Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 122.95 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.03.2014
Размер122.95 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
У р о к 38. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
типа ПЛОСКИе ЧЕРВи


Задачи урока:

– познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности типа Плоские черви;

– научиться выявлять черты более высокой организации их по сравнению с кишечнополостными;

– продолжить формирование умений работать с таблицами, текстом, сравнивать, делать выводы.

Вид урока: комбинированный урок.

Элементы ОМСО, изучаемые на уроке.

Знать: особенности строения и жизнедеятельности плоских червей; многообразие видов; классификацию.

Уметь: узнавать представителей изучаемых групп плоских червей на рисунках, таблицах; сравнивать их и делать выводы; работать с текстом учебника.

Элементы содержания образования повышенного уровня.

Знать: особенности плоских червей как более высокоорганизованных по сравнению с кишечнополостными; отличия в строении и жизнедеятельности свободноживущих и паразитических плоских червей.

Уметь: анализировать; систематизировать; составлять сравнительные таблицы; делать выводы; работать в группах в заданном темпе.

Формы контроля:

• Вопросы. Пример. Приведите доказательства в пользу того, что плоские черви по сравнению с кишечнополостными более сложно организованы.

• Работа с таблицей.

Черты сходства и различия кишечнополостных и плоских червей

Сходства

Отличия




Гидра

Планария










Вывод.

Оснащенность урока: таблицы с изображением представителей плоских червей или рисунки учебника; диафильм о плоских червях.

Основные положения урока.

• Плоские черви как более сложноорганизованные многоклеточные животные, имеющие три слоя клеток и двустороннюю симметрию.

• Особенности организации свободноживущих ресничных червей на примере молочно-белой планарии.

• Особенности жизнедеятельности ведущих хищнический образ жизни планарий, сходство с пресноводной гидрой.

• Размножение планарий, гермафродизм.

• Регенерация и ее значение в жизни плоских червей.

* Познакомьте учащихся с особенностями типа, обратите внимание на ароморфозы, которые привели к усложнению организации.

Тип плоские черви

Трехслойное строение.

Трехслойность обусловлена появлением в эмбриогенезе третьего слоя – мезодермы, которая располагается между экто- и энтодермой. У животных, у которых пространство между эктодермой и энтодермой полностью заполнено мезодермой (ацеломические животные), транспортные проблемы решаются путем сильного уплощения тела и сохранения относительно большой площади поверхности тела по сравнению с объемом. Таким образом необходимый уровень обмена веществ между тканями животного и окружающей средой поддерживается просто благодаря диффузии. У других животных в мезодерме развивается полость – целом (целомические животные) – и возникает система транспорта, предназначенная для переноса веществ между разными частями тела. Мезодерма участвует в формировании разных органов, которые, объединяясь, образуют системы органов.

Плоские черви являются наиболее просто устроенной группой трехслойных животных. Основная масса мезодермы в их теле остается недифференцированной и представляет собой обкладочную ткань – мезенхиму, или паренхиму, которая обеспечивает внутренним органам опору и защиту. Служит местом накопления запасных питательных веществ, играет важную роль в процессах обмена и т. п. Характерные признаки типа:

1. Трехслойные многоклеточные животные (ароморфоз).

2. Двусторонняя симметрия тела (ароморфоз) впервые появляется именно в этой группе беспозвоночных.

3. Тело их в большинстве случаев вытянуто в длину и сплющено в спинно-брюшном направлении (принимает вид листа, пластинки, ленты).

4. Передвижение при помощи сокращений кожно-мускульного мешка – совокупности эпителия и расположенной непосредственно под ним сложной системы мышечных волокон: наружный – кольцевые мышцы, промежуточный – косые (диагональные) мышцы, внутренний – продольные мышцы.

5. Не имеют полости тела (ацеломические).

6. Пищеварительный канал состоит лишь из эктодермальной передней кишки, или глотки, и энтодермальной средней кишки, замкнутой слепо. Анального отверстия нет. У паразитических форм пищеварительная система может быть полностью редуцирована.

7. Нервная система состоит из парного мозгового ганглия и идущих от него в заднюю часть тела нервных стволов, соединенных кольцевыми перемычками.

8. Кровеносная и дыхательная системы отсутствуют.

9. Впервые (у ароморфоз) появляются специальные органы выделения, построенные по типу так называемых протонефридиев. Они представлены системой разветвленных канальцев, оканчивающихся в паренхиме особой звездчатой клеткой с пучком ресничек. С внешней средой протонефридии сообщаются при помощи специальных экскреторных (выделительных) отверстий.

10. Половая система плоских червей гермафродитна (каждая особь имеет и женские, и мужские половые органы) и очень сложна.

11. Обычно имеются личиночные стадии.

В типе плоских червей выделяют три класса:

Ресничные черви – наиболее примитивные свободно-живущие черви, у которых характерные признаки сохранились в большей степени.

Типичный представитель – планария.

* Обратите внимание на особенности организации свободноживущих планарий.



Рис. Внешнее строение планарии
(Planaria Iugubris):

1 – глаз, 2 – дорсальная поверхность,
3 – карман глотки, 4 – выдвижная глотка
с ротовым отверстием на конце,
5 – вентральная поверхность, покрытая
ресничками, 6 – боковая лопасть
с расположенными на ней осязательными
клетками и хеморецепторами


* Подчеркните черты приспособленности свободноживущих планарий к хищническому образу жизни:

– щупальцевидные выросты, несущие органы чувств;

– примитивные органы зрения и равновесия;

– могут нападать на собратьев и других животных;

– движение ресничек и сокращение кожно-мускульного мешка позволяют ползать и плавать.

* Используя изученный материал, сравните кишечнополостных и плоских червей.

Таблица

Черты сходства и различия кишечнополостных и плоских червей

Черты сходства

Черты отличия

Пресноводная гидра

Белая планария

1. Многоклеточные

1. Двуслойная (экто- и энтодерма)

1. Трехслойная (появляется
мезодерма)

2. Хорошо развита
регенерация

2. Лучевая симметрия

2. Двусторонняя симметрия

3. Большую роль играет внутриклеточное пищеварение

3. Нет органов

3. Есть органы

4. Диффузная нервная система

4. Лестничная нервная система

5. Нет кожно-мускульного
мешка

5. Есть кожно-мускульный
мешок


* Интерес учащихся вызовет информация о происхождении ресничных плоских червей или турбеллярий от фагоцителлообразных предков многоклеточных, одна линия которых привела к прикрепленным формам с лучевой (радиальной) симметрией – кишечнополостным, а вторая – к ползающим формам с билатеральной симметрией – примитивным плоским червям.

* Поясните, что у планарий, которые являются гермафродитами, очень сложна система органов размножения. В отдельных частях этой системы образуются мужские и женские половые клетки. После оплодотворения яйца снабжаются питательным материалом и одеваются оболочками. Под оболочкой каждого яйца, пока оно продвигается по извилистым половым путям наружу, происходит развитие зародыша.

* Расскажите учащимся об уникальной регенеративной способности ресничных червей, которая осуществляется благодаря мелким недифференцированным клеткам кишечнополостных.
Вопросы для обсуждения.

1. Каковы общие признаки типа Плоские черви?

2. Какие прогрессивные изменения произошли у червей в ходе эволюции?

3. Где живет и как приспособлена к жизни в этих условиях белая планария?

4. Чем сходны планария и гидра? О чем свидетельствует это сходство?

5. В чем проявляется усложнение строения белой планарии по сравнению с гидрой?
Закрепление материала.

• Дополните схему классификации плоских червей. Приведите примеры названий червей разных классов.


• Вставьте пропущенное:

Известно _____ видов ресничных червей. Они живут в _____ водоемах и _____, а также в _____. Их тело покрыто _____.
• Запишите номера названий органов и их частей, соответствующих определенной системе организма плоских червей.

Пищеварительная система: _______________________________

Выделительная система: _________________________________

Нервная система: _______________________________________

Половая система: _______________________________________

Части организма:

1. Разветвленные канальцы.

2. Семенники.

3. Ротовое отверстие.

4. Звездчатые клетки.

5. Глотка.

6. Нервные узлы.

7. Яичники.

8. Кишка.

9. Нервные стволы.

10. Кожно-мускульный мешок.


• Вставьте в текст пропущенные слова.

Свободноживущие плоские черви как двусторонние симметричные животные ведут _____ образ жизни. У них есть _____ и задний концы тела. На _____ конце расположены _____, _____, органы защиты или нападения.

• Прочитайте приведенные ниже признаки, характерные: а) для кишечнополостных, б) для плоских червей. Запишите буквы, кодирующие признаки каждой из этих групп животных в таблицу.

А. Тело состоит из двух слоев клеток.

Б. Тело состоит из трех слоев клеток.

В. Симметрия лучевая.

Г. Симметрия двусторонняя.

Д. Имеется кожно-мускульный мешок.

Е. Между органами расположена паренхима.

Ж. Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.

Кишечнополостные




Плоские черви




• Впишите в слова пропущенные буквы и прочитайте их вслух, правильно расставляя ударения.

Пло..кие ч..рви, ре..ничные, мез..дерма, ко..но-мускульный меш..к,

с..стемы орг..нов, гермафр..диты, яи..ники, с..менники,

зве..дчатые клетки.

.

• Выберите один верный ответ.

1. У плоских червей симметрия тела:

А. Отсутствует.

Б. Лучевая.

В. Двусторонняя.

Г. У свободноживущих – двусторонняя, а у паразитов – лучевая.

2. Форма тела у плоских червей:

А. Округлая.

Б. Лентовидная или листовидная.

В. Утолщенная, не разделенная на членики.

Г. Удлиненная, разделенная на членики.

3. Из оплодотворенного яйца у плоских червей формируются слоев клеток:

А. Четыре.

Б. Три.

В. Два.

Г. Один.

4. Свободноживущие плоские черви вступают с другими животными в отношения:

А. Паразита и хозяина.

Б. Хищника и жертвы.

В. Взаимовыгодные.

Г. Конкурентные.

5. Снаружи тело свободноживущих плоских червей покрыто:

А. Удлиненными клетками с ресничками.

Б. Клетками, на которые не действует пищеварительный сок.

В. Известковой раковинкой.

Г. Более плотным слоем цитоплазмы.

6. Между внутренними органами у плоских червей находится:

А. Полость тела.

Б. Паренхима.

В. Кожно-мускульный мешок.

Г. Пищеварительный сок.

7. Планарию по способу питания можно отнести к хищникам, так как она:

А. Использует другое животное в качестве местообитания.

Б. Постоянно или временно использует другое животное в качестве источника питания.

В. Питается растительной пищей.

Г. Поедает других животных.

8. Непереваренные остатки пищи у планарии:

А. Удаляются через выделительные канальцы.

Б. Скапливаются в паренхиме.

В. Удаляются из кишечника через рот.

Г. Постепенно заполняют ветви кишечника.

9. Свободноживущие плоские черви дышат:

А. Кислородом, растворенным в воде.

Б. Кислородом воздуха.

В. Азотом.

Г. Углекислым газом.

10. Всей поверхностью тела всасывает питательные вещества:

А. Белая планария.

Б. Многоглазка.

В. Печеночный сосальщик.

Г. Бычий цепень.

11. Органы, участвующие в захвате пищи и ее переваривании, образуют систему:

А. Нервную.

Б. Выделительную.

В. Пищеварительную.

Г. Половую.

12. Полость тела разделена на части перегородками:

А. У аскариды.

Б. Острицы.

В. Дождевого червя.

Г. Луковой нематоды.

13. Ненужные для организма плоского червя вещества, образующиеся в клетках тела в процессе его жизнедеятельности:

А. Удаляются через ротовое отверстие.

Б. Накапливаются в ветвях кишечника.

В. Накапливаются в звездчатых клетках.

Г. Удаляются через ветвящиеся выделительные канальцы.

14. Какой плоский червь не является паразитом?

А. Печеночный сосальщик.

Б. Бычий цепень.

В. Белая планария.

Г. Широкий лентец.

15. Какое животное имеет двустороннюю симметрию тела?

А. Медуза корнерот.

Б. Красный коралл.

В. Пресноводная гидра.

Г. Белая планария.

16. Где живут белые планарии?

А. В пресных водоемах под корягами, камнями, листьями.

Б. В печени крупного рогатого скота.

В. В кишечнике человека и млекопитающих животных.

Г. В верхних слоях почвы.
Словарь. Трехслойные, двусторонне-симметричные, ресничные черви, турбеллярии, мезодерма, паренхима, гермафродитизм, свободноживущие, регенерация.
За страницами учебника.

Молочно-белая планария получила такое название за свою окраску. Обитает она в тех же водоемах, что и гидра. Чтобы найти планарий, следует внимательно осматривать нижнюю поверхность вынутых из воды листьев кувшинок или кубышек, а также извлеченные из воды листья других растений. В наших водоемах водятся и другие планарии, но молочную легче заметить благодаря ее светлой окраске и более крупным размерам (15–25 мм). Планарии медленно передвигаются по поверхности подводных предметов или в самой толще воды при помощи ресничек, в бесчисленном количестве покрывающих их тела и невидимых невооруженным глазом.

Домашнее задание: изучить текст учебника на с. 112–114 до статьи «Класс Сосальщики»; выполнить задания на с. 118.

Творческое задание: подготовить сообщения о разнообразии свободноживущих плоских червей, их значении в природе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск