Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе
Учителя МБОУ Средняя общеобразовательная школы п. Николевский Балаковского района Саратовской области
Грузинской Надежды Николаевны
Программа «Начальная школа XXI века»
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Тема
| Звуки весны: апрель. Насекомые
| Цель
| Дать общее представление о насекомых (строение тела, питание, передвижение , среда обитания);
познакомить с разнообразием насекомых.
| Планируемый результат
| Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать. Развивать внимание, память, наблюдательность, речь, познавательные интересы.
Способствовать развитию интереса к животному миру.
Научиться узнавать насекомых по строению их тела;
Выделять отличительные признаки насекомых;
Формировать умение ставить вопросы, находить информацию, оценивать свою работу, работать по плану, слушать и слышать друг друга, работать в группах, вступать в диалог, сотрудничество.
| Основные понятия
| Насекомое, признаки насекомых
| Межпредметные связи
| Музыка, изо
| Ресурсы:
-основные
-дополнительные
| Виноградова Н. Ф. «Окружающий мир»: учебник. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011 Ч. 2
Виноградова Н. Ф. «Учимся думать и фантазировать»: рабочие тетради к учебнику. 1 класс – М.: Вентана-Граф, 2011
Тексты, иллюстрации, рабочие листы, бейджи.
| Организация пространства
| Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах
|
Этапы урока. Цель
| Содержание учебного материала
| Методы и приёмы работы
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| УУД
| 1 Мотивация к учебной деятельности
Цель: проверка готовности детей, их настрой на работу
|
|
| Ужасно интересно Все то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем И мир большой познаем!
- Подарим друг другу улыбки и начнём урок. Сегодня на уроке наш класс на пол часа превратится в исследовательскую лабораторию, а вы станете научными сотрудниками, которым придётся решать непростые задачи. Вы готовы? Надевайте бейджи. Для того чтобы результаты урока были успешными, необходимо быть внимательными и активными.
| Реакция на учителя, внимание.
Самоопределение:
| П*( Самоконтроль готовности)
| Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока
-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения
| Загадки о насекомых, обобщение
(приложение 1)
Вывешивание на доске соответствующие картинки.(
Фиксирование вопросов на бумажных вопросах и вывешивание их на доске
Карточки (ключевые слова):
Строение, обитание, передвижение, окраска, разнообразие.
Формирование цели исследования
| Наблюдение
Приём ключевых слов – «волшебные» ключи
| Организует диалог, в ходе которого дети самостоятельно подходят к теме урока, преподносят свои знания о насекомых.
«Жу-жу-жу. Я на ветке сижу…
-Как назвать всех этих животных одним словом?
Действительно – это насекомые. Что вы о них знаете? А что вы хотели бы узнать?
Вопросов у нас много, все они разные. Но давайте попробуем навести среди них порядок, т. е. объединить вопросы в группы по каким-то общим признакам.
Что общего у всех наших исследуемых насекомых?
С помощью вопросов подводит детей к выдвижению гипотез
-Чем насекомые отличаются от других представителей животного мира?
Так чем же мы будем заниматься на уроке?
| Дети отгадывают загадки о насекомых. Самостоятельно ставят учебную задачу
Дети формулируют вопросы,
Распределяют вопросы в группы и дают названия каждой группе вопросов.
Рассказывают, что они знают о насекомых(Строение, передвижение, чем питаются..)
Формируют цель исследования: найти ответы на поставленные вопросы для лучшего углубления знаний о насекомых
Выдвигают гипотезы об отличительных особенностях насекомых
| Р*(целеполагание)
П*(логические действия)
К*( взаимодействие с партнёром, совместная деятельность)
П*(Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя)
| Освоение нового материала, исследование в малых группах
Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание
подвести учащихся к отличительным признакам насекомых.
- организовать составление совместного плана действий.
-определить средства
| Работа по учебнику с.68, 69, 70.
Тексты. Рабочие листы для каждой группы
(Приложение 2)
| Метод группового исследования
Сравнение, чтение, выбор действия
Приём «Рабочий лист» Каждый рабочий лист содержит инструкцию, которая помогает организовать работу в группе. Для более слабых учеников предложен «помощник ответа»
| Чтобы начать наше исследование. Разделитесь на 3 группы. Каждая получит свою часть вопросов, поиск ответов на которые помогут нам в исследовании насекомых.
Будьте внимательными, прочитайте сначала инструкции. Она поможет вам организовать ваше исследование. Работайте дружно, выслушивайте мнение партнёров. Подготовьтесь к выступлению.
| В малых группах дети распределяются по своим возможностям
Работа по картинке учебника, чтение текста.
Версии ответов по картинке и по текстам учебника
Выясняют отличительные признаки
Учатся договариваться, соблюдать правила взаимоотношений и сотрудничества
Учатся работать с информацией, аргументировать ответы. Участвуют в беседе, делают выводы
| П* (логические действия, общеучебные – выбор)
Р* (планирование и организация действий)
К* (сотрудничество, взаимодействие с партнёром)
П*(уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы используя учебник и свой жизненный опыт)
Р*(Уметь работать по составленному плану)
| Обмен информацией
Организовать усвоение учениками нового способа
| Составить схему основных признаков
Таблички с признаками насекомых.
Физминутка
| Выделение существенных признаков
| А сейчас представим собранные вами исследования.
Группа №1 Разнообразие насекомых.
Группа №2 «Строение тела насекомых»
Группа №3 «Передвижение и питание насекомых»
Русский композитор Римский-Корсаков написал знаменитую музыкальную пьесу, которая называется «Полёт шмеля». Эта пьеса исполняется в очень высоком темпе, помогающем воссоздать жужжание крылышек шмеля, отправившегося на поиски цветочного нектара
| Представитель группы №1 рассказывает о разнообразии насекомых. Рабочий лист крепится под нужным вопросом на доске
Представитель группы №2 рассказывает. Рабочий лист крепится под вопросом.
Представитель группы №3 рассказывает. Рабочий лист крепится под вопросом.
Дети двигаются под музыку.
| П* (знаково-символические действия,
К*(умение слушать и слышать собеседника)
Р* (оценка: обоснованность выбора)
Л*( Способность самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности
| Организация информации, обобщения, моделирование
| Признаки вывешиваются на доску.
1)Насечки; 2)тело: голова, грудь, брюшко;
3)6 ног.
Работа по учебнику с 71
Работа в тетрадях
С45.
| Обобщение
Фронтальный опрос
Индивидуальная работа
| Мы многое узнали о насекомых: о том как они выглядят, как передвигаются, чем питаются, где обитают.
Удивительно, но бесконечное многообразие насекомых объединяют всего три признака. Что мы выяснили в нашем исследовании?
Что насекомые-маленькие представители животного мира. Это самая большая группа животного мира. !)Что у насекомого тело имеет насечки. 2)Тело состоит из трёх отделов. Каких? (голова, грудь, брюшко). 3) У насекомого 6 ног.
Прочитайте вывод.
-Совпал ли наш вывод с выводом автора учебника?
Нарисуйте разных насекомых
|
Дети составляют схему в тетрадях
| П* (логические)
П*, Р* Л*
Умение обобщать устанавливать связь известного с новыми фактами
Использование знаков и символов для построения учебных моделей
| Подведение итогов, рефлексия
| Соответствующие вопросительные знаки снимаются с доски
| Рефлексия
По схеме рассказывают что узнали, знают, могли
| Ребята, какие вопросы мы ставили для себя в начале урока? На какие поставленные вопросы мы получили ответ…
-Что вам понравилось?
-Что показалось трудным?
Вы сегодня были настоящими исследователями, но узнали мы пока ещё очень мало о такой интересной группе животных – как насекомые. Очень много интересных сведений вы можете получить из интернета, энциклопедий, из учебников, у родителей, взрослых.
| Мы хотели узнать…
Мне понравилось..
Мне было трудно…
| Л*(умение самостоятельно оценить свои действия и действия одноклассников
П*(логические действия)
Р*(оценивание)
Л*(внутренняя позиция школьника)
| Р*-регулятивные К*-коммуникативные
П* - познавательные Л* - личностные
Приложение 1. (загадки к этапу: Актуализация знаний)
1)Кто над нами
Вверх ногами
Ходит не страшиться Упасть не боится? (муха)
2) Жу-жу-жу
Я на ветке сижу . (жук)
3) С ветки на тропинку,
С травинки на былинку,
Прыгает пружинка
Зелёная спинка. (кузнечик)
Приложение 2. (тексты к этапу: освоение нового материала)
Инструкция: (на каждую группу)
1.Внимательно прочитайте текст (Каждый читает по одному абзацу)
2. Подчеркните интересные факты о насекомых.
3. Постарайтесь ответить на вопросы.
4. Прочитайте задания на рабочем листе и выполните его.
5. Подготовьтесь к выступлению.
Для группы №1
Разнообразие насекомых
Насекомые – самая богатая по количеству видов группа животных. В ней не менее миллиона видов. Это бабочки, блохи, вши, богомолы, жуки, клопы, муравьи. мухи, комары, пчёлы, стрекозы, тараканы и другие. Окраска и форма тела многих насекомых зависят от того, где они обитают. (луг, сад, огород, пресные водоёмы, лес). Многие – силачи. Стрекозы способны поднять вес в 10 раз больше собственного, пчёлы – в 24 раза, муравей способен тащить ношу, которая в 52 раза больше его собственного веса, жук – носорог в 100 раз.
Рабочий лист
Распределите насекомых:
По размеру;
По силе;
Фотографии: медоносная пчела, муравей – плотник, жук - носорог
Для группы №2
Строение тела насекомых.
У всех насекомых тело состоит из трёх частей: головы, груди, брюшка.
1 На голове расположены глаза, усики и хоботок.
2 На груди находятся крылья и ноги. У всех взрослых насекомых шесть ног. У большинства насекомых в определённые периоды жизни отрастают крылья.
Рабочий лист
На с. 70 учебника. Рассмотрите насекомых.
Докажите, что насекомых можно назвать шестиногими.
Найдите насечки (полоски).
Подпишите части тела насекомых. Рисунок: бабочка, муха, муравей.
Для группы №3
Передвижение и питание насекомых
Как передвигаются насекомые? Многие из них летают. Некоторые ходят, прыгают и ползают. Кузнечик может прыгнуть на расстояние, в 20 раз больше длины его тела. Стрекоза может развивать скорость до 40 км в час.
Насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. Другие мелкую живность (других насекомых), некоторые пьют кровь. Поэтому ротовые органы у насекомых разные. У некоторых есть челюсти, как кусачки. У некоторых ротовой орган похож на шприц, А некоторые насекомые хоботками впитывают жидкость, как губка воду.
Рабочий лист.
На с. 70 учебника. Рассмотрите насекомых.
Отметьте жёлтыми фишками насекомых, которые летают, красными - прыгают и зелёными – ходят.
Определите какие насекомые питаются кровью, на что у них похож ротовой орган.
Литература
Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: Методика обучения1 класс – М.: Вентана-Граф, 2011
Виноградова Н. Ф. «Окружающий мир»: учебник. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011 Ч. 2
Виноградова Н. Ф. «Учимся думать и фантазировать»: рабочие тетради к учебнику. 1 класс – М.: Вентана-Граф, 2011
Развитие исследовательских умений младших школьников /Н.Б. Шумакова, Н.И Авдеева, Е.В. Климанова./.М.: Просвещение. 2011.- 157 с. |