Скачать 49.51 Kb.
|
Открытый урок по теме: «Вегетативное размножение покрытосеменных растений». 6 класс. Задачи урока: 1. Конкретизировать знания учащихся о вегетативных органах растений. 2.Изучить способы вегетативного размножения растений. 3.Прививать практические навыки и умения - размножать растения и ухаживать за ними. Показать роль вегетативного размножения в природе и сельскохозяйственном производстве. Тип урока: комбинированный. Методы обучения: беседа, работа с книгой, работа с экранными пособиями, демонстрация таблиц и комнатных растений. Оборудование: таблицы серии «Вегетативное размножение растений»; побеги традесканции и хризантемы, лист Сансевьеры. Комнатные растения: камнеломка плетеносная, хлорофитум хохлатый, коланхоэ, бегонии, узамбарская фиалка. Видоизмененные подземные побеги (клубни картофеля, луковицы лука). Фрагмент видеофильма «Вегетативное размножение растений». План урока:
Ход урока: I. Организационный момент (проверка готовности класса). II. Изучение нового материала. 1.Актуализация знаний (материал урока раскрывает связи теоретических знаний с практикой, значение биологических знаний при выращивании растений). Проблемный вопрос классу: - Почему растения, для которых характерен в основном неподвижный образ жизни, широко распространены по земному шару? Объяснение учителя: Растения расселяются, занимают новые территории благодаря размножению. Ведь размножение – это характерный признак всех живых организмов воспроизводить себе подобных. Хотя каждый организм живет ограниченное время, благодаря размножению растения существуют на Земле миллионы лет. Вегетативное размножение растений- это способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из вегетативных органов их частей или их видоизменений, а также групп клеток. Фронтальная беседа по вопросам: 1. Какие способы размножений растений вы знаете? 2. Почему размножение называют вегетативным? 3. Какие органы цветковых растений относят к вегетативным? 2.Способы вегетативного размножения покрытосеменных растений. Рассказ учителя с демонстрацией таблиц и комнатных растений о способах размножения листовыми и стеблевыми черенками, корневыми черенками, ползучими побегами, отводками и подземными видоизмененными побегами. Методика размножения черенками и отводками. Работа с новыми терминами (записи в словарь терминов) и рис.147,148. Заполнение таблицы по ходу объяснения нового материала.
Рассказ о размножении прививками и «глазками» (рис.149 и 150 с.188,189). Прививка – приживление части одного растения на другое. Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые). Прививка: а) почкой (летом); б) черенком (весной). Привой – глазок или черенок культурного растения, который прививают. Подвой – растение, к которому прививают. Дичок – молодое растение, выращенное из семени плодового дерева. Рассказ учителя о размножении культурой ткани. Культура тканей – способ выращивания растения из клеток образовательной ткани. Позволяет выращивать в более короткие сроки, в любое время, большое количество не зараженного посадочного материала (орхидеи, гвоздики, Жень-шень, картофель ). 3.Значение вегетативного размножения. 1. Растения быстро расселяются на новой территории. 2. Иногда семенное размножение затруднено и вегетативный способ размножения является единственным, например, земляника, ландыш, сныть растущие в тени, практически не цветут и не образуют семян. 3. Сохраняются все признаки материнского растения. 4. Успешная конкуренция с другими растениями. III. Закрепление изученного материала: 1) Какое размножение называют вегетативным? 2) Значение вегетативного размножения? 3) Какой вред приносят корнеотпрысковые сорняки? Просмотр фрагмента видеофильма «Вегетативное размножение растений» с комментариями учителя. IV.Домашнее задание: параграф 43,лабораторная работа «Размножение комнатных растений черенками». V.Подведение итогов урока. |