Скачать 99.73 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЕРТИКОССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Каргасокского района Томской области Утверждаю Зам. директора по научно – методической работе ФИО___________________Сыркина Е.Н.. «_____» _______________ 20___г. Программа элективного курса по биологии для учащихся 5-7 классов «Тайны мира растений» ( 17 часов ) Автор: Гардер Г.В. – учитель биологии МОУ « Вертикосская СОШ» Программа обсуждена и принята за основу на заседании МО учителей естесвознания Вертикосской СОШ, протокол №___ от __________20___г. Вертикос 2011-12 уч.год. Пояснительная записка Программа элективного курса «Тайны мира растений» предназначена для учащихся 5-7 классов, проявляющих интерес к природоведению и биологии. Программа рассчитана на 1 час в неделю в течение полугодия (всего 17 часов). Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений, служит введением в раздел биологии «Ботаника». Программа курса существенно дополняет и компенсирует недостатки школьного базового образования, предоставляя каждому ребенку возможность погружения в мир живой природы, поэтому является целесообразной и актуальной. Новизна программы состоит в том, что она направлена на формирование определенного объема знаний у обучающихся в процессе их самостоятельной поисково – исследовательской деятельности и объединяет несколько биологических дисциплин (биология, экология, краеведение), что позволяет формировать у детей целостную картину окружающего мира. Курс направлен на привлечение внимания к миру растений, а так же на повышение у учащихся интереса к изучаемому предмету и развитию творческой фантазии. Учитывая возрастные особенности учеников, их практические знания и навыки, изучаемые объекты рассматриваются с использованием принципов доступности, образности, эмоционального воздействия, развития творческого воображения. Занятия элективного курса помогут подчеркнуть уникальность, неоценимое значение, таинственные взаимосвязи живых организмов в природе. Основными методами преподавания являются наблюдение, выполнение простейшего эксперимента, моделирование, демонстрация наглядных пособий и опытов, самостоятельная работа со справочной литературой. Формы организации деятельности учащихся: экскурсии, прогулки, практические работы, занятия в аудитории. . Программа «Тайны мира растений» выполняет несколько функций:
Цель: Развитие и реализация у обучающихся потенциала биологических знаний о царстве растений Задачи курса: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Содержание программы Раздел I. Разнообразие растений (3 часа) Самые древние растения. Разнообразие растений. Первые наземные растения. Растения у тебя дома. Значение растений. Ядовитые растения, нужны ли они? Условия для существования растений. Практические занятия. Фантастические растения. Работа с гербарными материалами. Изготовление гербария. Определение растений в кабинете. Раздел II. Строение растений (9 часов) Как устроено растение. Лист, особенности строения. Виды листьев. Лист – фабрика энергии. Космическая роль растений. Побег, его строение. Видоизменения побегов. Строение и значение цветка. Строение и состав семени. Движение растений. Практические занятия. Рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, нахождение их органов, сравнение органов разных растений. Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными. Оформление альбома «Строение растений». Работа с карточками – определителями, с гербарием. Опыт №1 «Дыхание листьев». Опыт №2 «Образование крахмала (фотосинтез)». Опыт №3 «Испарение воды листьями». Составление паспорта дерева. Зарисовка строения цветка. Опыт №4 «Строение и состав семени». Отпечатки листьев. Опыт №5 «Движение стебля и листьев». Экскурсии. «Зимний лес. Изготовление отпечатка коры». Раздел III. Размножение растений (5 часов) Вегетативное размножение растений. Размножение семенами. Разнообразие семян. Значение семян. Условия прорастания семян. Распространение семян. Практические занятия. Определение всхожести семян. Определение выделения углекислого газа и тепла, прорастающими семенами. Разнообразие семян. Размножение комнатных растений листовыми и стеблевыми черенками, отводками, клубнями, луковицами. Опыт №6 «Проращивание картофеля». Прививка. Опыт №7 «Можно ли прививать клубни картофеля?» Опыт №8 «Размножение традесканции, фиалки, бегонии». Опыт №9. «Как определить, что при дыхании семян выделяется углекислый газ и тепло?» Опыт №10 «Посадка цветов, овощных культур (томатов), в зависимости от размера семян». Опыт №11 «Прививка томата на картофель». Экскурсии. «Весенний лес». Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать. - группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, их отличительные признаки; - органы растений; -способы размножения растений, - значение растений в природе и жизни человека, Учащиеся должны уметь. - различать наиболее распространённые в регионе растения; - устно описывать растения; - пропагандировать знания об охране природы; - выполнять правила поведения в природе; - ухаживать за комнатными, овощными и цветочно-декоративными растениями; Ожидаемые результаты. Успешная самореализация школьников в изучении биологии, знание строения растения и его органов, желание наблюдать природу, повышение экологической грамотности. Умение наблюдать, прогнозировать результат работы. Формы занятий. Лекционная форма проведения занятий, практические занятия, опыты, экскурсии в природу, самостоятельные творческие работы, работа в группах и парах, индивидуальная работа, работа со словарями, справочной литературой Тематическое планирование:
Литература для учителя
. |