Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 89.61 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.03.2014
Размер89.61 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок


Биогеоценоз озера «Питьевое»

(урок в 9 классе)
Панарина Наталия Геннадьевна,

учитель биологии МБОУ «СОШ п. Красное»,

кандидат биологических наук
Пояснительная записка

Современное общество предъявляет высокие требования к личности. Выпускник должен уметь активно реализовывать свои творческие способности. Развитию и проявлению творческого потенциала личности школьника способствует сознание значимости своего я в общественной жизни. Основная цель, которую мы ставим перед собой в работе с детьми, – создание условий для полного и глубокого раскрытия нравственных, интеллектуальных и творческих начал личности. Изучение родной природы повышает уровень культуры ребят, без чего невозможно приобщение к общечеловеческим ценностям. Урок проведен в 9 классе МБОУ СОШ №4 п. Умба Мурманской области в 2011 году. Разработка урока направляется на профессиональный конкурс впервые. На уроке использованы материалы научно-исследовательских работ школьников данного класса. Фотографии живых объектов выполнены школьниками (цифровая микрофотосъемка). При подготовке к уроку использованы публикации автора и учеников [1 – 7].

Цели урока:

  • На примере озера Питьевое закрепить знания о биогеоценозе.

  • Используя данные исследовательских работ школьников, выявить видовое разнообразие высших водных растений и животных в оз. Питьевое.

  • Установить трофические связи между обитателями водоема.

Дидактические задачи урока:

  • Закрепить практические навыки по составлению сетей питания.

  • Совершенствовать навыки школьников публично представлять результаты своих исследований.

Воспитательные задачи урока:

  • воспитание экологического мышления и экологической культуры;

  • совершенствование интеллектуальной деятельности, культуры речи и общения;

  • содействие саморазвитию, самореализации личности ученика.

Оборудование:

  • электронные фотографии растений и животных, обитающих в водоеме, выполненные обучающимися;

  • диск с записью пьесы П.И. Чайковского из цикла «Времена года» («Баркарола»);

  • инструктивные карточки для каждого ученика; фотографии живых организмов на бумажном носителе для составления пищевых сетей;

  • проектор, экран, компьютер.


Технологичсекая карта урока

(урок рассчитан на 45 минут)

№ слайда

Время в минутах

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

1

Введение. Недавно мы изучили тему: «Экосистемный уровень организации живого». Сегодня урок несколько необычный. Он будет проходить в форме видео экскурсии к озеру Питьевому, расположенному на окраине поселка. Это озеро является источником питьевой воды для населения поселка




2

1

Учитель объявляет цели и задачи урока




3

Звуковое сопровождение

1

Звучит пьеса П.И.Чайковского «Баркаролла» (включается по щелчку на слайде), демонстрируются слайд со словами Антуан де Сент-Экзюпери

Один из учеников под музыку выразительно читает слова о воде: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете».

Антуан де Сент-Экзюпери


4

2

В начале года ученики класса разделились на 5 групп и получили задание изучить биогеоценоз озера Питьевое. Каждая группа должна была ответить на один из следующих вопросов:

  1. Какие морфологические особенности имеет озеро Питьевое?

  2. Какие высшие водные растения обитают в озере Питьевое?

  3. Каких беспозвоночных животных можно встретить в озере Питьевое?

  4. Какие позвоночные животные населяют озеро?

  5. Какое влияние оказывает человек на водоем?

Обучающиеся работали над поставленными вопросами в полевых условиях в сентябре-октябре, затем обрабатывали материал, писали исследовательские работы, готовились к представлению результатов

Презентации детей

16

Учитель объявляет темы исследовательских работ школьников:

  1. Морфологические особенности озера Питьевое.

  2. Высшие водные растения озера Питьевое.

  3. Беспозвоночные животные озера Питьевое.

  4. Позвоночные животные озера Питьевое


Каждая группа обучающихся подготовила ответ на поставленные вопросы в форме презентаций. Представители групп выступают с докладами, демонстрируя электронные презентации своих исследовательских работ (4 докладчика)

5 - 11

2

Учитель резюмирует доклады ребят, комментирует морфологические особенности озера Питьевое, изображения некоторых высших водных растений, беспозвоночных и позвоночных животных




12

Анимация

3

Далее следуют вопросы:

1.Что называется биогеоценозом?

2.Какие связи между организмами имеют в биогеоценозе наибольшее значение? Почему?

3.Какова трофическая структура биогеоценоза?

Предполагаемый ответ 1: (определение биогеоценоза).

Предполагаемый ответ 2: Наибольшее значение имеют пищевые связи, посредством которых вещество и энергия передается от одного трофического уровня живых организмов к другому.

Предполагаемый ответ 3: в трофической структуре биогеоценоза присутствуют продуценты, консументы, детритофаги и редуценты

13

Гиперссылки

3

На экране схема потока вещества и энергии в биогеоценозе, фото представителей трофических уровней (переход по гиперссылкам к примерам). Как происходит поток вещества и энергии в экосистеме?

Один из учеников комментирует схему передачи вещества и энергии

14,15

1

Мы получили ответы на поставленные вопросы. Теперь, используя полученные знания, информационную карточку-задание, фотографии живых организмов (выдаются ученикам) заполните таблицу и составьте пищевые сети озера Питьевое. Учитель выдает карточки, фотографии живых организмов




---

8




Ребята работают в парах. Сильные ученики контролируют работу слабого соседа

16,17

2

Заполненные карточки учитель собирает и после урока оценивает. На экране изображение заполненной таблицы и схема пищевой сети

Ученики комментируют изображение на слайде.

18

3

Учитель предлагает одному из учеников сообщить о влиянии человека на водоем. Объявляет тему доклада:

5. Влияние человека на озеро Питьевое

Доклад ученика. Ребята обсуждают доклад и принимают решение очистить озеро от антропогенного мусора




2

Подведение итогов урока, объявление оценок за устные ответы и выступления





Приложение 1

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ к уроку

Биогеоценоз озера Питьевое

РАСТЕНИЯ ОЗЕРА ПиТЬЕВОЕ.

Кубышка желтая, рдест альпийский, рдест плавающий, водоросли.

Беспозвоночные животные, обитающие в озере Питьевое:

Брюхоногие моллюски. Питаются водорослями и остатками высших растений.

Личинки стрекозы. Питаются другими беспозвоночными животными.

Личинки ручейников. Питаются личинками комаров звонцов, олигохетами и другими мелкими беспозвоночными.

Бокоплав озёрный. Питается растительной и животной пищей, в том числе и мёртвыми животными.

Олигохеты. Питаются гниющими остатками растений и животных.

Личинки комаров звонцов. Питается гниющими остатками растений и животных.

позвоночные животные, обитающие в озере Питьевое.

Колюшка трехиглая. Питается мелкими беспозвоночными животными.

Окунь. Питается беспозвоночными животными, может съесть колюшку.

Остромордая лягушка. Питается комарами и их личинками моллюсками и другими беспозвоночными.

Кряква. Со дна достает моллюсков и рачков, личинок насекомых, плоды водных растений.

Луток. Употребляет в пищу плоды водных растений и беспозвоночных животных.

Ондатра. Питается ондатра преимущественно растительной пищей: тростником, осокой, хвощем, вахтой. Использует растения для строительства хаток. Иногда поедает беспозвоночных и рыб.

Задание. 1. иСПОЛЬЗУЯ РИСУНОК (рис.1), ДАННЫЕ О ПИТАНИИ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ (ПРИВОДЯТСЯ ВЫШЕ), ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ:

ПРОДУЦЕНТЫ

КОНСУМЕНТЫ 1 ПОРЯДКА

КОНСУМЕНТЫ

2 ПОРЯДКА

КОНСУМЕНТЫ

3 ПОРЯДКА

ДЕТРИТОФАГИ

РЕДУЦЕНТЫ















Бактерии, грибы


Задание 2. иСПОЛЬЗУЯ РИСУНОК (рис. 1) И ДАННЫЕ О ПИТАНИИ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ И ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ, СОСТАВЬТЕ ПИЩЕВую СЕТь ОЗЕРА ПИТЬЕВОе.

dsc00958dsc01011


Кубышка желтая Рдест альпийский Кладофора Ручейник Прудовик


dsc00251dsc00245dsc00832dsc00834






Ондатра [9]. Личинка комара-звонца Катушка Личинка стрекозы Бокоплав




Окунь

Рис. 1. Обитатели озера Питьевое

Трехиглая колюшка Кряква Остромордая лягушка

Луток


Литература

  1. Панарин А.Е., Панарина Н.Г., Кожин М.Н. Оценка качества воды в озерах о. Великого и Ковдского п-ова // Рациональное использование прибрежной зоны северных морей. Ч. 1. Комплексное управление прибрежными зонами. Роль заповедников в обеспечении устойчивого развития прибрежной зоны северных морей. Кандалакша. Матер. докл. VI–VII Международных семинаров. СПб.: Изд. РГГМУ, 2004. С. 94–108.

  2. Панарина Н.Г. Панарин А.Е. Кожин М.Н. Применение индикаторных свойств макрофитов и беспозвоночных животных для оценки качества воды в водоемах о. Великого и Ковдского п-ова (Кандалакшский залив, Белое море). //Экологические проблемы Северных регионов и пути их решения. Материалы международной конференции. Ч.1. Апатиты, 2004. С. 200 -201.

  3. Панарин А.Е., Панарина Н.Г. Кожин М.Н., Питиримова Е.В., Ильина А.Н. Проблемы гнездования серощекой поганки (Podiceps grisegena) в Мурманской области. //Экологические проблемы Северных регионов и пути их решения. Материалы международной конференции. Ч.1. Апатиты, 2004. С. 201 - 203.

  4. Хренова Ю.Г. Определение класса качества воды по гидрологическому режиму, морфологическим параметрам, видовому составу и распространению высшей водной растительности в водоемах острова Великого (Кандалакшский залив, Белое море). Каталог. Седьмое Российское соревнование юных исследователей «Шаг в будущее. Юниор». М.: Научно-техническая ассоциация Актуальные проблемы фундаментальных наук», 2008. С. 44 45.

  5. Хренова Ю.Г. Сообщества высших водных растений – индикаторы качества воды в водоемах севера. Национальный форум творческих проектов «Шаг в будущее». М.: Научно-техническая ассоциация Актуальные проблемы фундаментальных наук» 2009. С. 44 45

  6. Хренова Ю.Г. Результаты комплексных исследований экологического состояния островных озер Кандалакшского залива (Белое море) с применением методов биоиндикации в 2002 – 2006 гг.Шаг в будущее. Сборник научных статей молодых исследователей – дипломантов IX Региональной научной и инженерной выставки «Будущее Севера» и IV Регионального соревнования «Будущее Севера. ЮНИОР». – Мурманск, 2007. – 20 С. 63 -65.

  7. Чернышева Е.А. Проблема охраны кувшинки северной (Nymphaea x borealis E. Camus), кувшинки Cундвика (Nymphaea x sundvikii Hiit) и их сообществ в озерах острова Великого и Ковдского полуострова (Кандалакшский залив, Белое море, 2004-2006 гг.). // Научные труды молодых исследователей программы «Шаг в будущее». – М.: НТА «АПФН», 2007. – (Сер. Профессионал), т. 10. – С. 133 – 138.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск