Скачать 48.34 Kb.
|
Учитель начальных классов высшей категории МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области» Пескова Ирина Владимировна Ноябрь 2009 г. Цель урока: закрепить умения учащихся о способах действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах. Задачи:
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки. Ход урока. I Организация урока (Слайд 1) Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороват…ся:
И каждый становит…ся Добрым, доверчивым. Доброе утро продлит…ся до вечера! -Здравствуйте, ребята, садитесь. Запишите число, классная работа. -По данному приветствию определите тему урока (Слайд 2)
-тся -ться -Придумайте по одному глаголу с данными суффиксами и запишите их (Слайд 4) Не стыдно (не ) знать, стыдно (не) учит..ся . -Объясните пропущенные орфограммы. - Дайте смысловое значение данной пословицы. ІІ. Актуализация знаний уч-ся. - ІII. Словарная работа (Слайд 5) К….мандир, д…ректор, ж…лать, в…лшебник, р…шать, св…ркать, к…питан, г…товить. - На какие две группы можно разделить эти слова? - От каких из этих глаголов можно образовать новые, с помощью суффиксов -ться, -тся? Одновременно проводится индивидуальная работа учащихся по карточкам. Карточка № 1. Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенной форме. Увлечение, наслаждение, раздражение, удаление. Карточка № 2. Поставьте глаголы в неопределённой форме. Тащимся, мчимся, рассержусь, улыбаюсь Карточка № 3. Поставьте глаголы в неопределённой форме. Умываемся, собираемся, возвращаюсь, приближаюсь. - Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе? (Слайд 6) Помни: вопрос – твой помощник! Что делает? Что делать? Что сделает? Что сделать? бросится броситься нравится нравиться удивится удивиться вернутся вернуться - Существует еще один способ действия при определении правильного написания –тся и –ться в глаголах. (Слайд 7) - Посмотрите внимательно на таблицу. От чего в данном случае зависит написание ь? Работа с таблицей: делает? сделает? что Ь тся 3-е л. делают? сделают? делать? что Ь -ться н.ф. сделать? - Откройте учебник на стр. 101 и прочитайте правило. Проверьте правильность ваших выводов. Обратите внимание на обозначение орфограммы. - От чего же зависит написание –ться и –тся в глаголах? Физминутка. Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, умыться, Кашу съесть, Поскакать легонько, На коленочки присесть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться. ІV. Тренировочные упражнения.
- Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму. (Слайд 8) Друзья (что делают?) познаются(3-е л.) в беде Трус своей тени (что делает?) боится (3-е л.) Всякий человек в деле (что делает?) познаётся(3-е л.) У него дело из рук (что делает?) валится (3-е л.) Несчастья (что делать?) бояться (неопр. ф.), так и счастья( что делать?) не видать(неопр. ф.) Не стыдно не знать, стыдно (что делать?)не учиться(неопр. ф.) За всё(что делать?) браться (неопр. ф.) – ничего не сделать.
Исправь ошибки в тексте и докажите. (Слайд 10) В зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвяться в своей клетке. Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держиться за ветку и сладко спит. Семейство тигров дружно умывается. Интересно ухаживать за животными и заботится о них.
Переносица – переносится Водица – водиться Спица - спится - Составьте с этими словами словосочетания, чтобы было ясно лексическое значение слов. Болит переносица – собрание переносится Чистая водица – не надо с ним водиться Острая спица – ему не спится 2. Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед.ч.
(Слайд 12) 6. Домашнее задание. (Слайд 13) № 2, стр.101 7. Итог урока. Рефлексия. Когда в глаголах, оканчивающихся на –тся пишется Ь? - Выставление оценок за урок. - Подарите друг другу и мне свои улыбки, если у вас настроение хорошее, ваша работа на уроке понравилась вам, урок был интересный. Как приятно видеть ваши радостные лица! - - |