. Корневые системы. Ткани, образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая. Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания; зона проведения *Способы увеличения массы корней у растения: пикировка; окучивание. Хемотропизм и геотропизм.
| Индивидуальная, групповая работа
| Д.з§13, задание3 на с.27 в рабочей тетради №1. §14 с54-55, §15 «Многообразие корней»
|
7
|
| Побег. Строение и значение побега
| Комбинированный урок
| Побег – сложный орган. Строение побега: стебель, листья, почки. Строение почки Виды почек: пазушные, верхушечные; генеративные и вегетативные *Придаточные и спящие почки. Листорасположение. Ветвление. Крона. Кущение. Прищипка. Пасынкование. Определение названий деревьев и кустарников по строению почек.
| Индивидуальная работа, работа в малых группах
| Д.з. §16, §17 до годичного побега, задание 2 на с.34 в рабочей тетради №1
|
8
|
| Лист – часть побега. Значение листа для растения
| Комбинированный урок
| Функции листа. Простые и сложные. Жилкование. Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц); столбчатая и губчатая основные ткани; проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды); механическая ткань (волокна). Видоизменения листьев – приспособления к условиям жизни *Разнообразие листьев: с прилистниками и без; жилкование (перистое, параллельное, дуговое); по способу прикрепления (черешковые, сидячие). Световые и теневые листья. Приспособления листьев к факторам освещенности и влажности
| Индивидуальная работа, работа в малых группах
| Д.з. §18, §19 Задание 2 на с.36 в рабочей тетради №1
|
9
|
| Стебель. Внешнее и внутреннее строение
| Комбинированный урок
| Функции стебля. Рост стебля в толщину. Внешнее строение стебля. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань. *Годичные кольца; значение их для подсчета возраста. Чечевички.
| Индивидуальная работа, работа в малых группах
| Д.з §20
|
10
|
| Видоизменения подземных побегов.
| Комбинированный урок
| Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень. *Стебли по длине междоузлия: удлиненные и укороченные (розеточные); по положению в пространстве (лежачие, прямостоячие, ползучие, вьющиеся, приподнимающиеся, лазающие, цепляющиеся). Видоизменения: суккуленты, листообразные, флагообразная крона, колючки
| Индивидуальная работа, работа в малых группах
| Д.з §21 задание3 на с.43 в рабочей тетради №1
|
11
|
| Цветок. Строение и значение.
| Комбинированный урок.
| Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. Соцветия Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка. Биологическое значение соцветий. Функции цветка. Опыление. *Обоеполые и раздельнополые цветки. Однодомные и двудомные растения.Обозначения различных частей цветка.
| Индивидуальная, групповая работа
| Д.з §22, задание 4 на с.46 в рабочей тетради №1 §23
|
12
|
| Плод. Разнообразие и значение
| Комбинированный урок
| Функции плода. Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб. Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды. Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных.
| Индивидуальная работа, работа в малых группах
| Д.з §24, вопросы 1-4
|
13
|
| Взаимосвязь органов растения как организма
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Растение - биосистема. Признаки взаимосвязи органов.
| Работа в группах
| Д.з § 25
|
ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ (7часов) Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей происходящих в растительном организме процессов и значения этих жизненноважных процессов для растений; для получения навыков постановки опытов, наблюдения результатов и формулировки выводов; для осознания целостного восприятия растительного организма; для понимания космической роли растений.
|
14
|
| Корневое питание растений
| Комбинированный урок
| Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Нитраты: рост листьев и стеблей; Фосфор: ускоренное созревание плодов, холодостойкость; Калий: рост подземных побегов, холодостойкость.
| Индивидуальная работа
| Д.з §26, вопросы 1-3 * Задание 4 – с.55
|
15
|
| Воздушное питание растений
| Комбинированный урок
| Воздушное питание растений. Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез. Локализация процессов. Условия и необходимые вещества и продукты *Автотрофы и гетеротрофы
| Индивидуальная работа
| Д.з §27 §28
|
16
|
| Дыхание растений и обмен веществ.
| Комбинированный урок.
| Значение дыхания Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания. Использование энергии растениями. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. *Биологическое значение рыхления
| Индивидуальная работа
| Д.з §29
|
17
|
| Значение воды в жизни растений
| Комбинированный урок
| Значение воды в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к воде. Этапы и механизмы водообмена. *Экологические группы растений: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты, (суккуленты, склерофиты).
| Индивидуальная работа, работа в малых группах
| Д.з §30 задание3 на с.62 в рабочей тетради №1
|
18
|
| Размножение и оплодотворение у растений
| Комбинированный урок
| Размножение растений: половое и бесполое. Опыление и оплодотворение у растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения
| Индивидуальная, групповая работа
| Д.з §31
|
19
|
| Бесполое размножение растений.
| Комбинированный урок
| Вегетативное размножение. Его виды и биологическая роль в природе Использование вегетативного размножения. *Прививка черенком, глазком. Метод культуры тканей.
| Индивидуальная, групповая работа
| Д.з §32-33 задание 2 на с.6 рабочей тетради №2
|
20
|
| Рост и развитие растения
| Комбинированный урок
| Рост и индивидуальное развитие. Взаимосвязь роста и развития в жизнедеятельности растения. Зависимость от условий среды. *Суточные ритмы. Сезонная периодичность. Возможность управления ростом растения.
| Индивидуальная работа
| Д.з §34-35 вопросы 1-3, с.127
|
ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ЦАРСТВА РАСТЕНИЙ (7 часов) Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения и жизнедеятельности низших и высших растений и их роли в природе и жизни человека; для формирования навыков определения и сравнения различных групп растений; для понимания особенностей приспособления растений к среде обитания и процессов эволюционного преобразования растительного мира на планете.
|
21
|
| Водоросли
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Основные признаки водорослей. Слоевище, ризоиды. Зеленые, бурые, красные водоросли. Места обитания и распространение. Значение водорослей в природе и в жизни человека *«Цветение воды». Хламидомонада Представители водорослей. Зеленые нитчатые водоросли: улотрикс, спирогира. Бурые водоросли: ламинария Красные водоросли: порфира.
| Индивидуальная, парная работа
| Д.з §37-38, задание 2 на с.18 в рабочей тетради №2.
|
22
|
| Высшие споровые растения. Мхи
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Основные признаки мхов. Споровые, высшие растения Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу. Роль в природе и жизни человека. *Классификация мхов Гаметофит. Печеночники
| Индивидуальная, парная работа
| Д.з §39, , задание 3 на с.21 в рабочей тетради №2.
|
23
|
| Папоротники
| Комбинированный урок
| Основные признаки папоротников. Многообразие папоротников. Значение в природе и жизни человека. *Плауновидные, хвощи.
| Индивидуальная, групповая работа
| Д.з §40
|
24
|
| Голосеменные
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Голосеменные растения Особенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы. Значение голосеменных растений. Разнообразие голосеменных: хвойные растения (сосна, ель). *Фитонциды. Хвойные растения: лиственница, можжевельник. Жизненные формы: деревья, кустарники, лианы.
| Индивидуальная, групповая работа
| Д.з §41, задание4 на с.25 в рабочей тетради №2
|
25
|
| Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Особенности строения покрытосеменных растений. Органы цветкового растения. Жизненные формы. *Однолетние и многолетние растения
| Индивидуальная, групповая работа
| Д.з §42, задание3 на с.27 в рабочей тетради №2
|
26
|
| Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств
| Комбинированный урок
| Признаки класса двудольные Значение растений основных семействкласса двудольные. Сельскохозяйственные растения: овощные плодово-ягодные, масличные, кормовые культуры. Лекарственные растения. *Признаки семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов
| Индивидуальная работа, работа в парах
| Д.з §43, задание1,2 на с.28, 30 в рабочей тетради №2.
|
27
|
| Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные
| Комбинированный урок
| Признаки строения растений семейства злаки и лилейные. Редкие и охраняемыерастения семейства лилейные. Сельскохозяйственные растения: зерновые, кормовые культуры. Лекарственные и декоративные растения. *Семейство Луковые
| Индивидуальная работа, работа в парах
| Д.з §44, задание1,2 на с.31-32 в рабочей тетради №2
|
ТЕМА 5. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (2часа) Цель: создать условия для понимания учащимися закономерностей эволюционного преобразования и усложнения растительного мира на планете, процессов происхождения культурных растений.
|
28
|
| Понятие об эволюции растительного мира
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира. Приспособления к условиям существования. *Палеоботаника. Риниофиты. Реликтовые растения
| Индивидуальная работа
| Д.з §45, §46
|
29
|
| Многообразие и происхождение культурных растений
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Дикорастущие и культурные растения. Многообразие и происхождение культурных растений. Центры происхождения культурных растений. *Сельское хозяйство. Условия выращивания важнейших сельскохозяйственных растений, связанные с их происхождением
| Индивидуальная работа, работа в парах
| Д.з §47-48
|
.
ТЕМА 6. БАКТЕРИИ (2 часа) Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения бактериальной клетки, отличительных особенностей строения бактерий, их значения в природе и жизни человека
|
30
|
| Общая характеристика бактерий
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор. *Паразиты и Сапротрофы. Аэробы и анаэробы
| Групповая работа
| Д.з §49-50
|
31
|
| Многообразие и значение бактерий
| Урок комплексного применения ЗУН учащимися
| Значение бактерий в природе и жизни человека Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочнокислые, болезнетворные бактерии.
| Индивидуальная и групповая работа
| Д.з §51, задание 3 на с.41 в рабочей тетради №2
|
ТЕМА 7. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ (3 часа) Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения и жизнедеятельности лишайников и грибов, их значения в природе и жизни человека; для формирования бережного отношения к природе.
|
32
|
| Общая характеристика грибов
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Признаки царства грибов. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания. Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл; дрожжи. *Микология. Открытие антибиотиков и их использование
| Индивидуальная и групповая работа
| Д.з §52, задание 4 на с.44 в рабочей тетради №2.
|
33
|
| Многообразие и значение грибов
| Комбинированный урок
| Особенности строения шляпочных грибов.Мицелий. Микориза. Шляпочныегрибы (съедобные и ядовитые), наиболее часто встречающиеся в Волгоградской области.
| Индивидуальная и групповая работа
| Д.з §53
|
34
|
| *Лишайники
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Лишайники - симбиоз гриба и водорослей Условия жизни. Значение Питание, размножение *Формы лишайников: кустистые, листовые, накипные.
| Индивидуальная работа
| Д.з §54
|
ТЕМА 8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (1 час) Цель: создать условия для знакомства учащихся с растительными сообществами; с особенностями взаимосвязи растений в различных сообществах; для понимания основной роли растений в круговороте веществ.
|
35
|
| Жизнь растений в природе. Многообразие природных сообществ
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Фитоценоз Естественные природные сообщества: лес, степь. Роль растений в круговороте веществ. *Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.
| Индивидуальная работа, работа в малых группах
| Д.з §55, §56
|